Описание урока: Интегрированный урок информатики и ИКТ, литературы, ОБЖ и ИЗО для учащихся 4 класса (учебник «Информатика и ИКТ 4 класс» Бененсон Е.П., Паутова А.Г.)
Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.
Цели урока:
- Обучающие: формирование умения составления алгоритмов, построения блок-схемы, выделения шагов действия.
- Развивающие:
- формирование УУД (развитие интеллекта, памяти, алгоритмического мышления, воображения);
- развитие информационной культуры обучающихся;
- формирование навыков применения полученных на уроках знаний в повседневной жизни.
- Воспитательные: умение работать в коллективе, воспитание трудолюбия, любознательности.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран, по возможности – интерактивный дисплей или интерактивная доска.
Материалы к уроку:
- презентация Power Point на компьютере учителя для сопровождения урока (Приложение 1);
- файл в программе SMART Notebook (Приложение 2). Используется при наличии интерактивного оборудования SMART Board для выполнения интерактивных заданий учащимися;
- презентация Power Point (Приложение 3) для составления учащимися алгоритма перехода улицы (на всех компьютерах);
- текстовый документ – варианты пословиц для команд (Приложение 4) – (распечатать и предложить каждой команде одну пословицу);
- файл – заготовка в Power Point для составления блок – схем пословиц (Приложение 5) (на всех компьютерах);
- карточка – задание с блок-схемой для восстановления рисунка (Приложение 6) (распечатать для каждого учащегося);
- заготовка рисунка для выполнения алгоритма в программе Перволого (Приложение 7) (на всех компьютерах);
- карточка с домашним заданием (Приложение 8) (распечатать для каждого учащегося).
I часть – повторение теоретического материала:
– повторение определения алгоритма (слайд 2 Приложения 1);
– задание «Какая запись является алгоритмом?»
(слайд 1 Приложения 2 – для SMART Board (рис. 1) или слайд
3 Приложения 1)
Рис. 1.
– повторение понятия «блок-схема» (слайд 4 Приложения 1);
– повторение типов алгоритмов – линейные, с
ветвлением, с циклом (слайд 5 Приложения
1);
– задание «Определить тип алгоритма по его
блок-схеме» (слайд 2 Приложения 2 – для SMART Board (рис.
2); или слайд 6 Приложения 1)
Рис. 2.
II часть. Алгоритм перехода улицы
Задание. Из готовых блоков составить алгоритм перехода улицы с пешеходной частью между полосами встречного движения (предлагаемый Тверской бульвар можно заменить на ближайшую к школе улицу с аналогичным движением):
1) обсуждение поставленной задачи, выделение шагов алгоритма
(Слайды 7, 8 Приложения 1 – рис. 3)
Рис. 3
2) демонстрация файла-задания
(на экране – слайд 9 Приложения 1 – рис. 4; на компьютерах учащихся – Приложение 3);
Рис. 4. Рис. 5.
3) самостоятельное выполнение задания на
компьютерах учащимися (Приложение
3; на экране – слайд 10 Приложения
1);
4) самопроверка выполненного задания (на экране
слайд 11 Приложения 1 –
рис. 5).
III часть. «Пословицы в блок-схемах»
Задание. Сформулировать известные русские пословицы по их блок-схемам. (Слайды 12-18 Приложения 1 – рис. 6).
Рис. 6. Слайды к пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Предлагается отгадать следующие пословицы и объяснить их смысл:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Кто как работает, тот так и ест.
2) Работа по группам.
Задание. Составить блок-схемы русских пословиц и поговорок, используя файлы-заготовки.
– Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается одна из пословиц (Приложение 4):
- «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».
- «Старый конь борозды не испортит».
- «После драки кулаками не машут».
- «Не зная броду, не суйся в воду».
– Используя слайды 2-5 Приложения 5, учащиеся по
группам составляют блок – схему своей пословицы;
– Используя слайды 20-28 Приложения
1, пословицы отгадывают всем классом.
IV часть «Физкультминутка»
– Выполнить алгоритм (Слайд 29 Приложения
1 – рис. 7).
– Обсуждение типа алгоритма «Физкультминутка»
(Слайд 30 Приложения 1).
Рис. 7.
V часть. Восстановление рисунка по алгоритму.
Работа по группам.
Задание. «Восстановить рисунок, выполнив циклический алгоритм» (на экране слайды 31-36 Приложения 1).
– Учащиеся получают карточку с блок-схемой алгоритма и вспомогательной таблицей (Приложение 6, рис. 8).
Рис. 8.
Рис. 9.
– Объяснение задания (слайды 32-34 Приложения
1).
– Далее группы учащихся открывают рисунок в
программе Перволого (Приложение
7, рис. 9) и распределяют между собой роли
– выполнение алгоритма, заполнение таблицы,
соединение точек рисунка согласно алгоритму и
таблице с помощью инструмента Линейка. Чем
слаженнее работает группа, тем быстрее будет
выполнена работа (на экране слайд 35 Приложения
1).
– Проверка выполненного задания (слайд 36 Приложения 1, рис. 10)
Рис. 10.
VI часть. Домашнее задание
Восстановить рисунок, выполнив алгоритм (слайд 37 Приложения 1, карточка с заданием для учащихся Приложение 8).
Источники информации:
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ 4 класс», Москва Академкнига/Учебник, 2011.
- Розе Т.В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей», Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- При подготовке заданий «Восстановить рисунок, выполнив алгоритм» использованы рисунки с сайта http://www.detiseti.ru