Формирование здорового образа жизни у школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. Основной задачей должно стать воспитание у школьников потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения
стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции.

В рамках реализации данного вопроса я, являясь классным руководителем, веду 1 раз в неделю кружок “Здоровье”, где внедряю элементы оздоровительной системы "Самопознания и самосовершенствования человека". Данная система максимально содействует личностному развитию детей, укрепляет чувство собственного достоинства, что в будущем обеспечит им физическую и психологическую и психологическую готовность к самоопределению. Использую данную систему с целью развития личности, готовой к осознанному сохранению и укреплению своего здоровья. Это достигается за счет сочетания упражнений специальной гимнастики (для позвоночника, для суставов рук и ног, техника по восстановлению зрения). Основное правило: “осанка – улыбка - позитивный настрой”. Здоровье - основа развития личности, без которого все остальные достижения могут оказаться напрасными, поэтому моя цель-развитие физически и духовно свободной личности, готовой к осознанной трудовой деятельности и нравственному поведению, и воспитать человека, который стремится к улучшению своего здоровья, чтобы это было естественной его потребностью. Поэтому мои задачи: при обучении здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственных знаний, а на формирование системы представлений школьников о здоровье, которая, в их сознании, имеет прямое и непосредственное отношение к собственной жизни. (Работа совместно с “Институтом самовосстановления человека” г. Москва). Основная цель работы состоит в создании психолого-педагогических условий развития физического и духовного здоровья детей на основе их творческой активности. Возможно ли, быть совершенно здоровым? Совершенное здоровье - это норма жизни. На уроках здоровья мы доказали это. Здоровье - это не только, когда отсутствуют болезни или физические дефекты. Здоровье - это полное физическое, духовное, социальное благополучие. Наше тело состоит из души, разума и духа, а не только из здоровых и не очень здоровых органов. Поэтому на уроках мы осваивали искусство управления своим здоровьем, телом, но в первую очередь - управление духом. Главный секрет совершенного здоровья в том, работаю я над собой или нет. Если человек не прилагает никаких усилий, то само по себе ничего не устроится. Любой успех требует вложения духовных и физических сил. Возможности организма не ограничены. Любая победа зависит только от самого человека, от его желания, стремления, железной воли. А в чем смысл работы над собой? Смысл работы над собой в том, чтобы пробудить способность самовосстановления и саморегуляции организма, восстановить гармонию самоощущения. Мы научились использовать три основных ключа к управлению всем организмом:

  • Мысли-образы.
  • Эмоции-чувства.
  • Дух.

Мысли и эмоции могут создать в нас как болезни, так и здоровье. С помощью мыслей, эмоций и духа мы учились запускать механизм выздоровления, достигать цели. Каждый учился управлять своим физическими телом, усвоив, что тело приспосабливается к условиям, которые сам человек может создать оптимальными.

Какие же это условия?

1.     Физические упражнения и тренировки.

Мы изучили специальный комплекс самых эффективных упражнений “Разминка”. В нее входят:

1)аутомануальный комплекс (массаж ушных раковин),

2)суставная разминка (гимнастика суставов рук и ног),

3) гимнастика для позвоночника, разминка для глаз.

 Чем занимались на уроках:

1.      Изучали искусство общения с окружающим миром, с окружающими людьми через управление своими качествами и эмоциями.

2.      Изучали искусство управлять мыслительной деятельностью, развивали память, речь, внимание.

3.      Все упражнения выполнялись в образе совершенства. (Какие у человека мысли, тем он и будет)

 Наши заповеди:

1.     Просыпаться с чувством радости, полета.

2.     Освободить разум от мешающих условностей. Успех сопутствует тому, чье сознание настроено на его достижение.

3.     Исключить слово “болезнь”.

4.     Относится к себе с любовью, уважением. Быть хозяином своего тела, своей судьбы.

5.     Представлять себя таким (и внутренне и внешне), каким хотелось бы себя чувствовать.

Созидательный дух повышает уровень принятия себя, поддерживается благоприятное представление о себе, своих способностях к самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты:

1.     Открытая улыбка, королевская осанка, сияющие глаза.

2.      Их ожидает успех, когда другие живут в ожидании поражения.

3.     Они управляют ситуацией.

4.     У них всегда есть решение любой проблемы.

Дети усвоили, что надо быть “хозяином” своего тела, что надо следить за осанкой, с особым уважением относиться к позвоночнику, взять под контроль улыбку и осанку.

Результаты отслеживались по следующим аспектам:

 1.Психологический аспект (учителем, педагогом-психологом).

 В ходе проведенной диагностики наблюдается динамика спада уровня тревожности у этих детей.

-“Дом, дерево, человек”

- Тест на исследование тревожности (опросник Спилберга)

- Тест на тревожность , разработанный по принципу “Школа социально- ситуационной  тревоги”

-Анкета психологической подростковой проблематики.

 2.Медицинский аспект.

 Результаты медосмотра:

1.Снижение общей заболеваемости.

2.Уменьшение количества учащихся с нарушением осанки.

3.Улучшение зрения у учащихся.

 Проведенный опрос, анкетирование показали, что уроки здоровья помогают снять напряжение, усталость. Они научились сохранять настроение, бодрость духа на весь день. У детей повысилась учебная мотивация. Они ставят перед собой определение задачи и стараются добиваться поставленных целей.

Использование элементов учебно-оздоровительной системы дает максимальное содействие  личностному развитию детей, которое обеспечит физическую и психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни, укрепит в них чувства собственного достоинства и национального духа, позитивные изменения межличностных отношениях, улучшение здоровья через управление состоянием здоровья. Человек должен быть здоров, чтобы реализовать свои возможности с максимальной пользой для себя и общества. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции.