Цели урока.
- Формировать умение выделять и различать комплексы предметов.
- Учить воспринимать целостные интерьеры и пейзажи, составляя интерьер или пейзаж из отдельных изображений предметов, дополняя незаконченный пейзаж; ориентироваться в окружающем мире (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Научить группировать предметы в соответствии с их сходством, сопряжённостью в природе и в деятельности человека.
- Воспитывать интерес к изучению природы, желание беречь её.
- Развивать общеучебные умения.
Оборудование.
- Учебник “Окружающий мир” и “Рабочая тетрадь”. 1 класс, I часть. Авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
- Видеофильм “Г.Х.Андерсен. Дюймовочка”.
- Сюжетные иллюстрации: “Город”, “Село”, “Луг”, “Лес”, “Джунгли ”.
- Набор разрезных карточек (с.75-80).
- Плакат “Как мы узнаём, что перед нами” из комплекса наглядных пособий “Окружающий мир”. 1 класс.
- Карточки с заданием “Какой предмет лишний?” - для работы в бригадах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
- Что вам пригодится для успешной работы? (Собранность, творчество, воображение, смекалка).
2. Определение целей урока.
У нас снова в гостях Мудрая Сова.
- Когда она обычно к нам приходит? (На урок открытия новых знаний)
3. Актуализация знаний.
- Как мы узнаём предметы?
- Приведите примеры.
По признакам:
Рыба – морская, большая, серая, хищная, злая, зубастая. (Акула)
По действиям:
“Стучат, стучат – не велят скучать. Идут, идут, а всё тут как тут”. (Часы)
По частям:
“Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик” (Ножницы)
- Какие загадки о предметах вы сочинили? (Дети читают свои загадки, все отгадывают, ученик показывает рисунок-отгадку).
4. Постановка проблемы.
Просмотр эпизода видеофильма “Г.Х. Андерсен. Дюймовочка”, в котором лесной жук представляет Дюймовочку своим друзьям – жукам и гусеницам.
- Почему лесные жители, майские жуки, не признали Дюймовочку своей и не приняли как невесту жука? (У неё только две ножки, у неё нет усиков, у неё тонкая талия!)
- Почему Дюймовочка не может жить с майскими жуками? (Майские жуки – насекомые, Дюймовочка – человечек. Она не сочетается с жуками)
- С кем она может жить? (С людьми такими же маленькими, как и она)
(Можно использовать отрывок “На птичьем дворе” из мультфильма “Г.Х. Андерсен. Гадкий утёнок”)
- Догадайтесь, какая у нас будет тема урока?
- Тема нашего урока: “Сочетание предметов”.
5. Совместное открытие новых знаний.
- Рассмотрите внимательно картинки на доске.
- Что изображено на первой картинке? (Лес)
- Что изображено на второй картинке? (Джунгли)
- Поместите животных в места их проживания.
- Какой вывод можете сделать?
Вывод: предметы встречаются в определенных сочетаниях.
- Придумайте название к каждой картинке.
- Лес.
- Джунгли.
- Эти слова обозначают сочетания предметов. (Прикрепляются карточки слов)
6. Первичное закрепление.
а) Работа по учебнику, стр. 44.
- На каком рисунке изображен город, а на каком - село?
- Какие предметы помогли определить, что изображено на каждом рисунке?
б) Работа в парах.
- Поработаем в парах.
- Вспомним правила работы в группе и в паре:
Уважай своего товарища.
Умей выслушать каждого.
Не согласен – предлагай!
Выполнение задания на стр. 45.
- Рассмотрите рисунки на стр. 45 и придумай название для каждого.
Из разрезных карточек подберите предметы к каждому рисунку.
Класс: |
Комната (зал): |
Луг: |
Лес: |
Вывод на странице 45 в рамке.
1. Самостоятельное применение знаний.
а) Работа в тетради - стр. 15.
На маленьких картинках нарисованы предметы, которые можно увидеть в классе. Соедини предметы с их изображением на большом рисунке.
Взаимопроверка.
б) Работа в бригадах.
Игра “Кто лишний?” или “Что лишнее?”
Бригадиры (6 человек) получают рисунки с изображением группы предметов.
а) Какой из этих музыкальных инструментов лишний?
Арфа, балалайка, гитара, гармошка, виолончель.
(Гармошка. Остальные инструменты - струнные)
б) Что здесь лишнее?
Кастрюля, миска, пила, дуршлаг.
(Пила не является посудой)
в) Кто лишний?
Мама, папа, бабушка, дядя, племянница, соседка, брат.
(Соседка. Остальные – родственники)
г) Что здесь лишнее?
В портфеле школьника должны быть карандаши, тетради, учебники, ручка, хлопушки, ластик.
(Хлопушка не является учебной вещью)
д) Что здесь лишнее?
(Рояль – лишний. Не является частью машины)
е) Какой предмет лишний? Почему?
Арбуз, картофель, телевизор, молоко, мука.
(Телевизор. Остальные предметы – продукты)
в) Задание в тетради – стр.16.
- Кто изображён на рисунке? Найди лишний предмет.
- Назови изображённых животных.
- Назови место, где ты можешь всех их увидеть. (Зоопарк)
8. Итог урока.
- Расскажите, что узнали о сочетании предметов?
- Как сочетание предметов помогает вам ориентироваться в окружающем мире? (В магазине предметы продаются в разных отделах “Игрушки”, “Продукты”, “Мебель”, “Одежда”).
- А если бы всё продавалось вместе, это было бы удобно? Почему?
- Оцените свою работу на уроке. (Карточки-смайлики)
- Оцените работу класса.
- Какие задания вам понравились больше?
- Какие задания были непонятны?
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз.
Творческое задание.
Составить небольшую коллекцию предметов, которые сочетаются между собой (по желанию).