Цель: систематизировать и углубить знания обучающихся об азоте и его соединениях, познакомить с положительными и отрицательными свойствами, применением соединений азота, определить место азота и его соединений в жизни человека.
Задачи:
- изучить основные соединения азота и определить их место в жизни человека;
- патриотическое воспитание (продолжить воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине, людям, родной природе);
- развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при изучении строения и свойств соединений азота.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
– Мы с Вами уже знакомы с азотом и его соединениями. Мы изучали:
N ––> N2 ––> NO2 ––> NH3
––> HNO3 ––> нитраты
атом ––> простое ––> оксиды ––> щелочи
––> кислоты ––> соединения азота ––>
вещество
– Сегодня мы будем говорить о соединениях
элемента азота с 2-х сторон:
Азот – элемент жизни / Азот – элемент войны.
Цель урока – вспомнить наиболее значимые
соединения азота и определить их место в жизни
человека. И в этом Вы мне поможете.
II. Изучение нового материала
1. Азот – история названия: Официальное
открытие азота принадлежит Д. Резерфорду, 1772 г.
Первое название связано со свойствами азота,
когда его впервые получили, попробовали испытать
на животных – мышах (мышь помещали под
стеклянный колпак и туда подавали азот, через
некоторое время мышь погибла, следовательно газ
был ядовитым). По результатам опыта, газу было
дано название – штик штоф, что означало
удушающий.
Далее, после ряда опытов, было выяснено, что азот
обладает и другими свойствами, он может
оказывать не только вред, но и пользу. Появилось
другое название – Азоэ.
Затем соединения азота стали использовать в
качестве удобрений. Азоту дали еще одно название
– Нитрогениум (рождающий селитру). *
* Название азота –
флогистированный воздух, мифический воздух,
атмосферный мофетт, испорченный воздух и т.д.
Авторы химической номенклатуры предложили (1787г.)
производить слово «азот» от греческой
отрицательной приставки а и слово зо –
жизнь. Таким образом, название «азот» по их
мнению, отражало его нежизненность или
безжизненность.
1790г. Ж.Шапталь предложил заменить слово «азот»
словом «нитроген». Он считал, что название,
означающее «безжизненный», могло бы с большим
основанием быть дано другим простым телам,
обладающим, например, сильными ядовитыми
свойствами.
Международное название элемента – NITROGENIUM и
символ азота – N.
2. А теперь доску разделим на две части: с одной стороны будем писать положительные значения азота, а с другой отрицательные. (Приложение 1)
III. Закрепление
Кроссворд
- Химическое соединение, используемое как элемент жизни и войны.
- Причина использования нитросоединений.
- Ученый открывший азот.
- Основная продукция заводов в годы ВОВ.
- Соединение азота – «террорист».
- Страна – изобретатель первого взрывчатого вещества.
- Основной поставщик оружия на фронт.
- Продукт нитрования толуола – взрывчатое вещество.
Т | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
П | О | |||||||||||
О | К | Т | ||||||||||
Н | И | Т | Р | О | Г | Л | И | Ц | Е | Р | И | Н |
О | Е | Т | Л | |||||||||
Х | К | А | П | |||||||||
С | Й | Р | ||||||||||
В | О | Й | Н | А | О | |||||||
Г | Г | |||||||||||
Р | Е | З | Е | Р | Ф | О | Р | Д | ||||
Н | Е | |||||||||||
С | ||||||||||||
С |
– Сегодня тема нашего урока была: «Азот – элемент жизни и войны». Какой мы с Вами можем сделать вывод? Азот может приносить пользу или вред в зависимости от того как его использовать.
Список литературы:
1. Архивные материалы библиотеки им. Гоголя.
2. А.И.Артеменко Органическая химия
[Текст]: научно-методическая литература – М.:
«Высшая школа»,1994 г. – 127 с.
3. Д.Верзейм, К.Окслейд и др. Химия. Школьный
иллюстрированный справочник [Текст]:
справочная литература – М.:
«Росмэн», 1995 г. – 374 с.
4. Э.Т.Оганесян Руководство по химии.
Поступающим в ВУЗы [Текст]: научно-методическая
литература – М.: «Высшая школа», 1991г. – 218 с.
5. Химия. Справочные материалы. Под. ред.
Ю.Д.Третьякова [Текст]: справочная
литература – М.: «Просвещение», 1988 г. – 76 с.
6. Д.В.Ходаков, Д.А.Эпштейн, П.А.Глоризов
Неорганическая химия [Текст]:
научно-методическая литература – М.:
«Просвещение», 1981 г. – 137 с.