Урок развития речи в 3-м классе по теме "Изложение с творческим заданием по рассказу Э.Шима "Бывшие беспризорники"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщение знаний о структуре текста.
  2. Формирование универсальных учебных действий: умения выделять части в тексте, кратко (сжато) излагать главную мысль, точно употреблять слова в речи.

Оборудование урока:

1) эпиграф,

2) план урока,

3) текст (рассказ Э. Шима “Бывшие беспризорники”.

4) иллюстрации с изображением цветов (колокольчик, ромашка, василёк),

5) толковые словари.

Эпиграф (на доске). …

“Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям…”.
( И. Мазнин)

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение. Эпиграфом к уроку лучше всего подойдут строчки из стихотворения И.Мазнина “Давайте будем дружить друг с другом”. Прочитайте эти строки. Как вы понимаете их смысл?

Дети. – В этих строчках говорится о том, что люди должны любить природу, беречь её, не убивать насекомых, птиц и животных, не ломать деревья, не рвать цветы.

Учитель. – Молодцы. Правильно. Текст, по которому мы будем писать изложение, поможет лучше понять, что значит любить природу.

II. Знакомство с планом работы на уроке.

Учитель. – Дети, прочитайте план работы.

Дети (читают план работы, записанный на доске)

План

  1. Чтение текста.
  2. Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
  3. Анализ структуры текста.
  4. Орфографическая подготовка.
  5. Запись текста.

а) Свободный диктант – I и II части.

б) Изложение – III и IV части.

в) Проверка работы.

III. Работа с текстом. Подготовительная работа перед написанием изложения.

  1. Чтение текста.
  2. Бывшие беспризорники

    У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки.

    Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

    И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветов, что на целый букет хватит.

    Любуются ими люди. И невдомёк им, что это бывшие беспризорники.

    Учитель. –Почему рассказ назван “Бывшие беспризорники?” Что означает слово “беспризорник”?

    Дети. –Беспризорный – это бездомный, живущий на улице.

    Учитель. – Откройте толковые словари и найдите значение этого слова. Что ещё можно добавить в толкование этого слова?

    Дети. – Ещё в словаре говорится, что беспризорный – значит, лишённый присмотра, заботы, внимания.

    Учитель. – Так почему же рассказ назван “Бывшие беспризорники”?

    Дети. – В рассказе говорится о цветах, которые росли без присмотра, заботы и ухода людей. Учитель Сергей Степанович выкопал их, пересадил в школьный сад и стал за ними ухаживать.

  3. Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
  4. Учитель. – Ребята, как вы думаете, о чём этот текст?

    Дети. – Этот текст о том, как учитель ухаживает за цветами.

    Учитель. – Историю какого цветка описывает автор? Прочитайте, какой он был?\Дети. – Автор описывает историю колокольчика. В тексте говорится: “У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки

    Учитель. – Как вы понимаете слово “хилый”? Подберите синонимы.

    Дети. – Хилый – это слабый, болезненный, вялый, чахлый.

    Учитель. – Как автор называет изменения, которые произошли с цветами?

    Дети. – Автор называет эти изменения чудесами. В тексте говорится: “И тогда происходят чудеса”.

    Учитель. – Какие же изменения происходят с цветами? Как их описывает автор?

    (Учитель демонстрирует иллюстрации)

    Дети. – Автор использует слова-антонимы: мелкие – крупные, сравнение: как в голубых коронах

    Учитель. – Какие имена прилагательные использует автор, чтобы описать чудесные превращения цветов (ромашек)?

    Дети. – Для описания ромашек автор использует прилагательные – крупные, глазастые.

    Учитель. – Почему важно использовать в тексте эти слова?

    Дети. – Они помогают показать разницу между тем, какими цветы были и какими они стали.

    Учитель. – Почему цветы такими стали?

    Дети. – Учитель ухаживает за ними.

    Учитель. – Как учитель заботится о цветах? Прочитайте предложения, в которых описываются действия учителя.

    Дети. – В тексте говорится: “Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад... Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает”.

    Учитель. – Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

    Дети. – В этих предложениях встречаются однородные сказуемые, которые отделяются друг от друга запятыми. В первом же предложении между однородными сказуемыми стоит союз – и, поэтому в этом предложении запятой нет.

    Учитель. – В чём автор хотел убедить своих читателей?

    Дети. – Чудесные превращения произошли с цветами благодаря заботе человека.

    Учитель. – Что вы определили, отвечая на вопросы: о чём этот рассказ и в чём автор хотел убедить читателей?

    Дети. – Мы определили тему и главную мысль.

    Учитель. – Почему это важно сделать при подготовке к изложению?

    Дети. – Это нужно для того, чтобы раскрыть тему при написании изложения.

    Учитель. – Что автор отразил в названии рассказа “Бывшие беспризорники”?

    Дети. – Автор отразил главную мысль.

  5. Анализ структуры текста.

Учитель. – Из каких частей состоит текст?

Дети. – Вступление, основная часть и заключение.

Учитель. – Прочитайте вводную часть. Сколько в ней предложений?

Дети. – (Читают первый абзац). – Три предложения.

Учитель. – Можно ли начать рассказ сразу со второй части?

Дети. – Нет нельзя. Во второй части говорится: “Учитель выкопал этот колокольчик…” Совсем непонятно, какой “этот”.

Учитель. – Что мы узнаём из вводной части?.

Дети.- Мы узнаём, где вырос колокольчик, какой он был.

Учитель. – Для чего нужна вводная часть?

Дети. – Из неё мы узнаём , о чём пойдёт речь в рассказе.

Учитель. – Следующая часть - основная. Она самая большая в тексте. На сколько частей разделена основная часть в этом тексте?

Дети. – Основная часть разделена на 2 части.

Учитель. – Расскажите, что произошло с колокольчиком и другими такими же цветами.

Дети. – Учитель за ними ухаживал, и они стали очень красивыми.

Учитель. – Почему основная часть разделена на 2 части?

Дети. – Сначала рассказывается, как учитель ухаживал за цветами, потом – какими они стали.

Учитель. – Прочитайте заключительную часть текста. Зачем она нужна?

Дети. – Она делает текст законченным, подчёркивает главную мысль.

4) Орфографическая подготовка.

Учитель. – На какие правила встретились слова в тексте?

Дети. – В тексте встретились слова с проверяемыми безударными гласными: выкопал, таких, посадил, поливает, глазастыми, стоят, цветов, хватит.

Есть слова с непроверяемыми безударными гласными: ромашки, васильки, в коронах.

Учитель. – Найдите слова с приставками.

Дети. – выкопал, перенёс, беспризорники, посадил, поливает, подкармливает, происходит.

Учитель. – обратите внимание на слова: выкопал и вырос. Перед какими союзами нужно ставить запятую?

Дети. – Запятая всегда ставится перед союзами: а, что.

IV. Физическая минутка.

  1. Запись текста.
  2. I и II части – свободный диктант.

    III и IV части – изложение.

  3. Проверка работы.

Зачитываются 2-3 работы.

V. Подведение итогов.

Учитель: В заключение хочу сказать главное: любая травинка, любой лист, любое, даже самое непримечательное на первый взгляд живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения.

И ещё: нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли потоки мутной воды, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках всё меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато всё больше мусора, кострищ, поломанных деревьев.

Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Обязательно! Как другу, попавшему в беду.

Я надеюсь, дети, что этот урок не оставит вас равнодушными, и вы будете относиться к родной природе как добрые и заботливые друзья.

Использованная литература

Н.Н.Максимчук. “Сборник изложений по русскому языку” - Мн.:ПКИП “Асар”, 1995.

Т.Н.Соколова. “Школа развития речи” - М.: Росткнига, 2010.

С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. “Русский язык. Комментарии к урокам” - М. : Вентана-Граф, 2010.

О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. “Учим русский с увлечением” (Формирование орфографической зоркости) – М.:5 за знания, 2007.