Цель: развивать интерес у обучающихся к русскому языку посредством занимательного материала.
Задачи:
- создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий, формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
- развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
- способствовать воспитанию культуры общения, умению работать коллективно.
Ход занятия
I.Организационный момент
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие, а чему оно посвящено и что вы будете делать, узнаете через некоторое время. А для начала я хочу обратить ваше внимание на высказывание великого русского писателя И.С.Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.
II.Сообщение темы и цели
- Может быть, кто-то из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие? (Ответы детей)
- В этом высказывании автор призывает беречь родной язык, как вы понимаете его призыв? Как его можно сберечь? (Ответы детей)
- Молодцы, и сегодня на занятии вы узнаете о возникновении письменности, посоревнуетесь в командах на звание лучших знатоков русского языка, выполните творческие задания.
III.Организация соревнования
- Разделитесь на 3 команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. Каждая команда выберет себе капитана. У каждой команды будет свое название и свой девиз. Капитаны, зачитайте свои девизы по очереди.
1 команда “Поиск”
Девиз:
Все разведать, все узнать,
Легких тропок не искать.
2 команда “Искорка”
Девиз:
Гореть самим, зажечь других,
Быть впереди – и точка.
3 команда “Улыбка”
Девиз:
А девиз у нас таков:
Больше дела, меньше слов.
- Каждая команда будет получать фишки за правильные ответы, и в конце занятия мы подведем не только его итоги, но и итоги соревнования команд.
IV.Вступительное слово учителя
Беседа “История русского языка”
- В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. И не важно, на каком языке они прозвучали, не важно, кем они произнесены, главное - откуда произошли эти слова и вообще, как появился язык, в том числе русский. Мы с вами знаем, что русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место. А как же он возник? Где он берет начало? Откуда его корни?
Славянские ветви вырастают из мощного ствола — индоевропейской языковой семьи. В эту семью также входят индийская (или индоарийская), иранская греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и другие языки. Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мертвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII века. Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.
Праславянский язык — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Затем появился письменный старославянский язык. Его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками.
Образование общерусского языка создавало все необходимые условия для возникновения древнерусского литературного языка. В эпоху средневековья письменность была тесно связана с культовым языком, который являлся в то же время языком средневековой науки. Старославянский письменный язык начало свое получил за пределами Руси. Он формировался из славянского языкового материала при участии высокой греческой литературной и филологической культуры.
Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путем сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, так как никакой древнерусской письменности в то время не существовало.
Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке, хотя уже в ХП-Х1П веках в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).
Современный русский язык является продолжением древнерусского (восточнославянского) языка. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские корни, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным! На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, образовавшие в IX веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. Этот язык обладал большим сходством с языками других славянских народов, но уже отличался некоторыми фонетическими и лексическими особенностями. Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, сербохорватский, словенский, македонский, болгарский, украинский, белорусский, русский) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до X-XI в.в. В XIV-XV в.в. в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки.
Первые написанные кириллицей тексты появились у восточных славян в X веке. К I пол. X в. относится надпись на корчаге (сосуде) из Гнездова (под Смоленском). Это, вероятно, надпись, указывающая имя владельца. Со II половины X в. также сохранился ряд надписей, обозначавших принадлежность предметов. После крещения Руси в 988 году возникла книжная письменность. Летопись сообщает о многих писцах, работавших при Ярославе Мудром. Переписывались преимущественно богослужебные книги. Оригиналами для восточнославянских рукописных книг служили в основном рукописи южнославянские, восходящие к трудам учеников создателей славянского письма Кирилла и Мефодия. В процессе переписки происходило приспособление языка оригиналов к восточнославянскому языку и формировался древнерусский книжный язык - русский извод (вариант) церковно-славянского языка.
V.Работа по теме
- А теперь предлагаю командам занимательные задания, которые позволят выявить ваши познания в области русского языка.
- Конкурс – разминка “Назови одним словом”
- Конкурс капитанов “Подбери пословицу”
(задания зачитываются поочередно каждой команде)
1 команда |
2 команда |
3 команда |
Храбрый человек (храбрец) |
Ленивый человек (лентяй) |
Богатый человек (богач) |
Болтливый человек (болтун) |
Мудрый человек (мудрец) |
Грубый человек (грубиян) |
Куй железо, пока горячо |
Ржавое железо не блестит Делай все вовремя Одного поля ягоды |
Один в поле не воин |
Трудно и дереву одинокому расти Чистое золото ценится дорого Теперь обувь шьют и без шила |
Не все то золото, что блестит |
Как аукнется, так и откликнется Не сделавши дела – не хвались Не по виду суди, а по делам гляди |
- А пока капитаны готовятся к ответу, члены команд отвечают на хитрые вопросы.
3.Конкурс “Отвечай одним словом”
- Способ передвижения Бабы – Яги (ступа)
- Так иногда называют в сказках лису (кумушка)
- Любимая книга Буратино (азбука)
- Гордость Марьи – красы (коса)
- Сестрица Иванушки (Аленушка)
- Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
- Сказочное название волшебной скатерти (самобранка)
- Кто из обитателей болота стал женой царевича? (лягушка)
- Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди (Иванушка)
- У кого смерть была на конце иглы? (у Кощея)
- В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
- Фрукт, которым отравили царевну? (яблоко)
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Кто помог вытащить репку? (мышка)
- Какое лакомство предпочитал Карлсон? (варенье)
- Куда летал Незнайка? (на Луну)
(Ответы капитанов)
VI. Физминутка
VII. Продолжение работы по теме
4.Конкурс “Кто найдет больше слов”
- Из букв слова транспорт составьте как можно больше новых слов.
(например, спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа и т.д.)
5.Конкурс на мини-сочинение “Мое любимое слово”
- Язык, на котором мы говорим, очень богат. Русский язык изучают во многих странах, потому что он красив и мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”.
- А вы знаете, какие бывают слова? Слова бывают разные: маленькие и большие, веселые и грустные. Какие еще бывают слова? Назовите их.
- У каждого человека есть любимая книга, передача и т.д., а есть ли у вас любимое слово? Какое?
- Сейчас вы напишите мини-сочинение “Мое любимое слово”.
Примерный план
- Мое любимое слово
- За что я люблю это слово
- Кому бы я сказал(а) это слово
(Чтение сочинений желающими)
VIII.Подведение итогов
1.Рефлексия
- Что вы делали на занятии?
- Что нового узнали на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что бы вы хотели изменить в занятии?
2.Подсчет баллов
(Подсчет баллов производится специальной комиссией, состоящей из приглашенных на занятие педагогов или родителей)
3.Вручение грамот