Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8-9-х классах и по 1 часу в 10-11-х классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы. Предлагаемый курс имеет, прежде всего, практическую направленность, так как предназначается не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчетных задач различных типов. Данный курс рассчитан на учащихся 9-х классов и связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).Химическое содержание многих задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники серьезно интересующихся химией. Изучение курса предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к олимпиадам, а в будущем и к конкурсным экзаменам – ГИА и ЕГЭ.
Актуальность курса: задачи в химии решаются не только ради получения правильного ответа как такового. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навыки самостоятельной работы и служит оценкой степени усвоения теоретических знаний и практических умений. Курс расширяет и углубляет знания учащихся по химии, раскрывает роль химии в решении глобальных проблем человечества, показывает зависимость свойств веществ от состава и строения, направленность химической технологии на решение экологических проблем. Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные задачи:
- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;
- отработать у учащихся навыки решения задач разных типов, в том числе усложненных.
- формирование связи между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
- подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.
- расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 9 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Вниманию учащимся предлагаются различные
задания по содержанию и по сложности, которые
требуют от учащихся активной познавательной
деятельности.
Данный курс предлагается всем учащимся, которые
желают получить более глубокие знания по
предмету.
Формы и методы обучения: решение
химических задач с использованием логических
приемов, выполнение химического эксперимента,
работа с учебниками, задачниками и периодической
литературой. Предусматривается и активная форма
обучения, выполнение учащимися самостоятельных
работ по решению экспериментальных задач с
использованием инструкции, проведение
индивидуальных опытов для приобретения знаний
или подтверждения предположений.
Форма оценки знаний, умений и навыков учащихся:
выполнение заданий двух типов:
- с выбором ответа;
- со свободным ответом;
Методы преподавания курса:
- поисковый;
- учебный диалог;
- решение проблемных задач;
- самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
- повторение теоретических вопросов, изученных в 8 классе и изучаемых в 9классе, их углубление и расширение;
- применение теоретических знаний на практике;
- знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;
- решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;
- обучение самостоятельному решению задач.
Итоговое занятие может быть проведено в форме олимпиады, по итогам которой можно составить таблицу рейтинговых показателей достижений учащихся.
Формы контроля образовательных достижений учащихся:
- контрольные работы, зачеты по материалу каждой темы;
- олимпиада по материалу всего курса.
Работа ученика на занятии может быть оценена по двум основным параметрам: активность и правильность самостоятельного решения задач.
Критерии оценивания умений учащихся решать расчетные задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении
нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении
нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом или допущено не более
двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении
нет ошибок, но допускается существенная ошибка в
математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в
логическом рассуждении и в решении.
Критерии оценивания письменных контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна
несущественная ошибка
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более
двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее, чем на
половину, допущена одна существенная ошибка и
при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем
наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
Продолжительность курса: 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.
Ожидаемый результат:
- Успешное обучение в последующих классах;
- Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
- Умение проводить простейшие расчёты;
- Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
- Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:
- Минимальный – решение простейших задач по алгоритму.
- Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы.
- Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.
Литература для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И.
“Сборник олимпиадных задач по химии”.
2. Будруджак П. “Задачи по химии”.
3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и
упражнений по химии”.
4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8
класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8
класс”.
5. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с
решением”.
6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика
решения расчётных задач по химии”.
7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений
по химии для нехимических техникумов”.
8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для
поступающих в ВУЗы”.
Литература для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по
химии”.
2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах,
упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные
работы по неорганической химии 8 класс”.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник
задач и упражнений по химии”.
5. Суровцева Р.П. “Задания для
самостоятельной работы по химии в 8 классе”.
6. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений
по химии для средней школы”.
Учебный план:
Разделы (совокупность тем) | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Контроль |
1. Введение. | 1 | 1 | ||
2. Химическая формула вещества. | 6 | 2 | 4 | |
3. Количество вещества. | 8 | 2 | 6 | |
4. Уравнения химических реакций. | 2 | 2 | ||
5 Растворы. | 8 | 3 | 5 | |
6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД. | 7 | 1 | 6 | |
7.Итоговая проверка знаний. | 2 | 1 | 1 |
Учебно-тематический план:
Последовательность тем в разделе | Последовательность занятий в теме |
Базовые понятия |
Ожидаемы результаты |
1. Введение. | 1. Знакомство с целями и задачами курса,
его структурой. Основные этапы в истории развития химии. |
Алхимия. Смеси. Чистые вещества. Химический элемент. |
Примут установку на продуктивную работу. |
3. Количество вещества. | 1-2. Количество вещества. 3-4. Пересчитанные частицы. 5-6. Молярный объём газа. 7. Относительная плотность газа. 8. Решение комбинированных задач. |
Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула. | Умеют решать задачи используя различные формулы нахождения количества вещества; осуществлять переход от одной формулы к другой; находить количество атомов в молекуле данного вещества. |
4.Уравнения химических реакций. | 1. Основные типы химических реакций. 2. Составление простейших уравнений химических реакций. |
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс. | Уметь составлять простейшие уравнения реакции соединения; определять тип химической реакции; расставлять коэффициенты в уравнении согласно закону сохранения массы веществ; проводить простейшие расчёты по уравнениям химических реакций. |
5. Растворы. | 1. Растворимость. Растворы. 2-3. Разные способы выражения состава раствора. 4-5. Различные действия с растворами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование) 6. Кристаллогидраты. 7-8. Решение задач по уравнениям с участием растворов. |
Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты. | Уметь решать задачи используя формулы выражения состава раствора; проводить расчёты по уравнениям химических реакций. |
6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД. | 1. Простейшие расчёты по уравнениям
химических реакций. 2-3. Объёмные отношения газов. 4. Решение комбинированных задач. 5-6. Генетическая связь между основными классами неорганической химии. 7. Решение экспериментальных задач. |
Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества. | Умеют составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов неорганической химии и разбирают их в ионном виде; проводят расчёты по уравнениям химических реакций; проводят качественные реакции на простейшие ионы. |
7. Итоговая проверка знаний. | 1. Итоговая проверка знаний (школьный
тур олимпиады среди учащихся 9 кл.) 2. Анализ школьного тура олимпиады. |
Успешное выполнение олимпиадной работы школьного тура для учащихся 9 класса. |