Основные цели:
1.Закрепление представления о взаимосвязи компонент и результата действия умножения.
2.Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором не известен делитель.
3.Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (кроссворды и логические) умения решать сложные на основе взаимосвязи между комплектами действий
5.Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
6. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Оборудование: абаки, “светофорики”, таблицы “Названия компонент и результатов математических действий”, иллюстрации к сказке.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
1. Оргмомент.
Жили-были старик со старухой, были у них дочка и сыночек. Перед уходом на работу старуха наказывала дочке смотреть за братиком, одного не оставлять. Старшие ушли, а девочка посадила братца на траву, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Пришла девочка, а братца нет нигде. Побежала она его искать. Долго ей пришлось бегать по полям да бродить по лесу. К счастью попался еж, хотела девочка толкнуть его, но побоялась наколоться и спрашивает: “Ежик, ежик, не видел ли ты, куда гуси-лебеди полетели?” А ежик отвечает: “Сними с меня листочки, тогда скажу”. (Выходит девочка, снимает листочки и просит ребят помочь ей выполнить задание.) (Рис. 1)
Рис. 1
1 листочек
*Индивиуальная работа по карточкам. Проверка таблицы умножения
2 листочек
*Математический диктант.
-Первое слагаемое 49,второе такое же. Найдите сумму.
-Увеличьте 77 на 9.
-Уменьшите 76 на 9.
-Вычислите разность чисел 65 и 28.
-На сколько 15 больше 7.
- На сколько11 меньше 31.
-Наименьшее двузначное число увеличьте на 9.
-Наибольшее двузначное число уменьшите на 25.
-В школьную столовую привезли 50 пирожков. Утром продали 16 пирожков, в обед- 18 пирожков. Сколько пирожков осталось?
3 листочек
* Работа у доски.
1 уч. Найди площадь грядки прямоугольной формы со сторонами 2м и 3м.
2 уч. Найди периметр прямоугольника со сторонами 2дм и 5дм.
II. “Открытие” нового знания.
Ежик показал дорогу, и девочка побежала за братцем. Вдруг она увидела избушку на курьих ножках, а рядом на лавочке под березой сидит братец, играет золотыми яблочками. Хотела девочка схватить братца, а березка не дает и просит девочку подарить ей ленточку, чтобы веточки подвязать. (Рис .2)
Рис. 2
Но чтобы подарить ленточку, надо выполнить задание.
- Задание № 1, с. 26 .
а)10 : х=2
б)15 : у=3
Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного делителя через известное делимое и частное, алгоритм решения уравнения данного вида.
- Работа с текстом учебника со знаком ?
- Работа с текстом учебника со знаком !
Комментарий: до этого урока мы решали все
уравнения с действиями умножения и деления
следующим образом: сначала способом подбора
через таблицы умножения, потом, в результате
наблюдения, пытались своими словами
формулировать правила поиска неизвестных
компонент. Начиная с этого урока, при решении и
проверке уравнений
преимущественно работаем в соответствии с
изученным правилом, комментируя свои
действия.
- Формулирование темы и целей урока.
- Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
Работа у доски. Решить уравнения с
проверкой и объяснением.
48 : х=6
32 : у= 8
Березка позволила девочке взять братца. Схватила девочка братца и побежала, а гуси-лебеди за нею в погоню, нагоняют.
Видит девочка речку и просит спрятать ее, а речка и говорит: “Выполни мое задание, тогда спрячу”. (Рис .3)
Рис. 3
1 Повторение об уравнении, решение уравнений.
42 : х = 7
5 х 8 + 42 : 6=47
у х 8=40
42 : 6 + 5 х 8= 47
-Вы видите перед собой математические выражения. Как их можно назвать одним словом (равенства).
-Сравните эти равенства, чем они отличаются.
- Докажите, что равенств второго столбика верны.
-Записать вторую группу равенств.
- Как они называются?
-Что такое уравнение?
-Что значит решить уравнение?
Что такое корень уравнения?
-Как найти слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?
- Решение уравнений. Проверка решения.
Спрятала речка девочку. Гуси-лебеди покружились и улетели, Вышла девочка, поблагодарила речку и побежала с братцем дальше. А гуси- лебеди воротились и опять нагоняют. Что делать? Беда. Но впереди стоит яблоня. Девочка просит яблоню спрятать её. Яблоня предлагает скушать яблочко и выполнить ее задание.( Рис. 4)
Рис. 4
2 Самостоятельная работа в парах по вариантам.
Задание № 2, с. 26.(1 в.-1 ур., 2 в. -2 ур.)
15 : у=3 а : 6=12
-Самопроверка. (Правильное решение вывешено на доске)
Яблоня прикрыла ее веточками. Гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка из-за яблоньки и опять побежала с братцем. А гуси-лебеди вновь догоняют, вот-вот схватят. К счастью на дороге встретилась печка. Просит девочка печку спрятать ее с братцем. А печка отвечает: “Съешь моего ржаного пирожка”. (Рис. 5)
Рис. 5
VI. Систематизация и повторение.
Задания №5, 8, с. 26~27.
№5 Участки земли (прямоугольный со сторонами 6м и 4м и квадратный со стороной 5м) огорожены по периметру забором. У какого участка земли более длинный забор?
Ответ: заборы равны.
№8 начинаем решать с наиболее определённой ситуации (средняя дорога)
Ответ :по левой дороге пойдёшь- домой придёшь, по средней дороге пойдёшь- к Кощею придёшь, по правой дороге пойдёшь- погибнешь.
Итак, печка спрятала девочку. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели. Девочка прибежала с братцем домой, а тут вскоре и отец с матерью пришли. А у нас с вами заканчивается урок. Давайте подведем его итог:
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Что такое уравнение?
- Что значит решить уравнение?
Что хорошо нужно знать для решения уравнений?
Как найти слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?
VIII. Предполагаемая домашняя работа. Задания №3, 4, с. 26.