Цели урока:
- Обобщение знаний о структуре текста.
- Формирование универсальных учебных действий: умения выделять части в тексте, кратко (сжато) излагать главную мысль, точно употреблять слова в речи.
Оборудование урока:
1) эпиграф,
2) план урока,
3) текст (рассказ Э. Шима “Бывшие беспризорники”.
4) иллюстрации с изображением цветов (колокольчик, ромашка, василёк),
5) толковые словари.
Эпиграф (на доске). …
“Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям…”.
( И. Мазнин)
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение. Эпиграфом к уроку лучше всего подойдут строчки из стихотворения И.Мазнина “Давайте будем дружить друг с другом”. Прочитайте эти строки. Как вы понимаете их смысл?
Дети. – В этих строчках говорится о том, что люди должны любить природу, беречь её, не убивать насекомых, птиц и животных, не ломать деревья, не рвать цветы.
Учитель. – Молодцы. Правильно. Текст, по которому мы будем писать изложение, поможет лучше понять, что значит любить природу.
II. Знакомство с планом работы на уроке.
Учитель. – Дети, прочитайте план работы.
Дети (читают план работы, записанный на доске)
План
- Чтение текста.
- Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
- Анализ структуры текста.
- Орфографическая подготовка.
- Запись текста.
а) Свободный диктант – I и II части.
б) Изложение – III и IV части.
в) Проверка работы.
III. Работа с текстом. Подготовительная работа перед написанием изложения.
- Чтение текста.
- Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
- Анализ структуры текста.
Бывшие беспризорники
У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки.
Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.
И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветов, что на целый букет хватит.
Любуются ими люди. И невдомёк им, что это бывшие беспризорники.
Учитель. –Почему рассказ назван “Бывшие беспризорники?” Что означает слово “беспризорник”?
Дети. –Беспризорный – это бездомный, живущий на улице.
Учитель. – Откройте толковые словари и найдите значение этого слова. Что ещё можно добавить в толкование этого слова?
Дети. – Ещё в словаре говорится, что беспризорный – значит, лишённый присмотра, заботы, внимания.
Учитель. – Так почему же рассказ назван “Бывшие беспризорники”?
Дети. – В рассказе говорится о цветах, которые росли без присмотра, заботы и ухода людей. Учитель Сергей Степанович выкопал их, пересадил в школьный сад и стал за ними ухаживать.
Учитель. – Ребята, как вы думаете, о чём этот текст?
Дети. – Этот текст о том, как учитель ухаживает за цветами.
Учитель. – Историю какого цветка описывает автор? Прочитайте, какой он был?\Дети. – Автор описывает историю колокольчика. В тексте говорится: “У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки
Учитель. – Как вы понимаете слово “хилый”? Подберите синонимы.
Дети. – Хилый – это слабый, болезненный, вялый, чахлый.
Учитель. – Как автор называет изменения, которые произошли с цветами?
Дети. – Автор называет эти изменения чудесами. В тексте говорится: “И тогда происходят чудеса”.
Учитель. – Какие же изменения происходят с цветами? Как их описывает автор?
(Учитель демонстрирует иллюстрации)
Дети. – Автор использует слова-антонимы: мелкие – крупные, сравнение: как в голубых коронах
Учитель. – Какие имена прилагательные использует автор, чтобы описать чудесные превращения цветов (ромашек)?
Дети. – Для описания ромашек автор использует прилагательные – крупные, глазастые.
Учитель. – Почему важно использовать в тексте эти слова?
Дети. – Они помогают показать разницу между тем, какими цветы были и какими они стали.
Учитель. – Почему цветы такими стали?
Дети. – Учитель ухаживает за ними.
Учитель. – Как учитель заботится о цветах? Прочитайте предложения, в которых описываются действия учителя.
Дети. – В тексте говорится: “Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад... Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает”.
Учитель. – Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.
Дети. – В этих предложениях встречаются однородные сказуемые, которые отделяются друг от друга запятыми. В первом же предложении между однородными сказуемыми стоит союз – и, поэтому в этом предложении запятой нет.
Учитель. – В чём автор хотел убедить своих читателей?
Дети. – Чудесные превращения произошли с цветами благодаря заботе человека.
Учитель. – Что вы определили, отвечая на вопросы: о чём этот рассказ и в чём автор хотел убедить читателей?
Дети. – Мы определили тему и главную мысль.
Учитель. – Почему это важно сделать при подготовке к изложению?
Дети. – Это нужно для того, чтобы раскрыть тему при написании изложения.
Учитель. – Что автор отразил в названии рассказа “Бывшие беспризорники”?
Дети. – Автор отразил главную мысль.
Учитель. – Из каких частей состоит текст?
Дети. – Вступление, основная часть и заключение.
Учитель. – Прочитайте вводную часть. Сколько в ней предложений?
Дети. – (Читают первый абзац). – Три предложения.
Учитель. – Можно ли начать рассказ сразу со второй части?
Дети. – Нет нельзя. Во второй части говорится: “Учитель выкопал этот колокольчик…” Совсем непонятно, какой “этот”.
Учитель. – Что мы узнаём из вводной части?.
Дети.- Мы узнаём, где вырос колокольчик, какой он был.
Учитель. – Для чего нужна вводная часть?
Дети. – Из неё мы узнаём , о чём пойдёт речь в рассказе.
Учитель. – Следующая часть - основная. Она самая большая в тексте. На сколько частей разделена основная часть в этом тексте?
Дети. – Основная часть разделена на 2 части.
Учитель. – Расскажите, что произошло с колокольчиком и другими такими же цветами.
Дети. – Учитель за ними ухаживал, и они стали очень красивыми.
Учитель. – Почему основная часть разделена на 2 части?
Дети. – Сначала рассказывается, как учитель ухаживал за цветами, потом – какими они стали.
Учитель. – Прочитайте заключительную часть текста. Зачем она нужна?
Дети. – Она делает текст законченным, подчёркивает главную мысль.
4) Орфографическая подготовка.
Учитель. – На какие правила встретились слова в тексте?
Дети. – В тексте встретились слова с проверяемыми безударными гласными: выкопал, таких, посадил, поливает, глазастыми, стоят, цветов, хватит.
Есть слова с непроверяемыми безударными гласными: ромашки, васильки, в коронах.
Учитель. – Найдите слова с приставками.
Дети. – выкопал, перенёс, беспризорники, посадил, поливает, подкармливает, происходит.
Учитель. – обратите внимание на слова: выкопал и вырос. Перед какими союзами нужно ставить запятую?
Дети. – Запятая всегда ставится перед союзами: а, что.
IV. Физическая минутка.
- Запись текста.
- Проверка работы.
I и II части – свободный диктант.
III и IV части – изложение.
Зачитываются 2-3 работы.
V. Подведение итогов.
Учитель: В заключение хочу сказать главное: любая травинка, любой лист, любое, даже самое непримечательное на первый взгляд живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения.
И ещё: нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли потоки мутной воды, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках всё меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато всё больше мусора, кострищ, поломанных деревьев.
Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Обязательно! Как другу, попавшему в беду.
Я надеюсь, дети, что этот урок не оставит вас равнодушными, и вы будете относиться к родной природе как добрые и заботливые друзья.
Использованная литература
Н.Н.Максимчук. “Сборник изложений по русскому языку” - Мн.:ПКИП “Асар”, 1995.
Т.Н.Соколова. “Школа развития речи” - М.: Росткнига, 2010.
С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. “Русский язык. Комментарии к урокам” - М. : Вентана-Граф, 2010.
О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. “Учим русский с увлечением” (Формирование орфографической зоркости) – М.:5 за знания, 2007.