В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Синдром дефицита внимания является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в в детском возрасте. По данным, полученным в ходе различных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5% [1].
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления синдрома гиперактивности: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко и др.)
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для таких детей характерна чрезмерная болтливость, невозможность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с синдромом гиперактивности на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.[2]
Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С.Выготский писал [3], что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать во время занятия и походить. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (у них часто меняется настроение).
К подростковому возрасту, повышенная активность в большинстве случаев снижается, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном детстве, то могут возникнуть трудности в подростковом возрасте. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у почти у 70% подростков и 50% взрослых, имеющих диагноз синдрома гиперактивности в детстве. [4]
В целом, возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в раннем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающим симптомом гиперактивности, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
Многие авторы (Н.Н.Заваденко, П.Уэндер, Р.Шейдер и др.) обращают внимание на так называемые дополнительные признаки:
1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.
2. Нарушение межличностных отношений. У детей с синдромом гиперактивности часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с синдромом гиперактивности все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то другим и пр.
Во взаимоотношениях со взрослыми дети с синдромом гиперактивности отличаются своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение. Такие дети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром гиперактивности – это частая причина для перевода ребенка из одного учебного заведения в другое, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта.
3. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
4. Поведенческие расстройства. У детей с синдромом гиперактивности возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства наблюдаются часто, но не всегда.
5. Другие особенности. У детей с синдромом гиперактивности чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы.
К подростковому возрасту повышенная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Такие дети не сразу приступают к выполнению задания и оказываются последними при выполнении действия. Например, во время одевания на улицу: они суетятся и мешают другим детям одеваться, а когда все уже одеты, оказываются не готовыми к выходу на улицу. Если же они собираются одни, то процесс одевания идет значительно быстрее, т.к. нет отвлекающих факторов.
Дети с синдромом гиперактивности имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Педагог требует, чтобы дети сидели прямо и не отвлекались. Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
В настоящее время установлено, что в результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений у детей с синдромом гиперактивности происходит развитие функции сознания, самоконтроля и саморегуляции [5].
Перечисленные трудности приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н.Заваденко отмечает, что для 66% детей с синдромом гиперактивности характерны дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением – и дисграфия – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Для 61% детей – признаки дискалькулии – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.[4]
Корме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для детей с синдромом гиперактивности также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Вместе с тем такие дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди детей с синдромом гиперактивности могут быть и одаренные.
Анализ возрастной динамики: первый всплеск отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Д.А.Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.
Для гиперактивных детей характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Американский психолог В.Оклендер [6] характеризует детей с синдромом гиперактивности так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж. Роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов. Но редко дожидается ответов».
Синдром гиперактивности у детей встречается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность симптома среди мальчиков по сравнению с девочками, которая колеблется от 3:1 до 9:1. Высокая частота симптомов у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.
Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. Среди девочек синдром гиперактивности встречается реже и проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно-двукратном наблюдении, и имеют более неблагоприятный прогноз. Девиантность девочек базируется на «застревании» психологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо сложнее поддается коррекции и компенсации. [4]
Д.Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперактивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей от восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении».[6]
Наблюдения и различные исследования показали, что гиперактивность к подростковому возрасту исчезает или значительно снижается. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжает сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдающих в детстве тяжелыми формами синдрома гиперактивности, в подростковом и взрослом возрасте велик риск социальной дезадаптации (П.Уэндер, Р.Шейдер).[6]
Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого, имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. На современном этапе исследования гиперактивности считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:
- Генетические факторы;
- Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
- Негативное действие внутрисемейных факторов.
По результатам исследования Н.Н.Заваденко возникновение синдрома гиперактивности из-за раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев. [4]
Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.
Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление плода во время пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно. Что приводит к возникновению синдромов несформированности или дифицитарности головного мозга в онтогенезе [5].
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться следующие условия:
- обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
- соблюдение режима, достаточное время для сна;
- обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
- соответствующая медикоментозная поддержка;
- разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;
По современным научным данным, среди мальчиков
7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3
раза чаще, чем среди девочек. У девочек более
выражена социальная дезадаптация, учебные
трудности, личностные расстройства. [7]
Эмоциональная зрелость при подготовке к школе в
основном понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность длительное время
выполнять не очень привлекательное задание.
Для детей с синдромом гиперактивности могут быть «плохие» эмоциональные проявления:
- может использоваться ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
- повышенная двигательная активность;
- ябедничество;
- небрежность в выполнении монотонных операций;
- нарушение или несоблюдение правил в игре или другом виде деятельности.
Таким образом, показателями синдрома гиперактивности являются: нарушения психических функций – внимания, которые могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частым переключением с одного занятия на другое; произвольного вида памяти; координации движений, это могут быть нарушение мелкой моторной координации, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации; межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми. Сверстниками такие дети всегда стремятся руководить, часто в играх нарушают правила, отвлекаются, импульсивны, часто меняют желания заняться чем-то другим. Во взаимоотношениях со взрослыми они отличаются своей «невоспитуемостью», на них не действуют обычные наказания и поощрения. Дети с синдромом гиперактивности стремятся все делать наоборот, это нужно учитывать при воспитании таких дошкольников.
Я представляю одно занятие для детей с синдромом гиперактивности «Мы – разные, мы – вместе».
Форма занятия: групповая, продолжительностью 20-25 минут.
Задачи: развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие эмоционально-выразительных движений, развитие тактильного восприятия.
Психолог. Сегодня к нам на занятие пришел в гости кот Матвей и принес собой волшебный цветок с названиями игр. Мы будем по очереди отрывать лепестки и смотреть, название какой игры там написано, а затем будем в эту игру играть. Пожалуйста, оторвите один лепесток (один ребенок отрывает лепесток и отдает психологу для прочтения).
1. Игра «Обзывалки»
Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга необидными словами (названия овощей, фруктов, мебели, грибов) только в уменьшительно-ласкательной форме: «А ты,… морковочка!»
Затем психолог предлагает оторвать следующие лепестки по очереди и читает названия игр, которые проигрываются детьми.
2. Игра «Броуновское движение»
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
3. Игра «Волшебный мешочек»
Дети рассматривают мелкие игрушки, а затем их кладут в матерчатый мешочек и предлагается на ощупь определить каждую из них.
4. Игра «Летает – не летает»
Психолог называет разные предметы. Дети должны поднять руки тогда, когда называют предмет, который может летать. Психолог может их обманывать.
5. Заключительный этап
Когда отрывается последний лепесток, психолог говорит о том, что на нем написан вопрос: «В какие игры дети играли на занятии?» дети передают друг другу по кругу серединку от цветка и называют игры, в которые играли на занятии.
Литература:
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребенка. М., 1973.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной . – М., 2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.
- Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной . – М., 2001.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб., 2005.
- Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург, 2005.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога в детском саду с гиперактивными детьми. – М., 2005.