Урок-сказка "Гуси-лебеди" по теме "Решение уравнений"

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

1.Закрепление представления о взаимосвязи компонент и результата действия умножения.

2.Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором не известен делитель.

3.Развивать умения решать текстовые задачи.

4. Развивать умения решать занимательные задачи (кроссворды и логические) умения решать сложные на основе взаимосвязи между комплектами действий

5.Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

6. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Оборудование: абаки, “светофорики”, таблицы “Названия компонент и результатов математических действий”, иллюстрации к сказке.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний.

1. Оргмомент.

Жили-были старик со старухой, были у них дочка и сыночек. Перед уходом на работу старуха наказывала дочке смотреть за братиком, одного не оставлять. Старшие ушли, а девочка посадила братца на траву, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Пришла девочка, а братца нет нигде. Побежала она его искать. Долго ей пришлось бегать по полям да бродить по лесу. К счастью попался еж, хотела девочка толкнуть его, но побоялась наколоться и спрашивает: “Ежик, ежик, не видел ли ты, куда гуси-лебеди полетели?” А ежик отвечает: “Сними с меня листочки, тогда скажу”. (Выходит девочка, снимает листочки и просит ребят помочь ей выполнить задание.) (Рис. 1)

Рис. 1

1 листочек

*Индивиуальная работа по карточкам. Проверка таблицы умножения

2 листочек

*Математический диктант.

-Первое слагаемое 49,второе такое же. Найдите сумму.

-Увеличьте 77 на 9.

-Уменьшите 76 на 9.

-Вычислите разность чисел 65 и 28.

-На сколько 15 больше 7.

- На сколько11 меньше 31.

-Наименьшее двузначное число увеличьте на 9.

-Наибольшее двузначное число уменьшите на 25.

-В школьную столовую привезли 50 пирожков. Утром продали 16 пирожков, в обед- 18 пирожков. Сколько пирожков осталось?

3 листочек

* Работа у доски.

1 уч. Найди площадь грядки прямоугольной формы со сторонами 2м и 3м.

2 уч. Найди периметр прямоугольника со сторонами 2дм и 5дм.

II. “Открытие” нового знания.

Ежик показал дорогу, и девочка побежала за братцем. Вдруг она увидела избушку на курьих ножках, а рядом на лавочке под березой сидит братец, играет золотыми яблочками. Хотела девочка схватить братца, а березка не дает и просит девочку подарить ей ленточку, чтобы веточки подвязать. (Рис .2)

Рис. 2

Но чтобы подарить ленточку, надо выполнить задание.

  1. Задание № 1, с. 26.

а)10 : х=2

б)15 : у=3

Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного делителя через известное делимое и частное, алгоритм решения уравнения данного вида.

  1. Работа с текстом учебника со знаком ?
  2. Работа с текстом учебника со знаком !

Комментарий: до этого урока мы решали все уравнения с действиями умножения и деления следующим образом: сначала способом подбора через таблицы умножения, потом, в результате наблюдения, пытались своими словами формулировать правила поиска неизвестных компонент. Начиная с этого урока, при решении и проверке уравнений
преимущественно работаем в соответствии с изученным правилом, комментируя свои действия.

  1. Формулирование темы и целей урока.
  2. Физкультминутка.

V. Первичное закрепление.
Работа у доски. Решить уравнения с проверкой и объяснением.

48 : х=6

32 : у= 8

Березка позволила девочке взять братца. Схватила девочка братца и побежала, а гуси-лебеди за нею в погоню, нагоняют.

Видит девочка речку и просит спрятать ее, а речка и говорит: “Выполни мое задание, тогда спрячу”. (Рис .3)

Рис. 3

1 Повторение об уравнении, решение уравнений.

42 : х = 7

5 х 8 + 42 : 6=47

у х 8=40

42 : 6 + 5 х 8= 47

-Вы видите перед собой математические выражения. Как их можно назвать одним словом (равенства).

-Сравните эти равенства, чем они отличаются.

- Докажите, что равенств второго столбика верны.

-Записать вторую группу равенств.

- Как они называются?

-Что такое уравнение?

-Что значит решить уравнение?

Что такое корень уравнения?

-Как найти слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?

- Решение уравнений. Проверка решения.

Спрятала речка девочку. Гуси-лебеди покружились и улетели, Вышла девочка, поблагодарила речку и побежала с братцем дальше. А гуси- лебеди воротились и опять нагоняют. Что делать? Беда. Но впереди стоит яблоня. Девочка просит яблоню спрятать её. Яблоня предлагает скушать яблочко и выполнить ее задание.( Рис. 4)

Рис. 4

2 Самостоятельная работа в парах по вариантам.
Задание № 2, с. 26.(1 в.-1 ур., 2 в. -2 ур.)

15 : у=3 а : 6=12

-Самопроверка. (Правильное решение вывешено на доске)

Яблоня прикрыла ее веточками. Гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка из-за яблоньки и опять побежала с братцем. А гуси-лебеди вновь догоняют, вот-вот схватят. К счастью на дороге встретилась печка. Просит девочка печку спрятать ее с братцем. А печка отвечает: “Съешь моего ржаного пирожка”. (Рис. 5)

Рис. 5

VI. Систематизация и повторение.
Задания №5, 8, с. 26~27.

№5 Участки земли (прямоугольный со сторонами 6м и 4м и квадратный со стороной 5м) огорожены по периметру забором. У какого участка земли более длинный забор?

Ответ: заборы равны.

№8 начинаем решать с наиболее определённой ситуации (средняя дорога)

Ответ :по левой дороге пойдёшь- домой придёшь, по средней дороге пойдёшь- к Кощею придёшь, по правой дороге пойдёшь- погибнешь.

Итак, печка спрятала девочку. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели. Девочка прибежала с братцем домой, а тут вскоре и отец с матерью пришли. А у нас с вами заканчивается урок. Давайте подведем его итог:

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Что такое уравнение?

- Что значит решить уравнение?

Что хорошо нужно знать для решения уравнений?

Как найти слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?

VIII. Предполагаемая домашняя работа. Задания №3, 4, с. 26.