Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету через содержание учебного материала, применять сформированные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях, развивать логическое мышление, самостоятельную деятельность обучающихся, правильно формулировать и излагать мысли
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы, прививать желание иметь глубокие знания, воспитывать умение работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи, воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Оборудование: таблица, доска, тесты, цветные мелки.
Тип урока: комбинированный.
Оформление: эпиграф:
Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: “Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы.
С.Коваль. “Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие, сообщение учащимся темы и цели урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Устно:
- Какая функция называется показательной?
- Область значений показательной функции.
- Что называется корнем уравнения?
- Пересечет ли прямая у = -3 график функции у = 4х?
- Сравнить числа 2,73 и 1.
- Что является графиком линейной функции?
- Среди заданных функций указать те, которые являются показательными:
а) 1) у = 4, 2) у = х, 3) у = 5x, 4) у = x3.
3
. Математический диктант.Думать придется много, писать мало. При ответе на любой вопрос будете ставить “да” или “нет”. Два варианта: а) и б).
1.а) является ли убывающей функция y =2x.
б) является ли возрастающей функция y = (0,3)x.
2.а) является ли показательным уравнение ?
б) является ли показательным уравнение ?
3. а) верно ли, что областью определения
показательной функции является R?
б) верно ли, что график показательной функции
проходит через точку с координатой(0;1)?
4.а) верно ли, что если b>0, то уравнение ax =
b имеет один корень,
б) верно ли, что если b=0, то уравнение ax = b не
имеет корней.
5.а) является ли число 3 корнем уравнения 2x
= 8,
б)является ли
число 2 корнем уравнения 0,3x = 0,09.
4. Изложение нового материала.
Урок я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь” Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз.. “Вот видишь, – сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…”Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
Показательным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное х входит только в показатели степени при некоторых постоянных основаниях.
Так как показательная функция ах монотонна и ее область значений (0, ?), то простейшее показательное уравнение ах=в имеет корень при в >0. Именно к виду ах=в надо сводить более сложные уравнения.
“Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть и в последствии подтвердить это, что следуя этому методу мы достигнем цели”. Лейбниц.
1.Простейшие уравнения: (устно)
а)2х-5 = 16
Приведение обеих частей к общему основанию:
2х-5 = 24
Данное уравнение равносильно уравнению:
х-5 = 4,
х = 9.
Ответ: 9.
б)3х = -9
Так как показательная функция принимает только положительные значения, то данное уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
2. Уравнения, решаемые с помощью вынесения общего множителя за скобки.
7х + 7х+2 = 350
7х + 7х72
= 350
7х(1+ 49) = 350
7х =350:50
7х = 7
х = 1
Ответ: х=1.
3.Уравнения, решаемые с помощью введения новой переменной.
16х – 174х + 16 = 0
Пусть 4х = t, где t , тогда уравнение примет вид:
t2 - 17t + 16 = 0
Данное квадратное уравнение является приведенным, по теореме Виета получим:
t1=1, t2=16
Если t1 = 1, то 4х = 1, 4х = 40, х1 = 0.
Если t1 = 16, то 4х = 16, 4х = 42, х2 = 2
Ответ: х1 = 0, х2 = 2.
4.Уравнения, решаемые с помощью их специфики – методом подбора.
При решении уравнений этим методом вначале находят путем подбора корень исходного уравнения, а потом доказывают, что этот корень единственный с использованием свойства монотонности показательной функции.
15х + 20х = 25х
Корень данного уравнения равен 2.
Действительно, при подстановке получаем верное равенство:
152+ 202 = 252
625 = 625
Других корней это уравнение не имеет. Разделим все члены этого уравнения на его правую часть, тогда получим:
+= 1
+= 1
Функции , – убывающие, так как их основания меньше 1, а следовательно, сумма этих функций тоже будет убывающей. А по теореме о корне данное уравнение имеет единственное решение.
Ответ: х = 2.
5. Графический метод.
Решить уравнение: 4х = 5-х
В одной координатной плоскости строят графики функций у = 4х и у = 5-х
Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций
у = 4х и у = 5-х
Проверка: х = 1, 41 = 5-1, 4 = 4 (верно)
Ответ: х = 1.
6.Уравнения, решаемые с применением свойств прогрессии.
2 · 23· 25·… ·22х-1 = 512
21+3+5+…+2х-1 = 512
Рассмотрим арифметическую прогрессию (аn) из х членов, где аn = 2 n-1, а1 = 1:
Sn =х= х·х = х2
9
х2 = 9
х1 = 3
х2 = -3 ( (не удовлетворяет)
Ответ: х = 3.
7.Однородные показательные уравнения второй степени.
6 ·4х – 13 6х
+ 6 ·9х = 0
6 ·2х – 13 ·2х 3х +6· 32х = 0
Так как 32х 0, то разделим обе части уравнения на 32х, тогда получим
–
6· (2х – 13· (х + 6 = 0
Путь(х =t, тогда получим уравнение 6t2 – 13t + 6 = 0
D = 132 -4• 6• 6 = 169 – 144 = 25
t1 = , t2 =.
Если t1 = х = , х = ()1, х1 = 1.
Если t2 = х = , х = ()-1, х2 = -1.
Ответ: х1 = 1, х2 = -1.
Уравнения (кроме № 4, 7, 6) решались совместно с обучающимися.
5. Закрепление изученного материала
М. В. Ломоносов говорил “Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения” (портрет ученого вывешивается на доску).
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений.
На доске написаны 5 уравнений:
2.3х-1 -3х + 3х+1 = 63
3.3-х = -
4.64х – 8х –56 = 0
5.3х +4х = 5х ( устно)
К доске выходят решать эти уравнения учащиеся.
Так как 31, то
= 0
По теореме Виета получаем:
х1=4, х2=5.
Ответ: х1 = 4, х2 = 5.
2. 3х-1 - 3х + 3х+1 = 63
Применяя соответствующие формулы свойства степеней, получим:
3х 3-1 – 3х + 3х 3 = 63
Выносим общий множитель за скобки:
3х(
3х
3х =
3х = 27
3х = 33
х = 3
Ответ: х = 3.
3.3-х = -
Решением этого уравнения является точка пересечения графиков функций у = 3-х и у = –
Ответ: х=-1.
4.64х – 8х – 56 = 0
(82)х – 8х – 56 = 0 или
(8х)2 – 8х – 56 = 0
Введем новую переменную t = 8х, тогда уравнение примет вид:
t2 – t – 56 = 0
По теореме Виета:
t1+ t2 = 1
t1 t2 =
– 56
t1 = 8, t2 = -7 (не удовлетворяет, так как
показательная функция принимает только
положительные значения)
Если t1 = 8, то 8х = 8, 8х = 81, х = 1.
Ответ: х = 1.
5.3х + 4х = 5х (устно)
Ответ: х = 2.
Итог урока. Выставление оценок.
Итак, сегодня мы повторили тему “Показательная функция и ее свойства и познакомились с методами решения показательных уравнений. Дома необходимо выполнить домашнюю контрольную работу. Учащиеся получают карточки с заданиями вариантов.
Домашняя контрольная работа.
I вариант |
II вариант |
Решите уравнения. |
Решите уравнения. |
|
|
Резерв.
Кроссворд “И в шутку и всерьез”.
По горизонтали: 1.Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения.
По вертикали:2.Название функции, любой из графиков, которой обязательно пройдет через точку (0;1). 3.Исчезающая разновидность учеников. 4.Проверка учеников на выживание. 5.Ученый математик, механик и астроном. Его высказывание о показательной функции напечатано в учебнике перед первым параграфом. 6.Другое название независимой переменной в функции.
Ответы: 1.Корень. 2.Показательная. 3.Отличник. 4.Контрольная. 5.Эйлер. 6.Аргумент.