Сценарий фольклорно-календарного русского народного праздника "Кузьминки"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”;

Задачи:
– воспитать уважение к русской народной культуре;
– пробудить интерес к фольклорным календарным праздникам;
– раскрыть индивидуальные творческие способности каждого ребенка, через концертную деятельность.

Оборудование:

  • Аудиозаписи русской народной музыки “Барыня”, “Светит месяц”, “Крокавяк”,
  • русские народные инструменты,
  • костюмы героев праздника (Картошка, Капуста, Лук, Осень),
  • костюмы фольклорного коллектива “Россияночка”,
  • декорации (балалайка, гормошка, печка), домашняя утварь.
  • Концертмейстер – баянист.

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка “Светит месяц”, выходит бабушка.

Бабушка:
(Идет, приговаривает, несет пирог – “Курник”.)
– Ох, и вкусный да душистый курник получился! (Зрителям.)
Это пирог такой, с начинкой из курицы.
Сегодня внучка девок, да парней собирает на посиделки.
Ведь нынче праздник – КУЗЬМИНКИ, от осени одни поминки.
В честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремесел.
В этот праздник почитали люд мастеровой.
В народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, от чего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют “ кашниками”.

Звучит русская народная музыка “Русские наигрыши” .

Входят девочки с узелками, в них еда – каша в чугунке, лепешки, пироги, яйца.

Девочка № 1: Здравствуй, хозяюшка, прими кушанье!

Бабушка:

(Угощенье расставляет на стол.)

Проходите, гости дорогие!

Ребенок в роли осени № 2:

Осень я, и сыплю злато через край,
Собрала в полях богатый урожай
Принесла с собою лучшие плоды,
Несколько из них сейчас увидишь ты.

Ребенок № 3:

Мы 5 раз в ладоши хлопнем,
И 5 раз ногами топнем.
Капусту в гости позовем
Представление овощей сейчас начнем

Звучит русская народная музыка “Барыня” выходит капуста, пританцовывает.

Ребенок № 4:

Не суди капусту строго,
Что на ней одежек много.

Капуста:

Всем известно: без капусты,
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.

Дети поют частушки про капусту

Частушки про капусту.

Ставьте ушки на макушке,
слушайте внимательно,
Мы капустные частушки
Споем замечательно.

Ходит Катя между гряд,
Выдирает все подряд:
Где капуста, где сорняк
Не поймет она никак.

Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала.

Я могу капусту квасить,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости –
Всех капустой угощу.

Уродилась я на славу –
Голова бела, кудрява,
А кто очень любит щи
Там меня всегда ищи.

Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее? Капуста!

Чтобы печка разгоралась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка легче пелась,
Надо пляской помогать.

Ребенок в роли осени № 2:

Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили?

Игра “разбери капусту”.

Участвуют две команды по 3 человека. Один держит вилок капусты, двое других разбирают кочан на листья по очереди. Побеждает команда, которая соберет больше целых листьев.

Звучит русская народная музыка “Светит месяц” выходит картошка.

Картошка:

Из мешка бери картошку и питайся понемножку
Можешь, есть ее вареной
Иль в мундире запеченой
А загадки про картошку вы отгадаете?
И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом……(картошка)

Ребенок № 5.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!” (картошка)

Ребенок № 6.

Это чудо плод
Ее едим мы круглый год
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует…….(картошка)

Ребенок № 7. Картошка, да каша – еда наша.

Ребенок № 8. Голодному и картошка лакомство.

Ребенок № 9. Картошку копать, не руками махать.

Игра “Картофельные кружева”. Участвуют неограниченное число участников, каждому выдается нож и картофелина одинакового размера. Надо вырезать самую длинную тонкую кожуру.

Осень:

А Бабушка моя средства знала от злых духов в доме.
Она чистила три маленьких луковицы.
Продевала их через иголку на толстую красную нитку,
Подвешивала их в разные комнаты на семь дней,
А на восьмой день каждую луковицу положила на чистый лист бумаги,
Круто посолила и сожгла в печи.
Вот так злой дух и уходил из дома.

Звучит русская народная музыка “Краковяк” выходит лук.

Лук:

Здравствуйте, мои друзья,
Расскажу немного про себя,
Зовут меня – лук,
Я от семи недуг.
Овощ очень я полезный
От простуды и цинги,
От угара, гайморита,
Бородавок и радикулита.
Меня добавляют в супы и второе,
В салаты, и к мясу; едят его все.

Ребенок № 10.

От луковой шелухи
Косы будут шелковы и туги.

Ребенок № 11. Лук добр во щах и разных супах.

Ребенок № 12. Лук и баня все поправят.

Ребенок № 1.

Лук с морковкой хоть и с одной грядки,
Да не одинаково сладки.

Бабушка: Ой, богат будет стол сегодня в ссыпчину да в складчину!

Ребенок № 2: Тут и каша

Ребенок № 3: И лепешки!

Ребенок № 4: И пироги

Ребенок № 5: И яйца!

Бабушка: А ребята когда быть обещали?

Ребенок № 6: Скоро, бабушка, скоро!

Бабушка:

Ну что ж, покуда их нет, садитесь за рукоделие,
Принимайтесь зимнюю пряжу прясть.
Да попросим Кузьму с Демьяном,
Ведь они наши покровители,
Помочь нам не отстать в работе от тех,
Кто начал ее раньше.

Ребенок № 7: Прялка не бог, а рубаху дает!

Ребенок № 8: Не ленись прясть – хорошо оденешься!

Девочки садятся за рукоделие и поют частушки. В дом входят мальчики, Ефросинья, Просковья:

Ефросинья.

Здоровья вам!
Нужны ли мы вам?

Мальчик № 1:

Когда надо вам – привечайте нас
А не надо вам – прогоняйте нас

Внучка: У нас гостики во дому, словно солнышко в терему.

Бабушка:

Дорогие гости, счастья вам.
Просим пожаловать в терем к нам!

Прасковья:

Дорогим хозяевам бьем челом
Спасибо вам за прием!

Бабушка:

Проходите милые, сегодня и ваш праздник
Ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Мальчик № 2:

А я знаю, что Кузьма и Демьян большие работники, кузнецы и плотники.
Они куют сохи и плуги и раздают их людям.

Ефросинья:

Да, парням помогают хлеб молотить
Девушкам – пряжу вить.
Они и дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.
А еще говорят, они волшебники.
Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

Мальчик № 3: Хозяюшка, а вам работнички нужны?

Бабушка: А что вы умеете делать?

Мальчики хором: Мы не скажем, а мы покажем!

Звучит русская народная музыка, мальчики изображают и показывают каждый по очереди свое ремесло, а зрители отвечают (пилит дрова, косит траву, забивает молотком гвозди).

Мальчик № 4: Вам, хозяева, уменье наше в доме всегда пригодится!

Бабушка: Ах, спасибо, работнички, уважили кузнецы вы умелые!

Ефросинья: А вы не забыли, в этот день курочка отмечает свои именины?

Мальчик № 5: А как же, к нам на праздник сама курица с петушком пожаловали!

Звучит русская народная музыка “Барыня”, на деревянной ложке въезжает “курица”, которую везет “петух”!!!!! Девочки танцуют, аплодируют.

Все веселятся, танцуют парами.

Прасковья:

Ишь ты! Вы все себе пары выбираете,
А про нашего Кузьму забыли – а ведь сегодня его праздник!

(Выносят чучело куклы Кузьки). Дети поют песню “На Кузьму, Кузьму-Демьяну”.

Песня:

На Кузьму, Кузьму – Демьяну,
На Кузьму, Кузьму – Демьяну,
На веселый праздник, на веселый праздник.
Выпадала да пороша, выпадала да пороша,
Белая, хороша, белая, хороша.
Как по этой по пороше, как по этой по пороше,
Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.
Не тропой, не дорогой, не тропой, не дорогой,
Чужим огородом, чужим огородом!
Он чужим огородом, он чужим огородом,
Катиной тропою, Катиной тропою.

Кузьку носят по кругу. В конце песни чучело “падает”.

Ефросинья: Ох, упал родимый. Знать осени, конец!

Прасковья: Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Бабушка: Ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все участники праздника поют заключительную песню “Милый ты наш Кузюшка” выходят на улицу сжигать чучело “ Кузьмы”.

Песня:

Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славим!
Мы тебя славим, в хоровод поставим!
Мы тебя встречаем, тебя величаем,
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!

Используемая литература:

  1. Бычков В. Музыкальные инструменты. ; М.: “Аст-пресс”, 2000.
  2. Дорофеев М.И. Русские народные песни Забайкалья. ; М.: “Советский композитор”, 1989.
  3. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса (методическая разработка). ; СПб.: 2000 г.
  4. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения. ; М.: “Владос”, 2001.
  5. Новикова А., Пушкина С. Русские народные песни Московской области. ; М.: "Советский композитор”, 1986..