Цели урока.
- Формирование представлений о растворении как физико-химическом процессе, растворах как физико-химических системах и их классификации.
- Формирование понятий раствор, растворение, диссоциация, гидратация.
Оборудование и реактивы: сахар, хлорид натрия, сульфат меди (II), пересыщенный раствор ацетата натрия, борная кислота, этанол, керосин, охлажденная дистиллированная вода, термометр, химические стаканы – 6 шт., ступка с пестиком, пробирки – 2 шт., спиртовка, стеклянные палочки – 8 шт.
Ход урока
1. Учитель дает представление о многообразии растворов в окружающем мире, о существовании растворов с разным агрегатным состоянием и их отличительных признаках. Делается акцент на водных растворах как наиболее часто используемых в деятельности человека. На конкретных примерах рассматриваются существенные признаки растворов.
2. На основе демонстрационных экспериментов выявляются процессы, протекающие при растворении, делаются первые попытки определения процесса растворения.
Эксперимент 1
В 2 стакана наливаем по 50 мл воды. В первый стакан опустим несколько крупных кристаллов сульфата меди (II), в другой – такое же количество перетертого в ступке сульфата меди (II).
В стакане с перетертым сульфатом меди голубое окрашивание появляется быстрее, а мелкие кристаллы исчезают. В другом стакане процесс растворения протекает медленнее. Измельченные вещества растворяются быстрее.
Делается вывод о необходимости измельчения и перемешивания компонентов раствора.
На основе видеофрагмента и схемы рассматривается сущность процессов диссоциации и гидратации растворенного вещества.
3. Выводятся основные определения понятий темы.
Растворение – это физико-химический процесс, включающий в себя разрушение кристаллической решетки вещества (диссоциацию) и взаимодействие образовавшихся частиц с молекулами растворителя (сольватацию).
Растворы – это однородная устойчивая система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
На основе определения проверятся усвоение учащимися различия растворов и неоднородных смесей, растворения и других физических и химических процессов.
Закрепляются и фиксируются основные понятия темы.
Растворение - физико-химический процесс, включающий в себя разрушение кристаллической решетки вещества и взаимодействие образовавшихся частиц с молекулами растворителя.
Диссоциация - распад вещества на составные части.
Гидратация – химическое взаимодействие вещества с водой.
Раствор - однородная устойчивая система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
4. Классификация растворов по количеству растворенного вещества. Определение зависимости растворимости от температуры.
Эксперимент 2
В 4 стакана нальем по 50 мл воды, охлажденной до 15 градусов Цельсия. Поместим по 5 г сахара, соли (хлорида натрия), сульфата меди (II) и борной кислоты в стаканы и тщательно перемешаем.
Борная кислота лишь частично растворилась.
Добавляем следующие 5 г сульфата меди (II), соли и сахара.
Нерастворившиеся кристаллы сульфата меди (II) оседают на дно стакана.
В оставшиеся стаканы добавим еще 10г соли и сахара, перемешаем растворы.
Соль полностью не растворилась, а сахар по прежнему полностью растворился в воде.
Нагреем получившиеся растворы.
При нагревании осадки полностью растворились.
Добавим еще немного веществ в соответствующие растворы.
Добавленные вещества продолжают растворяться.
Делается вывод о существовании насыщенных и ненасыщенных растворов и их признаках.
Эксперимент 3
“Мгновенная” кристаллизация пересыщенного раствора ацетата натрия.
Вывод о существовании неустойчивых пересыщенных растворов и их отличительных особенностях.
- Разбор опорного конспекта и фиксация его учащимися.
- Домашнее задание: карточки с задачами о растворах, §24, вопр. 1-4.