Цели урока: Мотивация познавательной деятельности, дающей возможность учащимся обобщать и систематизировать приобретенные во время урока знания на освоении иных систем счисления, помимо привычной десятичной.
Достижение этой цели осуществлялось через задачи урока:
- образовательные:
- познакомить учащихся с системами счисления возникших в различных странах и эпохах;
- вовлечение максимального числа учащихся, как в диалог по обобщению пройденного материала, так и в работу по анализу изложенного нового материала и закреплению его;
- закрепление теоретического материала различными технологическими навыками - работа с карточки и работа в графическом редакторе над решением одной и той же задачи – «День рождения не в 10-й СС».
- проанализировать их, сделав вывод об их классификации (не позиционные и позиционные);
- воспитательные: активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивающие: развить в них навык использования информационных технологий в самостоятельном изучении научно-популярного материала; развить умение анализировать и обобщать пройденный материал у учащихся; развитие образного и логическое мышление.
Методы и приемы
- Организации учебно-познавательной деятельности: использование информационных и здоровье сберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач.
- Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы с элементами программированного обучения;
- Контроля и самоконтроля: самооценка своей деятельности учащимися.
Учебно-методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютерный класс, мультимедийный проектор, таблицы для заполнения и карточки (раздаточный материал), графический редактор Paint.
- Дидактическое обеспечение: авторская презентации «История возникновения чисел и систем счисления», учебник.
Технические требования: ОС Windows или Линокс; графический редактор Paint или ...; презентация Power Point.
Данный урок призван:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развить в них навык использования информационных технологий в самостоятельном изучении научно-популярного материала;
- развить умение выступать и доказывать свою точку зрения;
- развить умение и использование приобретенных навыков по написанию тестов на практике.
Предполагается вовлечение максимального числа учащихся, как в изложение нового материала, так и в работу по закреплению его.
Эпиграф: "Мысль выражать все числа десятью знаками, придавая им кроме значения по форме еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна. Как нелегко было прийти к этому методу, мы видим на примере величайших гениев греческой учености Архимеда и Апполония, от которых эта мысль осталась скрытой." П. Лаплас
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин)
II. Теоретическая часть. Просмотр и работа по презентации урока: «История возникновения чисел и систем счисления». (20 мин.) (Презентация)
Введение (учитель - слайды 1 и 2 см. (Презентация)): Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами - они с нами везде. А две тысячи лет назад что знал человек о числах? А пять тысяч лет назад? Ученые утверждают, что и тогда люди могли записывать числа и выполнять над ними арифметические действия, но делали они это совершенно по другим принципам, чем в делаем это мы. Сейчас мы узнаем о системах счисления, возникших в глубокой древности, ныне исчезнувших, но заложивших основы современных систем счисления.
Система счисления - способ записи (изображения) чисел.
Самая простая система счисления (СС) (учитель):
- Камешки, косточки … (слайды 3 и 4 см. (Презентация)).
- Задание-1 (слайд 4). Покажите с помощью пальцев свой день рождения. Возникает вопрос: Как показать год?
Вывод (учащиеся): самая простая СС не дает возможностей работать со значениями больше 100. - Историческая справка (слайды 5 и 6 см. (Презентация)). Счёт у индейцев, народов древней Азии Майя.
Аддитивная система счисления: Введение специальных символов для обозначения больших чисел — пяти, десяти и т. д. Раскрытие на примерах нумерации Майя и египетской принципа формирования чисел в результате суммирования всех знаков.
- Нумерация индейцев Майя (слайд 7, 8, 9 см. (Презентация))
- Египетская нумерация (слайд 9-14 см. (Презентация))
Вывод (учащиеся слайд 15 см. (Презентация)): недостаток - большая и не всегда понятная запись, сложность при расчете.
Алфавитно-аддитивная система счисления: Для обозначения цифр используются существующий алфавит и титл.
- Древнегреческая нумерация «Ионийская» (слайд 16 и 17 см. (Презентация))
- Славянская глаголическая нумерация (слайд 18 и 19 см. (Презентация))
Задание-2. (7 мин.) Сложим в таблице используя карточки с Рунами из славянской глаголической алфавита свой день рождения. Проверка по ходу выполнения задания. Необходимо раздать таблицу «Мой день рождения» (Приложение 1) и карточки славянского глаголического алфавита (Приложение 2).
- Славянская Кириллическая нумерация (слайд 20-22 см. (Презентация)). Сравним с «Ионийской» СС в Греции (слайд 17 см. (Презентация))
Вывод (учащиеся): за основу взяты одинаковые буквы алфавита.
- Римская (латинская слайд 23 см. (Презентация)) СС. Используется до сих пор.
Вывод (учителя): Все рассмотренные ранее системы счисления были не позиционными.
Мультипликативная система счисления:
- Использование иероглифов не позволяло создавать систему счета по выше изложенным принципам, поэтому возник другой подход к формированию чисел — позиционные.( слайд 24 см. (Презентация))
- Китайская нумерация (слайд 26-27 см. (Презентация))
- Индийская (арабская) нумерация (слайд 28-29 см. (Презентация))
Вывод (учителя слайд 30 см. (Презентация)):
Китайская и индийская системы счисления были позиционные.
Блиц опрос класса для анализа понимания пройденного материала (3 мин).
- Что такое система счисления? (Способ записи (изображения) чисел).
- Какие виды СС Вы знаете, коротко охарактеризуйте их? (Позиционные и не позиционные).
- С какими позиционными СС мы познакомились ранее?
- Какие символы использованы в них для записи чисел? (Арабские цифры, буквы английского алфавита ...).
- (На внимательность): В какой системе счисления малыш показывает на пальцах, сколько ему лет? Ответ: в палочной (пальцевой) не позиционной СС - значение числа - количество пальцев - подсчитывается простым суммированием.
- Единичная (палочная) СС. Древнеегипетская десятичная не позиционная СС.
За правильные ответы учащихся получают карточки.
III. Практическая часть. (20 мин.)
Практическая работа выполняется в графическом редакторе. Учащимся предоставляются две заготовки: египетская нумерация, китайская нумерация (см. презентацию).
Работа состоит из двух заданий:
- Непозиционная система счисления — Египетская нумерация.
- Позиционная система счисления — Китайская нумерация
Задание. Необходимо использую инструменты редактирования графического редактора (копирование и вставка фрагментов) собрать дату своего рождения.
Учитель: «Мы сейчас будим выполнять практическую работу.
Заготовка находится
рабочий стол → папка «КЛАССЫ»→ папка «6_а»→ системы_счисления.jpg
Сохраните в своей папки под именем: СС_дата_рождения.ipg
Задание:
- Напечатайте свою дату рождения (арабскими числами).
- Использую расположенные символы, справа соберите дату рождения в предложенных системах счисления.
- Определите вид системы счисления (позиционная или не позиционная).
Вывод (учащихся): Использование Китайской системы счисления были непривычно, но удобнее, чем Египетской СС, так как она позиционная.
VI. Подведение итогов. (2 мин.) Выставление отметок
Учитель: Спасибо каждому участнику нашего сегодняшнего урока. Только совместная заинтересованная работа сделала возможным это увлекательное путешествие в прошлое. За активное участие и правильные ответы в игре получают отметки… За хорошую самостоятельную работу по заполнению таблицы получают отметки…
V. Домашнее задание. (2 мин.)
Домашнее задание задается или не задается по решению учителя.
Пример домашнего задания.
Сделать небольшое сообщение по теме: «…система счисления», выбрав любую систему счисления не упомянутую на уроке. Представить в виде текстового документа размером не более 2 страниц.
VI. Самоанализ урока (пример см. Приложение 3)
Литература:
- Книга по информатике «Информатика» учебник для 6 класса, Л.Босова, из-во Бином, Лаборатория знаний, 2011;
- Рабочие тетради по информатики для 6 класса, Л.Босова, из-во Бином, Лаборатория знаний, 2004;
- Методическое пособие «Уроки информатики» в 5-6 классах, Л.Босова, А.Босова, из-во Бином, Лаборатория знаний, 2011;
- Учебное пособие «Системы счисления и компьютерная арифметика», Е. Андреева, И.Фалина, из-во Бином, Лаборатория знаний, 1999;
- Интернет ресурс - всевозможные нумерационные системы счисления http://old.megalink.ru/~agb/n/numerat.htm