Программное содержание:
Образовательная область “Познание”
“Ознакомление детей с окружающим миром”
Познакомить детей с промыслами народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой” родине, ее истории, настоящему и будущему.
Образовательная область “Социализация”:
Воспитывать умение приходить на помощь, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, уверенность в своих силах
Образовательная область “Коммуникация”:
Совершенствование всех сторон речи, как средства общения, расширение словарного запаса; активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты.
Предварительная работа:
- Чтение произведений Р.Ругина “Молитва рыбака”, “Молитва охотника”, “Молитва пастуха”, “Песни трудовые” в записи и литературной обработке Е.Г.Сусой, Леонид Лапцуй “Сказка о ерше прыгунке и засоне карасе”, П.Явтысый “Как пастух рыбаком стал”.
- Разучивание игры – “Ловкий оленевод”,
- Цикл бесед на тему “Моя родина – Югра”.
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме “Народы севера земли”
Наглядный материал:
Ход занятия
Воспитатель: У мудрого филина всегда для нас есть загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто сегодня пришел к нам в гости.
Все говорят,
Что похож я на папу –
Такой же весь белый.Такой косолапый.
Но только и папа
Похож на меня –
Такой же охотник рыбалки
Как я!
Правильно! Это белый медвежонок.
Сегодня медвежонок хочет пригласить вас в мини-музей и рассказать о жизни коренных народов севера
Послушайте легенду …
“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”
Эти счастливые люди — ханты и манси.
Рассматривание музейной экспозиции
Воспитатель: Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.
Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?
Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?
Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.
Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.
Воспитатель: Народная мудрость гласит:
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.
Воспитатель: Северные народы уважают и любят – оленей. Заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага – овода. Охраняют от хищника – волка
“Подвижная игра – Ловкий оленевод”
Воспитатель: Но это не единственное занятие народов севера. Чем же они еще занимались? Вы знаете, медвежонок мне говорит, что он принес вам (воспитатель достает конверты с игрой).
Что же это? Здесь игра. Медвежонок любит игры. Предлагает и вам поиграть. Хотите? Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее. (Дети выполняют задание)
“Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку собирать”.
1. Картинка “Охотник”
Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром Ханты-мансийского национального округа. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведя
“Живая пантомима” (ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ)
Воспитатель – Вам необходимо проявить творчество, артистизм с помощью только движений, жестов и мимики, показать животных и птиц, обитающих в нашем лесу.
Продолжи орнамент “уши зайца”.
См. приложение № 1
– Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.
2. Картинка “Рыбалов”
А еще занимаются – Рыболовством.
А какие рыбы водятся в наших реках?
– Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь…
Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод.
3. Творческое задание на дом от Мишутки:
Придумайте свою загадку про северную рыбу, и нарисуй к ней отгадку.
Идея! Сделайте в группе сборник загадок о родном крае!
Подведение итога:
Вот сколько мишутка рассказал нам о Севере.
– А в заключение ответьте на некоторые вопросы:
- – Назовите основные занятия хантов и манси?
- – Какую рыбу ловят в наших реках и озёрах?
- – На чём вывозят ханты и манси свою добычу?
Удивительная природа Севера – во все времена лес был домом для северного человека. Но только при бережном отношении он будет и нашим другом.
Человек должен жить так, чтобы не исчезали ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину”.
Литература:
- Л.В.Федоров. Северные родники. Тюмень, 2001 г.
- Здравствуй, Югра. ХМАО, 1998 г.
- Арктика – мой дом. Москва. 2001 г.
Приложение №1