Урок по ознакомлению с окружающим миром в 1-м классе по программе "Школа–2100". Тема: "Сочетание предметов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Формировать умение выделять и различать комплексы предметов.
  2. Учить воспринимать целостные интерьеры и пейзажи, составляя интерьер или пейзаж из отдельных изображений предметов, дополняя незаконченный пейзаж; ориентироваться в окружающем мире (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  3. Научить группировать предметы в соответствии с их сходством, сопряжённостью в природе и в деятельности человека.
  4. Воспитывать интерес к изучению природы, желание беречь её.
  5. Развивать общеучебные умения.

Оборудование.

  1. Учебник “Окружающий мир” и “Рабочая тетрадь”. 1 класс, I часть. Авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
  2. Видеофильм “Г.Х.Андерсен. Дюймовочка”.
  3. Сюжетные иллюстрации: “Город”, “Село”, “Луг”, “Лес”, “Джунгли ”.
  4. Набор разрезных карточек (с.75-80).
  5. Плакат “Как мы узнаём, что перед нами” из комплекса наглядных пособий “Окружающий мир”. 1 класс.
  6. Карточки с заданием “Какой предмет лишний?” - для работы в бригадах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

– Улыбнитесь друг другу, садитесь!

- Что вам пригодится для успешной работы? (Собранность, творчество, воображение, смекалка).

2. Определение целей урока.

У нас снова в гостях Мудрая Сова.

- Когда она обычно к нам приходит? (На урок открытия новых знаний)

3. Актуализация знаний.

- Как мы узнаём предметы?

- Приведите примеры.

По признакам:

Рыба – морская, большая, серая, хищная, злая, зубастая. (Акула)

По действиям:

“Стучат, стучат – не велят скучать. Идут, идут, а всё тут как тут”. (Часы)

По частям:

“Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик” (Ножницы)

- Какие загадки о предметах вы сочинили? (Дети читают свои загадки, все отгадывают, ученик показывает рисунок-отгадку).

4. Постановка проблемы.

Просмотр эпизода видеофильма “Г.Х. Андерсен. Дюймовочка”, в котором лесной жук представляет Дюймовочку своим друзьям – жукам и гусеницам.

- Почему лесные жители, майские жуки, не признали Дюймовочку своей и не приняли как невесту жука? (У неё только две ножки, у неё нет усиков, у неё тонкая талия!)

- Почему Дюймовочка не может жить с майскими жуками? (Майские жуки – насекомые, Дюймовочка – человечек. Она не сочетается с жуками)

- С кем она может жить? (С людьми такими же маленькими, как и она)

(Можно использовать отрывок “На птичьем дворе” из мультфильма “Г.Х. Андерсен. Гадкий утёнок”)

- Догадайтесь, какая у нас будет тема урока?

- Тема нашего урока: “Сочетание предметов”.

5. Совместное открытие новых знаний.

- Рассмотрите внимательно картинки на доске.

- Что изображено на первой картинке? (Лес)

- Что изображено на второй картинке? (Джунгли)

- Поместите животных в места их проживания.

- Какой вывод можете сделать?

Вывод: предметы встречаются в определенных сочетаниях.

- Придумайте название к каждой картинке.

  • Лес.
  • Джунгли.

- Эти слова обозначают сочетания предметов. (Прикрепляются карточки слов)

6. Первичное закрепление.

а) Работа по учебнику, стр. 44.

- На каком рисунке изображен город, а на каком - село?

- Какие предметы помогли определить, что изображено на каждом рисунке?

б) Работа в парах.

- Поработаем в парах.

- Вспомним правила работы в группе и в паре:

Уважай своего товарища.
Умей выслушать каждого.
Не согласен – предлагай!

Выполнение задания на стр. 45.

- Рассмотрите рисунки на стр. 45 и придумай название для каждого.

Из разрезных карточек подберите предметы к каждому рисунку.

Класс:
мел, указка, тетрадь, портфель, ручка, карандаши, глобус, ученик, учитель.

Комната (зал):
тапки, стол, картина, пианино, кактус, дверь.

Луг:
корова, овца, стог сена.

Лес:
медведь, лось, ёж, дятел, синица, берёза, сосна.

Вывод на странице 45 в рамке.

1. Самостоятельное применение знаний.

а) Работа в тетради - стр. 15.

На маленьких картинках нарисованы предметы, которые можно увидеть в классе. Соедини предметы с их изображением на большом рисунке.

Взаимопроверка.

б) Работа в бригадах.

Игра “Кто лишний?” или “Что лишнее?”

Бригадиры (6 человек) получают рисунки с изображением группы предметов.

а) Какой из этих музыкальных инструментов лишний?

Арфа, балалайка, гитара, гармошка, виолончель.

(Гармошка. Остальные инструменты - струнные)

б) Что здесь лишнее?

Кастрюля, миска, пила, дуршлаг.

(Пила не является посудой)

в) Кто лишний?

Мама, папа, бабушка, дядя, племянница, соседка, брат.

(Соседка. Остальные – родственники)

г) Что здесь лишнее?

В портфеле школьника должны быть карандаши, тетради, учебники, ручка, хлопушки, ластик.

(Хлопушка не является учебной вещью)

д) Что здесь лишнее?

(Рояль – лишний. Не является частью машины)

е) Какой предмет лишний? Почему?

Арбуз, картофель, телевизор, молоко, мука.

(Телевизор. Остальные предметы – продукты)

в) Задание в тетради – стр.16.

- Кто изображён на рисунке? Найди лишний предмет.

- Назови изображённых животных.

- Назови место, где ты можешь всех их увидеть. (Зоопарк)

8. Итог урока.

- Расскажите, что узнали о сочетании предметов?

- Как сочетание предметов помогает вам ориентироваться в окружающем мире? (В магазине предметы продаются в разных отделах “Игрушки”, “Продукты”, “Мебель”, “Одежда”).

- А если бы всё продавалось вместе, это было бы удобно? Почему?

- Оцените свою работу на уроке. (Карточки-смайлики)

- Оцените работу класса.

- Какие задания вам понравились больше?

- Какие задания были непонятны?

Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз.

Творческое задание.

Составить небольшую коллекцию предметов, которые сочетаются между собой (по желанию).