Здоровьесберегающие технологии – совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. С первых уроков учащиеся учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.
Главной задачей учителя в здоровьесбережении учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), создание у детей положительно эмоциональной настроенности на уроке и повышение интереса у школьников к изучению иностранного языка (урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приемы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты). Поэтому так важно для учителя быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам, независимо от их способностей, характера и поведения. Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.
Огромное значение для сохранения здоровья учащихся имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересовать и увлечь. Для этого у учителя есть много возможностей. Основным средством, реализующим здоровьесберегающие технологии на уроке является кабинет английского языка, оборудованный в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оснащенный различными средствами, позволяющими преодолеть усталость и переутомление учащихся.
В процессе изучения английского языка большое значение имеет игра. Игры могут быть: лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие. Игровые моменты позволяют комплексно реализовывать методические и педагогические задачи. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, чтения, устной речи, письма. В игре дети все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, проявление самостоятельности, сообразительности дают учащимся возможность преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. Вместе с этим учитель создает благоприятную обстановку для сохранения здоровья школьников.
В играх часто используются игрушки, пальчиковые куклы, мяч, картинки, рисунки, карточки, таблицы, плакаты, карты, загадки, кроссворды, диалоги, пословицы, поговорки, викторины. Дети имитируют действия, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Школьников можно вовлекать в подготовку дидактических материалов. Это вызывает интерес к предмету.
В начальной школе введение и тренировка в употреблении слов происходит в игровой форме с использованием движения. Подвижные игры способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
На уроках нужно проводить такие игры, которые дают возможность детям не только отдохнуть, они направлены на развитие внимания и тренировку лексического и грамматического материала. Существует много игр.
В начальной школе можно использовать:
- игры-пантомимы, например: «Мой день рождения» (дети показывают движениями, как они проводят свои дни рождения); «Мое хобби» (изображают свое любимое занятие); «В зоопарке», «Мои животные» (изображение животных жестами, голосом, движениями); «Мой день» (изображение действий, которые выполняются в течение дня); «В магазине» (нужно объяснить продавцу в магазине Лондона, что хочешь купить мимикой и жестами, т.к. недостаточно владеешь английским языком);
- игры с мячом (можно повторять лексику по теме, задавать и отвечать на вопросы, передавая мяч по кругу или ведущий бросает мяч детям, они отвечают и возвращают мяч назад; кто допускает ошибку, тот выбывает из игры);
- игры с карточками (например, у каждого ученика команды есть карточка с изображением буквы и членам команды надо построиться так, чтобы получилось слово; или изобразить букву в воздухе);
В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательное занятие.
В средней школе ребятам нравятся ролевые игры. Они дают возможность воссоздания различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни (например, интервью с известными людьми, ролевые игры «Покупка продуктов (одежды)», «Экскурсия по Лондону», «Почему английский язык такой популярный?»).
Учащиеся старших классов занимаются проектами, защищают их, учатся отстаивать свою точку зрения. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию благоприятной обстановки. В последние годы проектной деятельностью начали с удовольствием заниматься учащиеся младших и средних классов. Темы мини-проектов связаны с изучаемыми темами («Моя семья», «Мое семейное дерево», «Моя любимая еда», «Один день моей жизни», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой любимый праздник», «Мое любимое домашнее животное», «Мои каникулы», «Мои каникулы», «Моя страна и столица», «Путешествие», «Охрана окружающей среды» и т.д.). Этот вид деятельности делает детей уверенными, жизнерадостными.
На уроках английского языка следует использовать песню, которая является очень хорошим видом разрядки и может исполняться на всех уровнях обучения. Песня способствует лучшему усвоению языкового материала, позволяет увеличить объем и прочность нового материала, снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несет огромный эмоциональный заряд и поднимает настроение. Она активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету. Очень полезно использовать песни с движениями и танцами. Тексты песен есть в учебниках и на дисках, поэтому дети могут петь не только на уроках, но и дома.
Большую помощь учителю в решении проблемы здоровьесбережения оказывают современные пособия. В учебниках есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни. Учащиеся выражают свое мнение по изучаемым проблемам. Применение учителями элементов проблемного обучения приучают учащихся самостоятельно делать открытия, что вызывает у них чувство удовлетворения и положительно влияют на психологическое состояние каждого ученика и в группе в целом.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки следует проводить в сопровождении песен, считалок, рифмовок, стихов, проговариваемые учащимися хором.
На средней и старшей ступенях обучения можно использовать считалки – фонетические, лексические и грамматические, которые способствуют усвоению фонетических и грамматических правил.
Существуют требования к организации и проведению физкультминуток:
- Физиологически обоснованным временем для ее проведения считается 15-20 минута урока.
- Длительность – 1-5 минут, чтобы снять общее или локальное утомление и улучшить самочувствие детей.
- Комплексы подбираются в зависимости от вида и содержания урока. Урок должен быть разнообразным, так как монотонность снижает интерес и результативность.
- Физкультминутку следует проводить на начальном этапе утомления.
- Предпочтение – упражнениям для утомленных групп мышц.
При проведении физкультминуток необходимо учитывать, что они бывают разного вида:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- упражнения для глаз;
- упражнения для слуха;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционно-мимическая гимнастика.
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в раздраженном состоянии во время учебы, вызывая возбуждение других участков. После активного отдыха внимание повышается, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей. Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности. Учителям следует использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос, чтение, аудирование, письмо, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, ответы на вопросы, рисование, работа в группах, составление проектов, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания). Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Для поддержания высокого эмоционального тонуса учителю можно использовать эмоциональные разрядки (шутки, юмор, поговорки, веселые четверостишия, юмористические картинки), которые необходимы для снятия умственного напряжения и утомления и оживляют урок. Смех вызывает непроизвольную реакцию учащихся и создает благоприятный психологический климат на уроке.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
Использованная литература:
- Зимняя И.А. Теоретические вопросы обучения иностранным языкам.
- Полат Е.Л. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам, «Иностранные языки в школе» №1, 2000г.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. Приложение к журналу «ИЯШ» Методическая мозаика, №5,2005.
- Журнал «Иностранные языки в школе» №6,2006, №2, 2007.
- Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
- Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник», 2001.