Урок химии на тему: "Углеводороды. Подготовка к ЕГЭ"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Методическая разработка занятия по теме: «Углеводороды»  составлена  для учащихся старшей школы. Ее можно использовать для проведения  итогового контроля в 10-м классе  по теме: «Углеводороды» и в 11-м классе для повторения при подготовке к ЕГЭ. Содержание:

Интерактивная часть включает: тесты различных типов и кроссворды, составленные   в программе HotPotatoes 6. Применение тренажера и кроссвордов способствует отработке специальных умений, закреплению знаний и вызывает интерес  у учащихся. Использованы материалы СD дисков и сети Internet  (рисунки).Занятие разработано для учащихся возрастной нормы, которые готовятся к ЕГЭ, его содержание можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Тренажер можно использовать и в качестве домашнего задания. Как распечатать кроссворд,  описано в документе «Пояснительная записка» (Приложение 2. Интерактив/krossv-raspechatka/пояснительная записка.docx).

Цель урока: проверка знаний учащихся по теме: «Углеводороды» с целью подготовки учащихся к ЕГЭ.

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции  знаний учащихся.

Девиз урока: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев…». Д. И. Менделеев.

Форма проведения: контрольная работа с элементами тренинга.

Продолжительность: 2 часа.

Задачи урока:

  • Образовательные: проверить степень усвоения основных понятий темы: углеводороды, классы углеводородов; строение и химические свойства углеводородов.
  • Развивающие: формирование и развитие образовательных компетенций:
    • учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
    • коммуникативных: умения отвечать на поставленный вопрос; умение работать с тестами; организовывать и анализировать собственную деятельность;
    • информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки понятий, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы; сворачивать и разворачивать информацию (работа с таблицами).
  • Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.

Планируемые результаты обучения

Данное занятие направлено на повторение, обобщение знаний по теме: «Углеводороды» в соответствии с требованиями ЕГЭ. Предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать

  • знания:
    • определений понятий – алканы, алкены, алкадиены, циклоалканы, арены, ароматическая связь, кратная связь, двойная связь, тройная связь, гибридизация, гомология;
    • типов химических реакций в органической химии;
    • химических свойств углеводородов;
  • специальные умения:
    • классифицировать углеводороды по составу;
    • называть органические вещества;
    • составлять формулы углеводородов;
    • определять типы и виды связей в углеводородах;
    • определять тип гибридизации атомов углерода;
    • представлять модели молекул углеводородов;
    • характеризовать особенности строения углеводородов;
    • определять тип химической реакции;
  • общиеучебные умения:
    • планировать и регулировать свою учебную деятельность;
    • проводить самооценку;
    • коммуникативные умения (умение отвечать на поставленный вопрос, работа с тестами, взаимодействие с другими людьми).
    • применять знания в нестандартных ситуациях (компьютерный вариант тестирования, кроссворд).

Уровень сложности.Темп урока высокий, учащимся предстоит выполнить много заданий тестового характера, самим регулировать свою деятельность. Урок разработан для детей возрастной нормы, обучающихся по программе профильного уровня, с достаточным уровнем мотивации и общих учебных и организационных умений и навыков,  требует предварительной подготовки учителя и учащихся. Урок можно корректировать в зависимости от уровня учебных возможностей, мотивации учащихся и материальной базы. Например, при отсутствии возможности работать в компьютерном классе, предоставить задания учащимся в бумажном варианте, наглядность заменить электронной презентацией.

Подготовка к уроку

Уроку предшествует предварительная подготовка.

1. Для этого урока учащиеся подготовили задание «Шпаргалка». Задание: Составьте шпаргалку по теме «Углеводороды». Условия: на листе А4 вместить как можно больше информации об углеводородах. Шпаргалки – не такое уж плохое дело, если их делать сознательно. Объявляется конкурс на лучшую шпаргалку! Победителя ждет приз и признание одноклассников!

2. Маршрутный лист учащиеся получают перед уроком (рисунок 1) и  вносят в него оценки, которые они получают во время зачета.

Рисунок 1. Маршрутный лист

Я получу оценки за:  «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев…»

Д. И. Менделеев

Тема: «Углеводороды»

Лист учета знаний  уч-ся  11в класса (ФИ)

1. Диктант
2. Тест в формате ЕГЭ
3. Ведение тетради
4. Кроссворд по теме «Углеводороды»
5. Домашнее задание «Шпаргалка»
Я верю в тебя и желаю успешной сдачи зачета!

Можно решать кроссвордыи задавать мне вопросы
http://orucezkaya.ucoz.ru/

Мое мнение по поводу подготовки к зачету

3. Первая часть занятия проводится в кабинете информатики. На компьютеры устанавливается задание 1, составленное в программе HotPotatoes 6.

4. Кроссворды – вариативная часть урока, они нужны для того, чтобы занять учеников, которые быстро справились с заданиями. Их можно предоставить учащимся в качестве домашнего задания в Интернете или дать в распечатанном варианте (кроссворд № 1, кроссворд № 2).Для детей, которые работают в медленном темпе, можно предложить их в качестве домашнего задания.

5. Справочный материал можно использовать в электронном виде, но лучше предоставить учащимся справочные таблицы в печатном виде.

6. Таким образом, для урока нужно распечатать: справка 1, справка 2, контрольная работа (текст по числу учащихся), кроссворды. Для распечатки кроссвордов нужно пройти по ссылке

Этапы урока:

1. Целеполагание.

2. Подготовка к тестированию:

а) химическая разминка (викторина).
б) химический диктант (Приложение 1)
в) кроссворд.
г) тренинг по теме: «Углеводороды» (интерактивные тесты в программе HotPotatoes 6 в режиме тренинга)

3. Контрольная работа в формате ЕГЭ (часть А и В).

4. Самопроверка. Подведение итогов.

Пояснения. Учащиеся одновременно под руководством учителя проходят химическую разминку, пишут химический диктант (Приложение 1). Затем на компьютерах проходят тренинг, выполняя интерактивные тесты. Только после этого, учащиеся выполняют контрольный тест в печатном варианте. Далее учащиеся проверяют свою работу, используя лист самооценки, проводят анализ своей работы, заполняя лист контроля.

Структура урока

I. Целеполагание – осуществляется задолго до урока, это: настрой учащихся, работа с листами учета, самооценка.

Вступительное слово учителя. Скоро нам предстоит сдавать экзамен по химии в формате ЕГЭ. Особенностью экзамена является то, что представленные на экзамене задания, проверяют не только знания фактов, но и умения мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать, применять знания в нестандартных ситуациях. Часто бывает так, что ученик знает содержание материала, но отвечает на вопрос неправильно. Сегодня мы рассмотрим различные типы тестов по теме: «Углеводороды». Так как «много воды утекло с тех пор», когда мы изучали тему, поэтому я предлагаю небольшую подготовку перед тестированием.

Урок состоит из трех частей:

  • подготовка к тестированию;
  • тестирование;
  • самооценка.

Постановка цели.

Цель урока: выяснить, насколько хорошо мы усвоили понятия темы, что важно для сдачи экзамена. Сегодня нам предстоит большая работа и очень важно правильно организовать  свой маршрут. Постарайтесь успеть все! Перед вами маршрутный лист, на котором написаны все этапы урока. Не забывайте вносить в него оценки, которые вы получите. Желаю всем  успеха!

II. Активация знаний учащихся

1. Разминка

Фронтальная работа с классом.

Задание. Назовите вещества и укажите класс, к которому они относятся. Учитель показывает карточки с формулами углеводородов, ученики называют вещества и класс, к которому они относятся.

2. Веришь – не веришь?

Ответом на вопросы являются слова «да» или «нет».

Верно ли, утверждение о том,

  • … что в алканах имеется одна двойная связь?
  • … что бензол не обесцвечивает бромную воду?
  • … в органических веществах преимущественно ковалентные связи?
  • … при гидратации ацетилена получается этилен?
  • … метан горит бесцветным (голубоватым) пламенем, а бензол – коптящим?

III. Проверка знаний учащихся

1. Химический диктант (Приложение 1)

Написать формулы веществ под  диктовку учителя и указать, к какому классу они относятся. Диктант оформляется на листочках и сдается на проверку.

2. Викторина (учитель вручает небольшие призы).

  • Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ?

  • В 1852 г. немецкий химик Ф.Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ?

  • В 1814 году в Лондоне появилось газовое освещение. Светильный газ хранили в железных баллонах под давлением. В летние ночи освещение было нормальным, а зимой – тусклым. Владельцы газового завода обратились за помощью к химику Фарадею. Он установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллона и превращается в жидкость. Так был открыт всем известный теперь бензол. Какой газ использовали для освещения улиц англичане?

  • Немецкий алхимик, врач и изобретатель-фантазер Иоганн Бехер проводил опыты с серной кислотой. В одном из опытов он перепутал сосуды и прилил к серной кислоте этиловый спирт, который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание и выделение неизвестного газа, который горел коптящим пламенем. Новый газ назвали «маслородным» газом, а продукт его взаимодействия с хлором «маслом голландских химиков». О каком газе идет речь?

  • Однажды Пентан пошел в сауну попариться. Жарко было в сауне! А банщиком там работал Хлорид Алюминия, который предложил Пентану сделать массаж. Пентан согласился. И начал банщик крутить, вертеть Пентаном, приговаривая: «Какой скелет у Вас скрюченный! Сейчас мы поправим!». Банщик так старался, что оторвал метильную группу. Испугался Хлорид Алюминия, начал присоединять, да ни туда прикрепил метил. Заплакал Пентан: «Был Пентан, а стал … (изопентан). О какой реакции идет речь?

  • О какой реакции Н.Д. Зелинский говорил, что «М.И. Коновалову удалось оживить мертвецов»?

Учитель. Мы вместе прошли два этапа урока. Теперь каждый движется самостоятельно. Вам нужно пройти тренировочный тест (на компьютерах):

1. Подготовка – тренинг. Предлагаю вам подготовиться к тестированию. Работаем с заданием № 1, которое я составила специально для вас в программе HotPotatoes 6. Вы можете использовать справочные таблицы в интерактивном или печатном варианте.

2. Контроль знаний. Выполнить контрольную работу (Приложение 6, печатный вариант).

3. Самопроверка. Взять лист правильных ответов и оценить свою работу.

4. Рефлексия. На обратной стороне маршрутного листа напишите пожелание учителю или самому себе – или подарите смайлик.

5. Домашнее задание.

1. Составить анализ своей работы.

Проставьте в таблице баллы:

Часть А. Правильный ответ – 1 балл; неправильный ответ – 0 баллов.
Часть В. Правильный ответ – 2 балла; неправильный ответ – 0 баллов.

Если возникают сомнения в оценке, проконсультируйтесь у учителя.

Рисунок 2. Лист самопроверки и самооценки

Фамилия, имя  уч-ся
  Часть А (0 или 1 балл) Часть В (0, 1 или 2 балла) Сумма
баллов
% выполнения
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Баллы                                    
Часть А    
Часть В      
Итог      
Оценка    
Похвалить себя:
Спросить у учителя:
Повторить:

2. Заполните кроссворд по теме:«Углеводо роды» – Приложение 2. Интерактив/8.htm. (Кроссворды можно выполнять на компьютере или в печатном виде).
3. Напишите пожелание или вопросы учителю. Можете написать по адресу: oruseckaya@yandex.ru

6. Подведение итогов

Учитель подводит итоги урока, спрашивает мнение учеников по поводу проведенного урока.

Учитель. Дорогие мои ученики! Урок я хотела бы закончить словами Д.И.Менделеева, который был не только великим химиком, но и хорошим педагогом:«Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача — не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу».Если вы сегодня не очень довольны собой и у вас что-то не получилось, так как хотелось, не огорчайтесь, изучение химии продолжается! Сегодня мы отрабатывали задания единого государственного экзамена по теме: «Углеводороды». Прошу вас проанализировать допущенные вами ошибки, наметить план работы по ликвидации пробелов, составить вопросы учителю.

– Прошу сдать маршрутные листы, кроссворды. Если вы не успели выполнить кроссворд, его можно заполнить дома. А сейчас небольшой сюрприз.

7. Демонстрация опыта «Горящий снег». Вы видели когда-нибудь горящий снег? Нет? Сейчас увидите! (Взаимодействие карбида кальция со снегом в присутствии фенолфталеина).

После урока учитель проверяет заполнение маршрутных листов,  записывает слова  благодарности, замечания, пожелания.  Ученики вкладывают листы с оценками в дневник. На основе анализа урока и самоанализа работ учащихся,  учитель планирует дальнейшую работу по коррекции знаний.

Список литературы:

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования  по химии. (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – Вентана-Граф, 2007. – Современное образование).
  2. Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М. Химия: 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) /Под ред. проф. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Журин А.А., Левина Л.С. Теория химического строения. Углеводороды: Учебное пособие. – М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга для домашнего чтения по химии – М.: Химия, 1995.
  5. Доронькин В.Н. Химия ЕГЭ-2009. Тематические тесты – Ростов н/Д: Легион, 2008
  6. Каверина А.А., Медведев Ю.Н. ЕГЭ-2010. Химия: сборник экзаменационных заданий. – М.: Эксмо, 2010.

Другие ресурсы:

  1. СD-диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 класс – М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2009.
  2. http://www.bpc.edu/mathscience/chemistry/alkanes_and_cycloalkanes.html
  3. http://school-collection.edu.ru/. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. СD-диск: Органическая химия. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ. – Йошкар-Ола: МарГТУ – 1999. www.mmlab.ru