Обучение решению задач глухих детей 1-го класса с глубокой задержкой развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Огромное значение в развитии мышления глухих детей с ЗПР, в формировании умения решать задачи имеет первоначальный этап, т.е. формирование понятий “всего” и “осталось”, усвоение математических терминов “задача, условие, рисунок, решение, ответ” (составные части задачи).

Методика обучения решению задач состоит в следующем:

1.Предварительная работа.

Обязательно включает в себя формирование понятий “рассказ” и “задача”. Первоначально образец того и другого даёт учитель, объясняя разницу. Затем он предлагает задание на различение из двух данных, а потом – назвать, что это?

рассказ задача

2. Чтение задачи.

Дети прочитывают всю задачу устно-дактильно, сопряжено с учителем. Идёт работа над содержанием, пониманием словаря, где используются картинки, муляжи, реальные предметы, инсценировки, зарисовка (как при работе по чтению). Текст должен быть простым, доступным для детей, связан с повседневной жизнью. Предметный словарь можно использовать тот же, что и по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ППО, чтению.

3. Работа над структурой задачи.

“Что мы знаем?” - основная, главная фраза на уроке. Дети повторно прочитывают условие по подражанию, затем – самостоятельно. Выкладываются таблички:

Мы знаем. это Условие.

“Что мы не знаем?”

Мы не знаем. это Вопрос.

Первоначально идёт пассивное многократное повторение этих слов, постепенно закрепляя их в речи. Педагог при этом побуждает детей к припоминанию и называнию их самостоятельно.

4.Рисунок к задаче.

“Мы будем рисовать”. Выкладывается следующая табличка: Рисунок.

“Что мы будем рисовать?” - уточняющий вопрос учителя. Если дети затрудняются, можно помочь: “Что мы будем считать?”, “Сколько будем рисовать яблок и др.?”. Если дети снова затрудняются, педагог возвращается к вопросу “Что мы знаем?”. Затем он рисует количество предметов. Впоследствии это делает сильный ученик, а затем – слабый. Дети учатся изображать условие, соблюдая клеточки.

“Прочитайте вопрос” (уточняющим является “Что мы не знаем?”) – дети зачитывают и обязательно обводят руками то количество предметов, которое требуется узнать (демонстрационный материал на столе учителя и на рисунке в тетради).

всего Дети обводят, утрируя значение слова (эмоционально реагируют, что выражается в мимике учителя и учащихся).

осталось

В том случае, если данные дети не могут воспринять сразу вопрос задачи, нужно подготовить их к выбору: где находится то количество предметов, которое они будут считать? Подготовка происходит во время чтения условия задачи:

ещё убери
пришёл ушёл
прилетел улетел
положил взял
дал и т.д. съел и т.д.

Вспоминая эти дополнительные (уточняющие) слова, которые дают детям при изучении знаков “+” и “-“ , эмоционально выражая их значение, учитель подводит учеников к осознанию вопроса “всего” и “осталось”. Далее составляется рисунок, подписываются числа, вопрос, скобка (всего).

5. Решение задачи.

“Мы будем решать задачу”. Выкладывается табличка: Решение.

“Напишите пример”. Предлагается шаблон:

Если дети затрудняются, учитель снова возвращается к вопросам: “Что мы знаем?”, “Что мы не знаем?”. Дети, у которых нарушено пространственное восприятие, обязательно должны соотносить движения руки (указательного пальца) с тем, что говорится и пишется. Сначала (первый раз) записывает учитель, затем – сильный ученик. Уточняем: “Что считали?”, записываем сокращения в скобках.

6. Запись ответа.

“Мы решили задачу. Сколько всего (осталось, стало, получилось)?”. Выкладывается табличка:

Ответ:

При этом учитель выделяет (соотносит) вопрос в задаче, получившееся количество предметов и ответ. “Напиши ответ. Прочитай ответ.”

7. Итог.

“Что мы делали?” Табличка: Мы решали задачу.

В ходе работы учитель обязательно учит “выделять” зелёной ручкой вопрос, результат и ответ, формируя умение соотносить взаимодействие этих понятий, а в последствии выделять главный вопрос и его связь с конечным результатом.

Тип задач учитель берёт из программы. Он может адаптировать тексты из сборников для массовой школы. Речевые конструкции фраз подбираются в соответствии с программой и возможностями детей (их речи, мышления и жизненного опыта).

На следующем этапе, когда составляется краткая запись

учитель делает то же самое, используя текст задачи в двух вариантах: целостный и разрезной для выкладывания краткой записи. Детям даются понятия “краткая запись” и “главные слова”. От наглядного решения учащиеся переходят к образному, устному разбору содержания задачи и составлению краткой записи, опираясь только на текст.

Хотелось бы особо отметить то, что всё чаще приходят в школу дети со сложной структурой дефекта, с речевыми нарушениями. Поэтому важно знать, что фразы учителя и детей должны быть чёткими и лаконичными, движение головы , глаз и рук – совпадать с действиями и речью учителя и ребёнка.