Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными. Многие мои коллеги используют для этого игровые формы обучения. Игра позволяет решить много задач. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Являясь естественной для ребенка формой обучения, игра облегчает решение учебной задачи. Она позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.
Одной из главных задач современной школы является воспитание социально-компетентной личности, игра (особенно ролевая) помогает в этом. Ведь ребенок играя, ставит себя на место того или иного человека, пытается решить его проблемы. В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения на основе своих жизненных или художественных впечатлений.
Хочется отметить и такой факт, что во время проведения игры, в ней принимают участие все учащиеся, даже те, при обычном ходе урока стараются отсидеться, спрятавшись за спины других. Причем очень часто именно такие “тихони” становятся самыми активными участниками и раскрываются со всем с другой стороны.
Много лет, используя данную технологию, я не выстраивала никакой системы. Однако познакомившись со статьей в журнале “Преподавание истории в школе”: “Познавательные игры в курсе истории средних веков” (авт. Мацкайлова О.А.), я решила привести в систему игровую деятельность по другим курсам истории. Ниже я привожу эту систему.
Игры на уроках курса “История Древнего мира”
Тема урока | Игры и игровые ситуации |
1. Вводный урок | Отгадай вид источника |
2. Древнейшие люди | Игра “ Найди отличия” |
3. Родовые общины | Игра “ Оживи картину : “Родовая община” |
4. Возникновение искусства и религиозных верований | Игра “Экскурсия в первобытную галерею” |
5. Первобытные земледельцы и скотоводы | Игра “Вопрос-ответ” |
6. Появление неравенства | Игра “Оживи картину: “Поселок земледельцев и скотоводов” |
7. Повторительно-обобщающий урок | Конкурс “Что? Где? Когда?” |
8. Государство на берегах Нила | Игра “Поиск” |
9. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Игра “Найди ошибки” Игра “В гостях у египтянина” |
10. Жизнь египетского вельможи | Игра “ Путешествие к фараону” |
11. Военные походы фараонов | Оживи картину “Войско фараона” Игра “Третий лишний” |
12. Религия древних египтян | Игра “Поиск” |
13. Искусство Древнего Египта | Конкурс экскурсоводов |
14. Письменность и знания древних египтян | Игра “ В египетской школе” |
15. Древнее Двуречье | Игра “Путешествие в Двуречье” |
16. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Театрализованное представление “Суд по законам Хаммурапи” |
17. Финикийские мореплаватели | Игра “Найди отличия” |
18. Библейские сказания | Игра “Вопрос – ответ” |
19. Древнееврейское царство | Игра “ Найди сказочный сюжет” |
20. Ассирийская держава | Игра “Путешествие в Ассирию” |
21.Персидская держава “царя царей” | Игра “ Вслед за персами”. Игра “Третий лишний” |
22. Природа и люди Древней Индии | Игра “ Звездный час” |
23.Индийские касты | Игра “Поиск” |
24. Чему учил древний Конфуций | Игра “Найди отличия” |
25. Первый властелин Китая | Игра “Путешествие в Китай” |
26. Повторительно-обобщающий урок “Древний Восток” | Фестиваль диафильмов. Конкурс “Представление страны” |
27. Греки и критяне | Конкурс “Крылатые выражения” |
28. Микены и Троя | Конкурс “Крылатые выражения” |
29. Поэма Гомера “Илиада” | Конкурс “Крылатые выражения”. Игра “Третий лишний” |
30. Поэма Гомера “Одиссея” | Конкурс “Крылатые выражения” |
31. Религия древних греков | Игра “Поиск” |
32. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Игра “Найди отличия” |
33. Зарождение демократии в Афинах | Игра “Вопрос-ответ” |
34. Древняя Спарта | Игра “Найди отличия” |
35. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Конкурс рекламы |
36.Олимпийские игры в древности | Конкурс комментаторов |
37. Победа Греков над персами в Марафонской битве | Игра “Найди отличия” |
38. Нашествие персидских войск на Элладу | Игра “Поиск” |
39. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. | Оживи картину “В торговой гавани” |
40. В городе Афины | Конкурс экскурсоводов |
41. В афинских школах и гимнасиях | Конкурс экскурсоводов |
42. В театре Диониса | Игра “Найди отличия” |
43. Афинская демократия при Перикле | Оживи картину “Народное собрание в Афинах” |
44. Города Эллады подчиняются Македонии | Игра “Найди отличия” |
45. Поход Александра Македонского на Восток | Игра “ Вслед за Александром” |
46. В Александрии Египетской | Конкурс экскурсоводов |
47. Повторительно-обобщающий урок “Древняя Греция” | Конкурс “Что? Где? Когда?” |
48. Древнейший Рим | Игра “Поиск” |
49. Завоевания Римом Италии | Конкурс “Крылатые выражения” |
50. Устройство Римской республики | Игра “Найди отличия” |
51. Вторая война с Карфагеном | Игра “ Вслед за Ганнибалом” |
52. Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Игра “Найди ошибки в тексте” |
53.Рабство в Древнем Риме | Оживи картины “Триумф в Риме”, “Труд и жизнь рабов”, “В римском амфитеатре” |
54. Земельный закон братьев Гракхов | Игра “Найди ошибки в тексте” |
55. Восстание Спартака | Игра “ Вслед за Спартаком” |
56. Единовластие Цезаря | Конкурс “Крылатые выражения” |
57.Установление империи | Игра “Найди отличия” |
58. Римская империя в первые века нашей эры | Игра “Представление народов” |
59. В Риме при императоре Нероне | Игра “Вопрос-ответ” |
60. Первые христиане | Игра “Поиск” |
61. Расцвет империи во 2-м веке | Игра “Найди отличия” |
62. “Вечный город” и его жители | Конкурс экскурсоводов |
63. Римская империя при Константине | Игра “Найди отличия” |
64. Взятие Рима варварами | Игра “Поиск” |
65. Повторительно-обобщающий урок “Древний Рим” | Конкурс “Что? Где? Когда?” |
66-68. Итоговое повторение | Игра “Следствие ведут знатоки” |
Игры на уроках курса “История России с древнейших времен до XVIII века”
Тема урока | Игры и игровые ситуации |
Введение | Блеф-клуб |
Восточные славяне и их соседи | “ Оживи картину: “В славянском поселке”” |
Формирование древнерусского государства | Игра “Найди ошибки в тексте” |
Первые русские князья | Ассоциация |
Владимир Красно Солнышко | Отгадай героя |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | Исторический снежный ком |
Культура и быт Древней Руси | Конкурс экскурсоводов |
Обобщение “Киевская Русь” | Конкурс “Что? Где? Когда?” |
Начало раздробленности Руси | Конкурс “Три предложения” |
Главные политические центры | Конкурс “Представление княжества” |
Нашествие с Востока | Игра “Найди ошибки в тексте” |
Борьба Северо-западной Руси со шведской и немецкой агрессией | Аукцион |
Русь и Орда | Отгадай событие |
Русские земли в составе Великого княжества Литовского | Конкурс “Три предложения” |
Культура русских земель в XII-XIII в.в. | Конкурс экскурсоводов |
Обобщение “Удельная Русь” | Конкурс “Что? Где? Когда?” |
Москва –центр собирания русских земель | Исторический портрет |
Куликовская битва | Исторический портрет |
Феодальная война | Игра “Вопрос-ответ” |
Эпоха Ивана III | Ассоциация |
Церковь и государство в XIV-XVI в.в. | Игра “Найди отличия” |
Реформы Избранной Рады | Игра “Поиск” |
Внешняя политика Ивана IV | Расшифруй карту |
Опричнина | Ассоциация |
Культура и быт России в XIV-XVI в.в. | Конкурс экскурсоводов |
Обобщение “Московская Русь” | Конкурс “Что? Где? Когда?” |
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | Исторический портрет |
Смута в России | Отгадай героя |
Экономическое развитие России в XVII веке | Игра “Поиск” |
Сословия российского общества | Игра “Найди отличия” |
Политическое развитие России | Игра “Найди отличия” |
Власть и церковь | Игра “Вопрос-ответ” |
“Бунташный век” | Игра “Найди сходства” |
Внешняя политика России в XVII веке | Расшифруй карту |
Культура России в XVII веке | Пресс-конференция. Конкурс экскурсоводов |
Обобщение “Россия в XVII веке” | Конкурс “Что? Где? Когда?” |
Предпосылки Петровских реформ | Проблемная ситуация |
Начало царствования Петра | Игра “Вопрос-ответ” |
Внешняя политика Петра I | Расшифруй карту |
Экономика России при Петре I | Игра “Поиск” |
Народные движения при Петре I | Игра “Найди сходства” |
Культура в период правления ПетраI | Конкурс экскурсоводов |
Дворцовые перевороты | Ассоциация |
Внутренняя политика России 1725-1762 гг. | Отгадай героя |
Внешняя политика 1725-1762 гг. | Расшифруй карту |
Екатерина II | Исторический портрет |
Крестьянская война под предводительством Пугачева | Игра “Найди отличия” |
Экономическое развитие России 1762-1796 | Игра “Поиск” |
Внешняя политика Екатерины II | Расшифруй карту |
Культура России во второй половине XVIIIвека | Пресс-конференция. Конкурс экскурсоводов |
Игры на уроках курса “История России XIX века.
Тема урока | Игры и игровые ситуации |
Россия в начале XIX века | Блеф-клуб |
Последний дворцовый переворот в России | Урок-расследование |
Внутренняя политика Александра I | Исторический портрет |
Внешняя политика в 1801-1812 гг. | Расшифруй карту |
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | Исторический портрет |
Отечественная война 1812г. | “Оживи картину: “Военный совет в Филях” |
Заграничный поход русской армии | Отгадай героя |
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Игра “Вопрос-ответ” |
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г. | Исторический портрет |
Общественное движение при Александре I | Игра “Найди сходства” |
Выступление декабристов | Проблемная ситуация |
Внутренняя политика Николая I | Историческая гостиная |
Социально-экономическое развитие в 20-е -50-е гг. | Игра “Поиск” |
Внешняя политика Николая I | Расшифруй карту |
Общественное движение при Николае I | Игра “Найди отличия” |
Крымская война | Урок-конференция |
Образование и наука | Пресс-конференция |
Художественная культура | Конкурс экскурсоводов |
Быт и обычаи | Конкурс экскурсоводов |
Обобщение “Россия в пер. пол. XIX века” | Конкурс “Ассорти” |
Накануне отмены крепостного права | Заседание Дворянского собрания |
Крестьянская реформа | Конкурс журналистов |
Либеральные реформы 60-70-х гг. | Импровизация на тему |
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Игра “Поиск” |
Общественное движение: либералы и консерваторы | Игра “Найди отличия” |
Зарождение революционного народничества | Игра “Найди отличия” |
Революционное народничество во второй половине XIX века | Урок-суд |
Внешняя политика Александра II | Расшифруй карту |
Русско-турецкая война | Урок-конференция |
Внутренняя политика Александра III | Урок-расследование |
Экономическое развитие в годы правления Александра III | Игра “Найди отличия” |
Положение основных слоев общества | Конкурс “Представление сословия” |
Общественное движение в 80-90-х гг. | Игра “Найди отличия” |
Внешняя политика при Александре III | Брейн-ринг |
Просвещение и наука | Пресс-конференция |
Литература и изобразительное искусство | Конкурс экскурсоводов |
Архитектура, музыка, театр, народное творчество | Конкурс экскурсоводов, музыкальный салон. |
Быт: новые черты | Конкурс экскурсоводов |
Обобщение “Россия во второй половине XIXвека” | Конкурс “Ассорти” |
Многие игры мной были взяты из таких книг, как “ Игры на уроках истории” (авт. Борзова Л.П.); “Сто игр по истории” (авт. Кулагина Г.А.); “Методические разработки и сценарии уроков к курсу Отечественной истории XX века” (авт. Короткова М.В.). Названия и правила многих игр совпадают с их телевизионными версиями: “Звездный час”, “Что? Где? Когда?”, “Пресс-конференция” и др. Условия некоторых игр были разработаны мною.
Игра “Расшифруй карту”
Проводиться в начале изучения нового материала. Учащимся предлагается поставить себя на место главы государства данного исторического периода и предположить, ориентируясь по карте, какие задачи необходимо было решить, какие события в связи с этим происходили и каковы результаты. К концу изучения темы выясняется, кто был ближе к истине.
Игра “Заседание Дворянского собрания”
Проводиться в начале изучения нового материала по теме “Отмена крепостного права в России”. Класс делиться на три команды: дворяне черноземной полосы России, дворяне степной полосы, дворяне Нечерноземья. По просьбе императора они должны сформулировать свои условия отмены крепостного права.
Театрализованное представление “Суд по законам Хаммурапи”
Группа ребят показывает небольшие сценки из жизни жителей Двуречья. Класс на основе документа “Из законов царя Хаммурапи” выносит решение.
Игра “Исторический портрет”.
В начале урока ребятам дается задание делать у себя в тетради пометки, которые помогут им в конце урока написать свой исторический портрет изучаемой личности
Литература
- Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.:Владос-пресс,2001.
- Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя истории. М.: Владос-пресс,2001.
- Коваль Т.В. . Конспекты уроков для учителя истории. М.: Владос-пресс,2002.
- Короткова М.В.Методические разработки и сценарии уроков к курсу
- отечественной и зарубежной истории. М.: Центр гуманитарного образования, 1999.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.
- Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков// Преподавание истории в школе.1999.№8.