Иностранный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиян за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения в школе. В обновлении общего школьного образования особое внимание уделяется начальной школе, задачи которой не могут быть успешно осуществлены без иноязычного образования.
Несмотря на большой вклад ученых в разработку проблем обучения младших школьников иностранным языкам и накопленный опыт работы учителей иностранного языка в начальной школе, результативность современного иноязычного образования признается недостаточной (И.Л. Бим, 2007) и причин, снижающих его качественные показатели, много.
Изменения, связанные с пассивным потреблением информации, с дефицитом любви и внимания в семье с работающими родителями, и характеризующими маленького ученика первого десятилетия XXI века, приводят к усилению различий в развитии младших школьников, к многочисленным неудачам при освоении иностранного языка и к потере интереса к процессу его освоения уже до перехода на среднюю ступень.
Факт потери интереса младших школьников, к сожалению, не всеми признаваемый, является явлением ненормальным, заставляет задуматься о его причинах и искать возможные пути решения этой проблемы.
Эффективность и результативность раннего школьного иноязычного образования во многом зависит от того, как построен начальный этап освоения нового языка (Н.И. Гез, Г.В. Рогова).
Дети младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки. Это способствует раскрытию творческих способностей личности ребенка, развивает коммуникативные способности и обогащает его опыт, способствуя формированию потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности. Необходимость решения нестандартных задач, как в процессе учебы, так и в будущей профессиональной деятельности учащихся требует развития самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и креативности в решении проблем. Решению всех этих вопросов в значительной степени способствует театральная деятельность на английском языке.
В это время происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
Главная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности в главных, существенных чертах, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров. Таким образом, театр можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Он создает условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальном действии. С этой точки зрения театральная деятельность повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к изучаемому языку.
Элементы театральной деятельности широко используются в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Такие приемы, как этюды, пантомима и т.д. эффективны при обучении любому предмету, но особенно высока их ценность при усвоении иностранного языка. Театральные постановки на иностранном языке – одно из направлений вне учебной деятельности, основная задача которой – повышение интереса, мотивации, активизация желания изучать иностранный язык. Театральная деятельность способствует решению этой задачи, дети знакомятся с литературными произведениями английского языка, реализуют себя в речи на иностранном языке, эмоциональная атмосфера театра создает положительную мотивацию.
В процессе театральной деятельности совершенствуются:
- интонационные, грамматические и лексические навыки;
- использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях;
- умение аудирования.
Участие учителя в этом процессе дает возможность управлять процессом изнутри, а не просто инструктировать учащихся. Это прием, который напрямую способствует полноценному восприятию художественной литературы, развитию «литературного» воссоздающего воображения, т.к. предполагает проникновение в мотивы поступков героев, смысл, вкладываемый автором в произведение.
Отечественная методика использования элементов театральной педагогики базируется на системе К.С. Станиславского. постановка младшего школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.
Театрализованная деятельность с применением драматизации представляет собой своеобразный синтез ролевой игры и театрального искусства, где каждая конкретная форма приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Их соотношение зависит от вида театрализованной деятельности, образовательной, развивающей, воспитательной цели и особенностей руководства ею.
В применении драматизации сказок на уроках иностранного языка у младших школьников коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса. Драматизация понимается как технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативности младшего школьника средствами художественных произведений. В основе драматизации сказки лежит «метод физических действий» К.С. Станиславского.
Театр близок и понятен детям. Это объясняется двумя причинами. По мнению Л.С. Выготского, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно связывает его творчество с личными переживаниями. Драматическая форма изживания впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно и независимо от желаний взрослого. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Другой причиной близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой – ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно.
Психологи утверждают, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что ее содержанием является именно эта сфера деятельности. Еще Л.С. Выготский утверждал, что в ролевой игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий» и что «в игре ежеминутно происходит отказ от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли».
Все эти факты с достаточной убедительность говорят о том, что в ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика – оно становится произвольным. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен.
Этим и объясняется секрет популярности ролевых игр среди учителей и учащихся. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений.
Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока еще ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощью следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышая мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать учащимся роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, школьники примеряют на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества.
Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей так называемых групп риска ( с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т. д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми.
Приведу примеры того, как участие в театральной постановке влияет на поведение и активность ребенка. Ставился спектакль «Репка» на английском языке.
Никита А.: Очень застенчивый ребенок, но ставит перед собой завышенные цели. Если не удается их достигнуть или с худшим результатом, то очень расстраивается. В спектакле играл роль собаки Джека. Подошел к своей роли очень ответственно. Вместе с мамой придумали интересный костюм. На репетициях и выступлении был уверен в себе, собран. Громко, четко, артистично произносил свои слова. После выступления, на уроках вел себя активнее, стал поднимать руку, привлекать к себе внимание. С большим удовольствием согласился принимать участие в следующей постановке.
Настя П.: Очень тихая девочка. Во время ответов на уроках приходилось близко к ней подходить, просить повторить ответ, но громче, так как ребятам не было слышно. В спектакле играла роль бабки. Хорошо выучила слова, непринужденно сыграла свою роль. Громко произносила свои слова, с юмором. В дальнейшем на уроках стала отвечать громче, менее застенчиво. Не боялась поднимать руку и быть активнее.
Настя С.: Слабая языковая подготовка. До участия в спектакле не проявляла активности на уроках, могла повторять слова и фразы только после многократного произнесения их детьми и учителем. В сказке играла роль внучки. Смогла запомнить свои слова и слова некоторых других героев. К своей роли отнеслась ответственно. Постоянно советовалась с педагогом о костюме и других атрибутах для спектакля. После участия в постановке стала иначе работать на уроках, быстрее запоминать фразы.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность; развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Изучение развивающего потенциала драматизации сказки в обучении иностранному языку младших школьников позволяет сделать следующие выводы: использование театральной педагогики, обогащенной технологиями обучения иностранным языкам, позволяет создать универсальную образовательную модель, соответствующую возрастным особенностям и индивидуальным потребностям младших школьников, возможностям школы и школьным программам по обучению иностранному языку; основные приоритеты в развитии театральной педагогики, реализуемой средствами драматизации, иноязычного подхода к отбору содержания образования и личностно-деятельностного подхода к технологиям его передачи.