Цели:
1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о фосфоре и его соединениях, значении этих веществ в природе и в жизни человека;
2) Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока, способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых соединений;
3) Воспитывать умение работать в атмосфере творчества, любовь к предмету;
Тип урока: интегрированный урок (химия + биология)
Дидактические и материальные оснащения: интерактивная доска, ноутбук, мультимедейный проектор, компьютерная презентация по теме “Фосфор и его соединения”; реактивы: фосфат натрия, нитрат свинца, штатив с пробирками.
Содержание и ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Фосфор – элемент жизни и мысли.
А.Е.Ферсман
История открытия
В поисках философского камня – вещества, превращающего все в золото, немецкий алхимик Хенниг Бранд в 1669 году упарил до твердого остатка почти тонну мочи из солдатских казарм. Сухой остаток он смешал с углем и прокалил. Ночью совершенно случайно Бранд заметил, что новое вещество в виде белой пыли светится в колбе. Так был получен белый фосфор Р4:
4NaPO4 + 10C = P4 + 6Na2O + 10CO
Свойством белого фосфора светится, Бранд немедленно воспользовался: он стал показывать новое вещество как диковинку, продавал ее на вес золота и разбогател, а потом дорого продал свой секрет.
Название элемент получил от греческих слов “фос” - свет и “форос” - несущий (светоносный).
Строение атома
+15
Р))) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3285
Фосфор в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева находится в третьем периоде, в пятой группе, в главной подгруппе.
Фосфор – химический элемент.
- Химический знак – Р. 2. Аr (P) = 31 3. Валентность – переменная (III;V)
- Нахождение в природе.
Фосфор встречается в природе только в виде соединений. Важнейшими его минералами являются фосфориты, апатиты. Фосфор входит в состав растительных и животных белков. Содержание фосфора в тканях мозга – 0,38%, в мышцах – 0,27%.
Фосфор – простое вещество
1.Химическая формула – Р. 2.Mr(Р) =31 3. М (Р) = 31г/моль
4. Физические свойства.
Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:
- Белый фосфор - Р4 – бесцветное или желтое ядовитое вещество, нерастворимое в воде, растворяется в органических растворителях, легкоплавок, летуч, окисляется на воздухе, поэтому его хранят под слоем воды, светится в темноте.
- Красный фосфор – порошок красно – бурого цвета, не ядовит, нерастворим в воде, в органических растворителях, нелетуч. Возгоняется при сильном нагревании и, охлаждаясь, превращается в белый фосфор.
- Черный фосфор – похож на графит, не растворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.
- Химические свойства.
а) Фосфор – окислитель
1) Взаимодействие с металлами:
2P + 3Ca = Ca3P2 (фосфид кальция)
б) Фосфор – восстановитель
1) Горение
4Р + 5О2 =2Р2О5
2) Взаимодействие с галогенами (при нагревании)
2Р + 5CI2 = 2PCI5 (при избытке галогена)
2Р + 3CI2 = 2PCI3 (при избытке фосфора)
3) Взаимодействие с серой
2P + 5S = P2S5
2P + 3S = P2S3
С водородом фосфор непосредственно не реагирует. Газообразный фосфин РН3 получают косвенным путем, например:
Ca3P2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2PH3
Фосфин – фосфористый водород, ядовитый газ с чесночным запахом, легко воспламеняется на воздухе. Поэтому огни на болотах и свежих могилах – это не выдумка. В теплые темные ночи на свежих могилах наблюдаются бледно – голубоватые огоньки – “горит” фосфин. Это является причиной редкого природного явления – “блуждающих огней”, породивших суеверные рассказы о душах умерших, вышедших из могил.
2РН3 + 4О2 = Р2О5 + 3Н2О
Это вещество образуется при гниении отмерших растительных и животных организмов. Подобные огни наблюдал немецкий астроном Ф.В.Бессель, изучал киевский профессор Кнорре, австрийский исследователь Лист.
После открытия способности фосфора светиться его стали использовать в церковных культах. Фосфор добавляли в расплавленный, но уже слегка загустевший воск, формовали карандаши и делали ими надписи на стенах храмов. Фосфор, медленно окисляясь, светился в темноте. Фосфор также растворяли в сероуглероде СS2 и полученным раствором смачивали фитили свечей, после испарения растворителя белый фосфор воспламенялся, а от него загорался фитиль, и происходило чудо – “самовоспламенение свечей”.
6. Получение
Белый фосфор получают восстановлением фосфата кальция с углем в присутствии SiO2:
Ca3(PO4)2 + 5C + 3SiO2 = 2P + 5CO + 3CaSiO3
7. Применение
- Белый фосфор используют при производстве термической фосфорной кислоты
- Красный фосфор – как фосфорное удобрение длительного действия
- Красный фосфор для изготовления полупроводниковых материалов
- Красный фосфор применяют в производстве спичек
Соединения фосфора. Оксид фосфора (V)
1.Р2О5 2. Mr(P2O5) = 142 3. M (P2O5) = 142г/моль
4. Физические свойства.
Р2О5 – белый порошок, очень гигроскопичен, растворим в воде.
5. Химические свойства
а) Взаимодействие с водой
Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4
б) Взаимодействие с основными оксидами
Р2О5 + 3СаО = Са3(РО4)2
в) Взаимодействие с основаниями
Р2О5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O
6. Получение
Р2О5 - получают сжиганием красного фосфора
7. Применение
Р2О5 – применяют как осушающее или водопоглощающее средство.
Многие органические вещества обугливаются при воздействии Р2О5 . При попадании на кожу может вызвать сильные ожоги.
Ортофосфорная кислота.
1. Н3РО4 2. Mr(H3PO4) = 98 3. М (Н3РО4) = 98г/моль
4. Физические свойства
Н3РО4 – нелетучее, твердое, бесцветное кристаллическое вещество, растворима в воде. При комнатной температуре 100% - ная фосфорная кислота может существовать как льдоподобное вещество (так называемая ледяная фосфорная кислота).
5. Химические свойства
а) Действие на индикаторы
б) Диссоциация
Н3РО4 ==== Н+ + Н2РО-4
Н2РО-4 ==== Н+ + НРО-24
НРО-24 ==== Н+ + РО-34
в) Взаимодействие с основными оксидами
2Н3РО4 + 3Na2O = 2Na3PO4 + 3H2O
г) Взаимодействие с основаниями
Н3РО4 + 3КОН = К3РО4 + 3Н2О
д) Взаимодействие с солями
2Н3РО4 + 3СaCI2 = Ca3(PO4)2 + 6HCI
e) Качественная реакция на фосфат ион.
Реактивом на РО-34 являются ионы серебра Ag+
К3РО4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3
(желтый осадок)
Соли ортофосфорной кислоты
Дигидрофосфаты | Гидрофосфаты | Фосфаты |
КН2РО4 | К2НРО4 | К3РО4 |
Соединения фосфора – обязательная составляющая растительных и животных организмов. В растениях фосфор накапливается в семенах и плодах; в организме человека и животных - в скелете, мышечной и нервной тканях.
Биологическое значение фосфора
- Обеспечение нормального роста костной и зубной тканей, а также последующее поддержание их целостности в течение всей жизни человека.
- Обеспечение постоянного состава нуклеиновых кислот (ДНК, РНК, молекул хранящие и передающие наследственную информацию, отвечающие за нормальное деление и рост клеток)
3. В составе ферментов Р принимает участие в жировом обмене, синтезе и распаде гликогена и крахмала
4. В составе фосфорной кислоты учувствует в мышлении, движении, дыхании, нормализует белковый и углеводный обмен
5. Обеспечивает энергией все процессы жизнедеятельности в составе АТФ
6. Вместе с белками и жирными кислотами фосфор образует высокоактивные соединения – например, лецитин, необходимый для формирования клеточных и мозговых оболочек.
Известно, что лецитин в огромных количествах расходуется организмом при нагрузках, не только физических, но и психоэмоциональных, поэтому без достаточного количества фосфора, необходимого для его синтеза, наши клетки останутся незащищёнными.
7. Соединения фосфора участвуют в поддержании кислотно-щелочного равновесия в организме, так как входят в состав крови и других жидкостей; благодаря фосфору, могут образовываться активные формы витаминов, так как он запускает необходимые для этого ферментные реакции.
8. В соединении с азотом, жирными кислотами и глицерином образует фосфолипиды, которые участвуют во всех физиологических процессах в организме.
9. Подкисляет мочу и снижает вероятность образования камней в почках.
Нахождение фосфора у человека
У взрослого человека около 86% фосфора находится в минеральной части костей и зубов. Оставшийся фосфор распределяется в мышцах, органах, жидкостях, скелетной ткани, но особенно много её в тканях нервных клеток и мозга. В среднем тело человека содержит около 1,5 кг фосфора, из которых 1,4 кг приходится на кости, 130г содержится в мышцах и 12г – в нервной ткани
Суточная потребность в фосфоре
Суточной нормой фосфора для взрослого человека считают 1600 мг, потребность у беременных - 3000 мг, а у кормящих матерей 3800 мг в сутки (у детей она выше, чем у взрослых).
Дневная норма фосфора для взрослого человека содержится в 130,0 г сыра, 12 яичных желтках, в 6 столовых ложках тыквенных семечек, 500,0 г мяса или рыбы, 400,0 г овсяных хлопьев. Принятый с пищей фосфор попадает в кости уже через 4–6 ч.
Продукты, содержащие фосфор
- Бобовые (горох, фасоль)
- Кукуруза;
- Дрожжи;
- Сыр;
- Отруби;
- Молоко (цельное и сгущенное)
- Молочные продукты;
- Желток яйца;
- Рыба;
- Сухофрукты;
- Чеснок;
- Орехи;
- Семечки тыквы;
- Семечки подсолнечника;
- Мясо;
- Домашняя птица.
Как обеспечить правильное усвоение фосфора в организме?
Фосфор правильно работает в присутствии кальция и витамина D, но кальция при этом должно быть вдвое больше, чем фосфора. Важно не только абсолютное количество фосфора, но и соотношение его с кальцием (в оптимальном варианте кальция должно быть в полтора-два раза больше). При избытке фосфора может происходить выведение кальция из костей, при избытке кальция — развиваться мочекаменная болезнь.
Без фосфора не усваивается ниацин – витамин В3, необходимый для работы сердца и почек, обменных процессов, дыхания клеток и обеспечения их энергией, передачи нервных импульсов.
Потребность в фосфоре повышается при физических нагрузках и недостатке белка, чрезмерном употреблении сахара, приёме некоторых гормональных препаратов. Усвоению этого элемента способствуют витамины А, D и F, калий, а также железо, магний и кальций в сбалансированных количествах.
Недостаток фосфора
Даже при достаточном поступлении фосфора с продуктами питания может возникнуть дефицит этого элемента в организме. Это может быть вызвано нарушениями обмена веществ; избытком в организме соединений магния, алюминия, кальция; потреблением большого количества газированных напитков, типа Колы или Фанты; продолжительными или хроническими заболеваниями, в том числе почек и щитовидной железы; отравлениями, в том числе наркотическими и алкогольными. У маленьких детей недостаток фосфора может возникнуть при искусственном вскармливании – это чревато развитием рахита человек ощущает слабость и общее недомогание. При дисбалансе фосфора также могут проявляться всплески интеллектуальной активности, на смену которым приходит нервное истощение. Такие люди могут активно реагировать на окружающее, а затем впадать в апатию и депрессию. Кроме слабости и утомляемости, недостаток фосфора может выражаться снижением внимания и аппетита, болями в мышцах и костях, частыми инфекциями и простудами, нарушениями работы печени, серьёзными сбоями в обмене веществ, кровоизлияниями, патологическими изменениями в сердце, остеопорозом и резким снижением иммунитета.
Избыток фосфора
При избытке фосфора может возникнуть почечнокаменная болезнь, поражается печень и кишечник, развивается анемия и лейкопения – уменьшается содержание лейкоцитов; появляются кровоизлияния, возникают кровотечения, костная ткань теряет кальций, а фосфаты, наоборот, откладываются в костях. Потеря кальция приводит к быстрому развитию остеоопороза.
При отравлении фосфором нарушается работа всей пищеварительной системы, печени, почек, сердца, появляются геморрагии – мелкие кровоизлияния, в том числе и на сетчатке глаз.
Круговорот фосфора в природе
Растения извлекают фосфор из почвы, а животные получают его с растительной пищей. После отмирания растений и животных органические соединения, не усвоенные растениями, под действием фосфоробактерий превращаются в неорганические – фосфаты. Так осуществляется круговорот фосфора в природе. Этот круговорот нарушается при удалении соединений фосфора с урожаем сельскохозяйственных культур. Недостаток в почве фосфора практически не восполняется естественным путем. Поэтому необходимо вносить фосфорные удобрения.
III. Применение знаний, умений, навыков.
1. Игра на интерактивной доске слайд 35-41
2. а) Выполнение лабораторной работы №9.
Качественная реакция на фосфат - ион РО-34
IV. Д/З s 29, упр. 1, 2, 3,4,5
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика аллотропных модификаций фосфора.
Признаки сравнения | Белый | Красный | Черный |
Химический знак | |||
Относительная атомная масса | |||
Химическая формула | |||
Относительная молекулярная масса | |||
Молярная масса | |||
Цвет | |||
Запах | |||
Агрегатное состояние | |||
Растворимость в воде | |||
Растворимость в органических соединениях | |||
Свечение | |||
Действие на организм |