Промыслы коренных народов Севера

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Образовательная область “Познание”

“Ознакомление детей с окружающим миром”

Познакомить детей с промыслами народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой” родине, ее истории, настоящему и будущему.

Образовательная область “Социализация”:

Воспитывать умение приходить на помощь, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, уверенность в своих силах

Образовательная область “Коммуникация”:

Совершенствование всех сторон речи, как средства общения, расширение словарного запаса; активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты.

Предварительная работа:

  • Чтение произведений Р.Ругина “Молитва рыбака”, “Молитва охотника”, “Молитва пастуха”, “Песни трудовые” в записи и литературной обработке Е.Г.Сусой, Леонид Лапцуй “Сказка о ерше прыгунке и засоне карасе”, П.Явтысый “Как пастух рыбаком стал”.
  • Разучивание игры – “Ловкий оленевод”,
  • Цикл бесед на тему “Моя родина – Югра”.
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме “Народы севера земли”

Наглядный материал:

  • Экспозиции мини-музея “МОЯ РОДИНА-ЮГРА”.
  • Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением охотника и рыболова).
  • Кольцеброс, вырезанная фигура “Оленя”.

Ход занятия

Воспитатель: У мудрого филина всегда для нас есть загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто сегодня пришел к нам в гости.

Все говорят,
Что похож я на папу –
Такой же весь белый.

Такой косолапый.
Но только и папа
Похож на меня –
Такой же охотник рыбалки
Как я!

Правильно! Это белый медвежонок.

Сегодня медвежонок хочет пригласить вас в мини-музей и рассказать о жизни коренных народов севера

Послушайте легенду …

“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”

Эти счастливые люди — ханты и манси.

Рассматривание музейной экспозиции

Воспитатель: Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?

Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?

Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.

Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.

Воспитатель: Народная мудрость гласит:

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.

Воспитатель: Северные народы уважают и любят – оленей. Заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага – овода. Охраняют от хищника – волка

“Подвижная игра – Ловкий оленевод”

Воспитатель: Но это не единственное занятие народов севера. Чем же они еще занимались? Вы знаете, медвежонок мне говорит, что он принес вам (воспитатель достает конверты с игрой).

Что же это? Здесь игра. Медвежонок любит игры. Предлагает и вам поиграть. Хотите? Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее. (Дети выполняют задание)

“Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку собирать”.

1. Картинка “Охотник”

Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром Ханты-мансийского национального округа. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведя

“Живая пантомима” (ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ)

Воспитатель – Вам необходимо проявить творчество, артистизм с помощью только движений, жестов и мимики, показать животных и птиц, обитающих в нашем лесу.

Продолжи орнамент “уши зайца”.

См. приложение № 1

– Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.

2. Картинка “Рыбалов”

А еще занимаются – Рыболовством.

А какие рыбы водятся в наших реках?

– Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь…

Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод.

3. Творческое задание на дом от Мишутки:

Придумайте свою загадку про северную рыбу, и нарисуй к ней отгадку.

Идея! Сделайте в группе сборник загадок о родном крае!

Подведение итога:

Вот сколько мишутка рассказал нам о Севере.

– А в заключение ответьте на некоторые вопросы:

  • – Назовите основные занятия хантов и манси?
  • – Какую рыбу ловят в наших реках и озёрах?
  • – На чём вывозят ханты и манси свою добычу?

Удивительная природа Севера – во все времена лес был домом для северного человека. Но только при бережном отношении он будет и нашим другом.

Человек должен жить так, чтобы не исчезали ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину”.

Литература:

  • Л.В.Федоров. Северные родники. Тюмень, 2001 г.
  • Здравствуй, Югра. ХМАО, 1998 г.
  • Арктика – мой дом. Москва. 2001 г.

Приложение №1