Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. Основной задачей должно стать воспитание у школьников потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Формирование здорового образа жизни
является главным рычагом первичной профилактики
в укреплении здоровья населения через изменения
стиля и уклада жизни, его оздоровление с
использованием гигиенических знаний в борьбе с
вредными привычками, преодолением
неблагоприятных сторон, связанных с жизненными
ситуациями. Таким образом, под здоровым образом
жизни следует понимать типичные формы и способы
повседневной жизнедеятельности человека,
которые укрепляют и совершенствуют резервные
возможности организма, обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих социальных и
профессиональных функций независимо от
политических, экономических и
социально-психологических ситуаций. И выражает
ориентированность деятельности личности в
направлении формирования, сохранения и
укрепления, как и индивидуального, так и
общественного здоровья. Отсюда понятно,
насколько важно, начиная с самого раннего
возраста, воспитывать у детей активное отношение
к собственному здоровью, понимание того, что
здоровье – самая величайшая ценность,
дарованная человеку природой. Здоровый образ
жизни формируется всеми сторонами и
проявлениями общества, связан с
личностно-мотивационным воплощением индивидом
своих социальных, психологических и
физиологических возможностей и способностей. От
того, насколько успешно удается сформировать и
закрепить в сознании принципы и навыки здорового
образа жизни в молодом возрасте, зависит в
последующем вся деятельность, препятствующая
раскрытию потенциала личности. По современным
представлениям в понятие здорового образа жизни
входят следующие составляющие: - отказ от вредных
пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков и наркотических веществ); - оптимальный
двигательный режим; - рациональное питание; -
закаливание; - личная гигиена; - положительные
эмоции.
В рамках реализации данного вопроса я, являясь классным руководителем, веду 1 раз в неделю кружок “Здоровье”, где внедряю элементы оздоровительной системы "Самопознания и самосовершенствования человека". Данная система максимально содействует личностному развитию детей, укрепляет чувство собственного достоинства, что в будущем обеспечит им физическую и психологическую и психологическую готовность к самоопределению. Использую данную систему с целью развития личности, готовой к осознанному сохранению и укреплению своего здоровья. Это достигается за счет сочетания упражнений специальной гимнастики (для позвоночника, для суставов рук и ног, техника по восстановлению зрения). Основное правило: “осанка – улыбка - позитивный настрой”. Здоровье - основа развития личности, без которого все остальные достижения могут оказаться напрасными, поэтому моя цель-развитие физически и духовно свободной личности, готовой к осознанной трудовой деятельности и нравственному поведению, и воспитать человека, который стремится к улучшению своего здоровья, чтобы это было естественной его потребностью. Поэтому мои задачи: при обучении здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственных знаний, а на формирование системы представлений школьников о здоровье, которая, в их сознании, имеет прямое и непосредственное отношение к собственной жизни. (Работа совместно с “Институтом самовосстановления человека” г. Москва). Основная цель работы состоит в создании психолого-педагогических условий развития физического и духовного здоровья детей на основе их творческой активности. Возможно ли, быть совершенно здоровым? Совершенное здоровье - это норма жизни. На уроках здоровья мы доказали это. Здоровье - это не только, когда отсутствуют болезни или физические дефекты. Здоровье - это полное физическое, духовное, социальное благополучие. Наше тело состоит из души, разума и духа, а не только из здоровых и не очень здоровых органов. Поэтому на уроках мы осваивали искусство управления своим здоровьем, телом, но в первую очередь - управление духом. Главный секрет совершенного здоровья в том, работаю я над собой или нет. Если человек не прилагает никаких усилий, то само по себе ничего не устроится. Любой успех требует вложения духовных и физических сил. Возможности организма не ограничены. Любая победа зависит только от самого человека, от его желания, стремления, железной воли. А в чем смысл работы над собой? Смысл работы над собой в том, чтобы пробудить способность самовосстановления и саморегуляции организма, восстановить гармонию самоощущения. Мы научились использовать три основных ключа к управлению всем организмом:
- Мысли-образы.
- Эмоции-чувства.
- Дух.
Мысли и эмоции могут создать в нас как болезни, так и здоровье. С помощью мыслей, эмоций и духа мы учились запускать механизм выздоровления, достигать цели. Каждый учился управлять своим физическими телом, усвоив, что тело приспосабливается к условиям, которые сам человек может создать оптимальными.
Какие же это условия?
1. Физические упражнения и тренировки.
Мы изучили специальный комплекс самых эффективных упражнений “Разминка”. В нее входят:
1)аутомануальный комплекс (массаж ушных раковин),
2)суставная разминка (гимнастика суставов рук и ног),
3) гимнастика для позвоночника, разминка для глаз.
Чем занимались на уроках:
1. Изучали искусство общения с окружающим миром, с окружающими людьми через управление своими качествами и эмоциями.
2. Изучали искусство управлять мыслительной деятельностью, развивали память, речь, внимание.
3. Все упражнения выполнялись в образе совершенства. (Какие у человека мысли, тем он и будет)
Наши заповеди:
1. Просыпаться с чувством радости, полета.
2. Освободить разум от мешающих условностей. Успех сопутствует тому, чье сознание настроено на его достижение.
3. Исключить слово “болезнь”.
4. Относится к себе с любовью, уважением. Быть хозяином своего тела, своей судьбы.
5. Представлять себя таким (и внутренне и внешне), каким хотелось бы себя чувствовать.
Созидательный дух повышает уровень принятия себя, поддерживается благоприятное представление о себе, своих способностях к самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
1. Открытая улыбка, королевская осанка, сияющие глаза.
2. Их ожидает успех, когда другие живут в ожидании поражения.
3. Они управляют ситуацией.
4. У них всегда есть решение любой проблемы.
Дети усвоили, что надо быть “хозяином” своего тела, что надо следить за осанкой, с особым уважением относиться к позвоночнику, взять под контроль улыбку и осанку.
Результаты отслеживались по следующим аспектам:
1.Психологический аспект (учителем, педагогом-психологом).
В ходе проведенной диагностики наблюдается динамика спада уровня тревожности у этих детей.
-“Дом, дерево, человек”
- Тест на исследование тревожности (опросник Спилберга)
- Тест на тревожность , разработанный по принципу “Школа социально- ситуационной тревоги”
-Анкета психологической подростковой проблематики.
2.Медицинский аспект.
Результаты медосмотра:
1.Снижение общей заболеваемости.
2.Уменьшение количества учащихся с нарушением осанки.
3.Улучшение зрения у учащихся.
Проведенный опрос, анкетирование показали, что уроки здоровья помогают снять напряжение, усталость. Они научились сохранять настроение, бодрость духа на весь день. У детей повысилась учебная мотивация. Они ставят перед собой определение задачи и стараются добиваться поставленных целей.
Использование элементов учебно-оздоровительной системы дает максимальное содействие личностному развитию детей, которое обеспечит физическую и психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни, укрепит в них чувства собственного достоинства и национального духа, позитивные изменения межличностных отношениях, улучшение здоровья через управление состоянием здоровья. Человек должен быть здоров, чтобы реализовать свои возможности с максимальной пользой для себя и общества. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции.