Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста (на примере внеклассного занятия "КВН по русскому языку")

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: развивать интерес у обучающихся к русскому языку посредством занимательного материала.

Задачи:

  • создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий, формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
  • развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
  • способствовать воспитанию культуры общения, умению работать коллективно.

Ход занятия

I.Организационный момент

- Сегодня у нас не совсем обычное занятие, а чему оно посвящено и что вы будете делать, узнаете через некоторое время. А для начала я хочу обратить ваше внимание на высказывание великого русского писателя И.С.Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.

II.Сообщение темы и цели

- Может быть, кто-то из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие? (Ответы детей)

- В этом высказывании автор призывает беречь родной язык, как вы понимаете его призыв? Как его можно сберечь? (Ответы детей)

- Молодцы, и сегодня на занятии вы узнаете о возникновении письменности, посоревнуетесь в командах на звание лучших знатоков русского языка, выполните творческие задания.

III.Организация соревнования

- Разделитесь на 3 команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. Каждая команда выберет себе капитана. У каждой команды будет свое название и свой девиз. Капитаны, зачитайте свои девизы по очереди.

1 команда “Поиск”

Девиз:

Все разведать, все узнать,
Легких тропок не искать.

2 команда “Искорка”

Девиз:

Гореть самим, зажечь других,
Быть впереди – и точка.

3 команда “Улыбка”

Девиз:

А девиз у нас таков:
Больше дела, меньше слов.

- Каждая команда будет получать фишки за правильные ответы, и в конце занятия мы подведем не только его итоги, но и итоги соревнования команд.

IV.Вступительное слово учителя

Беседа “История русского языка”

- В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. И не важно, на каком языке они прозвучали, не важно, кем они произнесены, главное - откуда произошли эти слова и вообще, как появился язык, в том числе русский. Мы с вами знаем, что русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место. А как же он возник? Где он берет начало? Откуда его корни?

Славянские ветви вырастают из мощного ствола — индоевропейской языковой семьи. В эту семью также входят индийская (или индоарийская), иранская греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и другие языки. Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мертвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII века. Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.

Праславянский язык — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Затем появился письменный старославянский язык. Его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками.

Образование общерусского языка создавало все необходимые условия для возникновения древнерусского литературного языка. В эпоху средневековья письменность была тесно связана с культовым языком, который являлся в то же время языком средневековой науки. Старославянский письменный язык начало свое получил за пределами Руси. Он формировался из славянского языкового материала при участии высокой греческой литературной и филологической культуры.

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путем сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, так как никакой древнерусской письменности в то время не существовало.

Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке, хотя уже в ХП-Х1П веках в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).

Современный русский язык является продолжением древнерусского (восточнославянского) языка. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские корни, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным! На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, образовавшие в IX веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. Этот язык обладал большим сходством с языками других славянских народов, но уже отличался некоторыми фонетическими и лексическими особенностями. Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, сербохорватский, словенский, македонский, болгарский, украинский, белорусский, русский) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до X-XI в.в. В XIV-XV в.в. в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки.

Первые написанные кириллицей тексты появились у восточных славян в X веке. К I пол. X в. относится надпись на корчаге (сосуде) из Гнездова (под Смоленском). Это, вероятно, надпись, указывающая имя владельца. Со II половины X в. также сохранился ряд надписей, обозначавших принадлежность предметов. После крещения Руси в 988 году возникла книжная письменность. Летопись сообщает о многих писцах, работавших при Ярославе Мудром. Переписывались преимущественно богослужебные книги. Оригиналами для восточнославянских рукописных книг служили в основном рукописи южнославянские, восходящие к трудам учеников создателей славянского письма Кирилла и Мефодия. В процессе переписки происходило приспособление языка оригиналов к восточнославянскому языку и формировался древнерусский книжный язык - русский извод (вариант) церковно-славянского языка.

V.Работа по теме

- А теперь предлагаю командам занимательные задания, которые позволят выявить ваши познания в области русского языка.

  1. Конкурс – разминка “Назови одним словом”
  2. (задания зачитываются поочередно каждой команде)

    1 команда

    2 команда

    3 команда

    Храбрый человек (храбрец)

    Ленивый человек (лентяй)

    Богатый человек (богач)

    Болтливый человек (болтун)

    Мудрый человек (мудрец)

    Грубый человек (грубиян)

  3. Конкурс капитанов “Подбери пословицу”

Куй железо, пока горячо

Ржавое железо не блестит

Делай все вовремя

Одного поля ягоды

Один в поле не воин

Трудно и дереву одинокому расти

Чистое золото ценится дорого

Теперь обувь шьют и без шила

Не все то золото, что блестит

Как аукнется, так и откликнется

Не сделавши дела – не хвались

Не по виду суди, а по делам гляди

- А пока капитаны готовятся к ответу, члены команд отвечают на хитрые вопросы.

3.Конкурс “Отвечай одним словом”

  • Способ передвижения Бабы – Яги (ступа)
  • Так иногда называют в сказках лису (кумушка)
  • Любимая книга Буратино (азбука)
  • Гордость Марьи – красы (коса)
  • Сестрица Иванушки (Аленушка)
  • Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
  • Сказочное название волшебной скатерти (самобранка)
  • Кто из обитателей болота стал женой царевича? (лягушка)
  • Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди (Иванушка)
  • У кого смерть была на конце иглы? (у Кощея)
  • В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
  • Фрукт, которым отравили царевну? (яблоко)
  • Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
  • Кто помог вытащить репку? (мышка)
  • Какое лакомство предпочитал Карлсон? (варенье)
  • Куда летал Незнайка? (на Луну)

(Ответы капитанов)

VI. Физминутка

VII. Продолжение работы по теме

4.Конкурс “Кто найдет больше слов”

- Из букв слова транспорт составьте как можно больше новых слов.

(например, спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа и т.д.)

5.Конкурс на мини-сочинение “Мое любимое слово”

- Язык, на котором мы говорим, очень богат. Русский язык изучают во многих странах, потому что он красив и мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”.

- А вы знаете, какие бывают слова? Слова бывают разные: маленькие и большие, веселые и грустные. Какие еще бывают слова? Назовите их.

- У каждого человека есть любимая книга, передача и т.д., а есть ли у вас любимое слово? Какое?

- Сейчас вы напишите мини-сочинение “Мое любимое слово”.

Примерный план

  1. Мое любимое слово
  2. За что я люблю это слово
  3. Кому бы я сказал(а) это слово

(Чтение сочинений желающими)

VIII.Подведение итогов

1.Рефлексия

- Что вы делали на занятии?

- Что нового узнали на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что бы вы хотели изменить в занятии?

2.Подсчет баллов

(Подсчет баллов производится специальной комиссией, состоящей из приглашенных на занятие педагогов или родителей)

3.Вручение грамот