Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приказом от 29.12.2001г. №1756 учащимся 9 класса предлагается выбрать элективные курсы по выбору. Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родном районе и подвести к пониманию своего места в районе (станице). Комплексный подход в изучении родного района позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику населения, культуры и экономики.
Программа географии родного района личностно-ориентированная. Личностное познание родного региона идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности экономической географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, экскурсий, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления культуры и экономики, пропуская их через собственное творчество. Чтобы процесс воспитания и обучения происходил эффективнее, наряду с традиционными, формами проведения занятий рекомендую использовать нестандартные формы проведения занятий: экскурсия, обмен мнениями, диспут, конференция, встреча с интересными людьми, ролевая игра, исследование, презентация, круглый стол. Текущий и итоговый контроль предлагается осуществлять с помощью тестов, викторин, коммуникативных ситуаций, ролевых игр. В течение учебного года учащиеся готовят сообщения, устные выступления, буклеты.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек, на котором замыкается хозяйство. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свой район и почувствовать себя участником преобразования хозяйства. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением, экономикой.
Задачи курса:
I. Общеобразовательные задачи
– обеспечить личностно-ориентированный
характер образования, создать условия для
самоопределения и саморазвития личности;
– способствовать профессиональному
самоопределению личности в системе социальных,
межличностных отношений;
– через научность и практическую направленность
содержания курса способствовать развитию
творческих, исследовательских способностей
обучаемых, целенаправленно удовлетворять и
развивать их образовательные потребности в
исследовании;
– развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные задачи
– сформировать системное представление о
Щербиновском районе как целостном
географическом регионе;
– показать практическое значение взаимосвязей
природных, экономических, социальных,
демографических явлений на изучаемой
территории;
– сформировать географическую культуру
учащихся через приобщение к конкретным знаниям
по географии своего населенного пункта;
– развивать умения работать самостоятельно с
различными источниками информации, используя
статистические материалы для поиска и
демонстрации географических данных.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
– особенности экономико-географического
положения населенного пункта;
– основные сведения из истории заселения и
хозяйственного освоения территории района ;
– воздействие хозяйственной деятельности
человека на ресурсы, их рациональное
использование;
– численность населения, особенности
демографической ситуации, выдающихся людей .
– развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;
– взаимосвязь сельскохозяйственной
деятельности человека с природными условиями,
примеры положительного и отрицательного влияния
человека на природу;
– основные социально-экономические проблемы,
пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
– определять по картам
экономико-географическое положение территории
населенного пункта;
– определять размеры, протяженность территории;
– работать с различными географическими
источниками, умение выбрать нужную информацию из
газет, журналов, сайтов Интернет;
– оценивать агроклиматические, земельные,
водные ресурсы для прогнозирования
рационального природопользования и будущего
района;
– оценивать демографическую ситуацию населения;
– составлять характеристику звеньев АПК
– применить полученные знания в практической
деятельности и в повседневной жизни;
– выражать и аргументировать свое отношение к
явлениям и фактам реальной действительности,
высказывать эмоциональные и оценочные суждения.
Методические рекомендации по изучению курса "Население и хозяйство Щербиновского района"
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ архивных материалов отдела
статистики, проведение опросов местных жителей.
2. Проведение картографического анализа.
3. Выполнение фотографий.
4. Составление тезисного плана беседы.
5. Подготовка к выступлению, защита проекта,
презентации.
6. Осуществление систематизации
исследовательских материалов.
7. Проведение экскурсий на предприятия
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей района и
принимающий непосредственное участие в его
изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает,
как условие повышения его педагогического
мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для
проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета
индивидуальных интересов и способностей
учащихся при определении (выборе) тем
исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в
исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования
приносят реальный результат: появление интереса
учителей, родителей, общественности к их делам.
Требования к программе и условия их выполнения
Требования |
Сущность требований и условия их выполнения |
Актуальность содержания | Содержание материала соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся |
Мотивирующий потенциал программы | Содержание программы включает темы, полезные для дальнейшего выбора профиля обучения |
Полнота содержания материала программы | Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных целей |
Компетентностный подход | Применение географических знаний, умений в практической деятельности и повседневной жизни, профессиональное самоопределение учащихся. |
Инвариантность содержания | Программа применима для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения программы |
Реалистичность программы с точки зрения времени на её реализацию | Распределение программного материала по времени с учётом его достаточности для: качественного изучения и получения запланированных результатов; применения наиболее эффективных методов обучения. |
Практическая направленность содержания и процесса обучения | Содержание направлено на передачу знаний, необходимых для формирования компетенции в предметной области, а также зрелости в выборе профиля обучения. Предполагается применение активных методов обучения. |
Систематичность содержания | Изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, наличие связей между частными и общими знаниями. |
Эффективность программы с точки зрения времени, отведённого на её реализацию | Нахождение наиболее «короткого» пути качественного изучения материала. |
Результативность | Сформировать географический образ своего района (села), полагаясь на связь теории с практикой, жизнью, осознание своей включенности в жизнь района. |
Межпредметная связь | География, экономика, кубановедение, история |
Содержание программы
Раздел 1.Население Щербиновского района (3 ч)
Численность населения в сравнении с
другими районами края. Расселение людей в
населенных пунктах района. Демографическая
ситуация, сокращение численности населения.
Внутренние и внешние миграции района, их роль в
развитии района. Воздействие передвижений на
жизнь и хозяйство людей.
Люди и труд. Трудовые ресурсы, их роль в развитии
и размещении хозяйства района. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по
территории Щербиновского района. Рынок труда.
Проблемы безработицы .В каком населенном пункте
лучше жить?
Люди – главное богатство района. Плеяда героев
района: А.В.Ляпидевский, И.Ф.Лубянецкий,
Ю.Г.Хараман, Н.А.Ампилогова, П.И.Арчаков
В.В.Олейник. Их вклад в развитие района.
Заслуженные учителя и знаменитые работники
сельского хозяйства. Культура.
Практическая работа. «Изучение по карте
миграционных потоков района»
Раздел 2.Хозяйство района (12 ч)
Тема 1. Первичный сектор экономики – главное звено Щербиновского района (4 ч)
Природно-ресурсный потенциал района, его оценка, проблемы и перспективы использования. Агропромышленный комплекс. Земля – главное богатство Щербиновского района. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Площадь обрабатываемых земель в коллективных и фермерских хозяйствах. Роль и проблемы фермерских хозяйств.
Растениеводство. Выращивание зерновых, технических, бахчевых и овощных культур в хозяйствах района. Меры повышения урожайности. Садоводство в СПК «Знамя Ленина».
Животноводство. Ведущая роль скотоводства и свиноводства в районе. Особенности свинотоварной фермы СПК «Знамя Ленина», реконструированной по «датской» технологии производства свинины. Коневодство и пчеловодство. Возрождение птицеводства на птицефабрике Щербиновского района. СПК «Знамя Ленина» – лидер в районе, входит в список ста крупных и эффективных хозяйств России.
Рыбное хозяйство. Ведущая роль рыбколхоза им.Суворова. Мелкие рыболовные хозяйства района. Недостаточность прудового рыбоводства.
Практическая работа. «Составление типовой схемы АПК района».
Экскурсия на свинотоварную ферму СПК «Знамя Ленина».
Тема 2 . Вторичный сектор экономики района-отрасли, перерабатывающие сырье (4 ч)
Пищевая промышленность, ее значение для района
и отраслевой состав . Крупнейшие предприятия
отрасли района: ООО «Комбинат кооперативной
промышленности»(хлебопечение), СПК «Знамя
Ленина» (мясная, маслобойно-жировая, мукомольная,
хлебопекарная, макаронная, крупяная). Проблемы и
пути решения сахарной отрасли.
Промышленность стройматериалов, ее значение,
проблемы. ОАО «Керамик» и ООО «Дон-кирпич» –
крупные производители кирпича марки сто.
Экскурсия в цеха переработки пищевой промышленности СПК«Знамя Ленина».
Экскурсия на кирпичный завод.
Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (4 ч)
Транспортные предприятия района,
обеспечивающие внутрирайонные и междугородные
маршруты. Важнейшие транспортные пути, проблемы
перевозки пассажиров. Связь и телекоммуникации.
Необходимость модернизации телефонной связи.
Кабельного телевидения и компьютерной сети
Интернет.
Жилищно-коммунальное хозяйство района: электро-,
водо-, газоснабжение. Жилье – одна из главных
потребностей человека. Низкий уровень
обеспеченности жильем в районе. Рекреационное
хозяйство района, возникшее на основе природных
условий и ресурсов. Село Глафировка и Шабельское
– курорты местного значения.
Социальная инфраструктура района: образование,
здравоохранение, культура и спорт. Проблемы и
пути решения социальной сферы. Щербиновцы на
пути к Олимпиаде 2014 года. Значение приюта
«Светлячок» для детей и центра социальной помощи
«Гармония».
Практическая работа. «Сравнение транспортной обеспеченности населенных пунктов в районе».
Практическая работа. «Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с с/х и транспортом».
Практическая работа. «Оценить на примере своего населенного пункта размещение и развитие предприятий торговли, общественного питания, здравоохранения».
Экскурсия в социальный приют для детей.
Раздел 3. Инвестиционные проекты – будущее района (2 ч)
Азов-Сити – южная игорная зона России. Реализация проекта «Доступное и комфортное жилье –гражданам России» на территории района. Развитие санаторно-курортного комплекса. Строительство тепличного комплекса, индивидуальных жилых домов котеджного типа, завода по производству строительных материалов для быстровозводимого жилья. Возведение на берегу Еи пейнтбольного клуба.
Практическая работа. «Моделирование бизнес-плана будущего инвестиционного проекта»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Форма проведения | Количество часов |
Раздел 1. Население Щербиновского района | 3 | ||
1 | Численность населения ,демографическая ситуация, миграции в районе. | Урок-лекция, практикум | |
2 | Трудовые ресурсы, рынок труда, проблемы безработицы в населенных пунктах. | Урок-семинар. | |
3 | Люди – главное богатство района. Плеяда героев района. | Встреча с тружениками, мультимедийная презентация. | |
Раздел 2. Хозяйство района Тема 1. Первичный сектор экономики – главное звено звено Щербиновского района. |
12 4 |
||
4 | Природно-ресурсный потенциал района | Беседа, работа в группах | |
5 | Растениеводство, его проблемы и пути решений. | Урок-практикум | |
6 | Животноводство. Ведущая роль скотоводства и свиноводства в районе | Экскурсия, отчет об экскурсии. | |
7 | Рыбное хозяйство. Ведущая роль рыбколхоза им. Суворова | Диспут | |
Тема 2. Вторичный сектор экономики района-отрасли, перерабатывающие сырье. | 4 | ||
8 | Пищевая промышленность, ее значение для района и отраслевой состав | Урок-конференция. | |
9 | Промышленность стройматериалов, ее значение, проблемы | Работа со статистическими материалами. | |
10 | Экскурсия в цеха переработки пищевой промышленности СПК«Знамя Ленина». | Групповой отчет с презентацией | |
11 | Экскурсия на кирпичный завод | Практикум. | |
Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги. | 4 | ||
12 | Транспорт и связь. | Диалог, обмен мнениями. | |
13 | Жилищно-коммунальное хозяйство района, его проблемы. | Диспут. | |
14 | Рекреационное хозяйство района. | практикум. | |
15 | Социальная инфраструктура района. | Экскурсия с отчетом в парах. | |
Раздел 3. Инвестиционные проекты – будущее района. | 2 | ||
16 | Азов-Сити – южная игорная зона России, ее плюсы и минусы для района и страны. | Урок-телемост. | |
17 | Итоговое занятие. Реализация проектов будущего в районе. | Защита проектов, круглый стол, составление буклета о районе (станице) будущего. |
Литература:
1. Архивные материалы отдела статистики
Щербиновского района.
2. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. Москва,
Мысль, 1985
3. Закон об Образовании 1992 – в редакции, 2006.
4. Конобеев А.В. Разработка элективных курсов
для средней школы – принципы и опыт работы.// АЯШ.
№4 (8) – 2007.
5. Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года. М., 2006.
6. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная
работа по географии. Москва, Творческий центр, 2007
7. Сборник программ элективных курсов. Выпуск 12,
Краснодар, 2006.
8. Сборник программ элективных курсов. Выпуск 4,
Краснодар, 2005.
9. Синянский И.И. Станица моя родная. Ейск,
«Полиграфист», 2004.
10. Статистические материалы отдела управления
МОЩР.
11. Терский И.А. География Краснодарского
края. Природа. Экономика. Краснодар, 2004.
12. Щербиновский район. Инвестиционные проекты.
2009.