В жизни ребенка игра занимает большое место. Через нее дети познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. С поступлением в школу доминирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом относятся к разным играм и головоломкам. Их привлекает сам процесс игры. В игре дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность. В игре они добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Игры, приведенные в этой статье, имеют большое значение для общего математического развития детей. Небольшое количество правил-условий в них способствует развитию фантазии, предполагает много различных вариантов игровых действий, дает возможность развивать логическое мышление. Эти игры требуют много времени (на обдумывание учащимися своих действий, на поиск верного ответа методом проб и ошибок), на перебор различных вариантов решения, поэтому мы рекомендуем проводить их на внеклассных занятиях по математике или в группе продленного дня.
Одна из таких игр — издавна любимая детьми мозаика. В процессе этой игры дети последовательно складывают из деталей мозаики разного цвета различные орнаменты, фигуры. В I классе мы используем игру “Геометрическая мозаика”, выпускаемую нашей промышленностью, применяем и другие мозаики, имеющиеся в продаже.
Дети охотно откликаются на предложение учителя поиграть с мозаикой. Игра им знакома, они уверены в своих силах и с увлечением выполняют задания вида: “Положите зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева — желтый квадрат, выше — красный треугольник, ниже — красный квадрат. За желтым треугольником положите зеленый квадрат, потом красный круг. Посмотрите на рисунок 1. Какая фигура следует за зеленым (цвет фигуры обозначен на рисунке первой буквой) квадратом, предшествует желтому треугольнику, находится между двумя зелеными фигурами? Посчитайте, сколько треугольников. Покажите цифрой количество зеленых фигур, всех фигур”.
Таким образом, в процессе игры дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
Ученикам нравится и другая игра — “Головоломка”. Ее можно купить или изготовить самим детям под руководством учителя.
Для этого надо нарисовать эскизы трех деталей и вырезать из плотной бумаги по 12 штук каждой: полукруг (диаметр 7,5 см), полукруг (диаметр 5 см), палочка счетная (длина 9 см).
Из этих частей дети складывают различные фигуры, например: чебурашку и грибы и т.д. (рис. 2).
После того как дети сложат несколько фигур, выясняем, из каких частей состоит та или иная фигура и сколько таких частей понадобилось. Предлагаем детям придумать и другие рисунки. Вот здесь-то и начинается процесс творчества.
Дети любят такие задания! Они работают
терпеливо, настойчиво, проявляют наблюдательность, фантазию. В результате они складывают очень выразительные силуэты, например солнышко и вишенки (рис. 3).
Набор для игры “Головоломка” может служить пособием для ознакомления детей с кругом, для обучения счету, палочки могут использоваться как счетный материал при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
К игре “Головоломка” с увлечением относятся ученики I класса, а ученики II класса уже знакомятся с новой, более сложной игрой — “Только 8 треугольников”. Эта игра требует большей абстрактности мышления, развивает конструкторские способности, воображение.
Изготовить данную игру (рис. 4, а) можно на уроках трудового обучения, программа которых входит плоскостное моделирование
Игру “Только 8 треугольников” очень удобно использовать как дидактический материал по теме “Умножение и деление”, предлагая ученикам последовательно выполнить задания:
1. Возьмите 2 маленьких треугольника и составьте из них один треугольник (рис. 4, 6).
Сколько раз по 2 маленьких треугольника можно взять из набора? Сколько у нас маленьких треугольников? Составьте пример на умножение, используя набор треугольников игры (2 • 4=8).
2. Возьмите 2 маленьких треугольника и составьте из них квадрат (рис. 4, в). Сколько таких квадратов получится из 8 деталей игры?
Составьте пример на деление, используя набор треугольников игры (8:2=4).
3. Придвиньте 2 квадрата друг к другу. Какая фигура получилась? Из скольких деталей составлен прямоугольник? А теперь из двух таких прямоугольников сложите большой квадрат.
Работу с этой игрой можно продолжить при изучении темы “Доли”, выясняя, какую долю большого квадрата составляет маленький квадрат (1/4) прямоугольник, состоящий из двух квадратов (1/2) маленький треугольник (1/8) и делая соответствующие записи.
На внеклассных занятиях по математике можно усложнять задания, предлагая составлять фигуры по контурному рисунку (рис. 5), и самим придумывать новые силуэты.
Эта игра развивает способность узнавать геометрические фигуры в различных положениях и сочетаниях с другими фигурами, заставляет пристальнее вглядываться в форму окружающих предметов.
Игра “Только 8 треугольников” может быть использована как подготовительное упражнение перед введением новой более сложной игры “Танграмм”.
Эта простая в изготовлении (рис. 6), но интересная и поучительная игра была изобретена в Китае около четырех тысяч лет назад. Но до сих пор взрослые и дети всего мира испытывают в ней свои способности, смекалку, тренируют творческое мышление.
По правилам этой игры в каждой фигуре должны присутствовать все 7 частей квадрата, причем они не должны накладываться друг на друга.
Составить фигуру из всех частей квадрата бывает трудно не только ребенку 8—9 лет, но и взрослому человеку, поэтому в этой игре важно не оставлять ученика без педагогического руководства. Учитель должен направлять игру ребенка, показывая образец действий и рассуждений, приводящих к желаемому результату и побуждающих детей вступить в игру. При Этом важно учитывать индивидуальные особенности детей; одних — похвалить, других — ободрить, третьим — помочь, подсказать.
Для того чтобы облегчить детям составление фигуры, желательно сначала применять контуры с уже вклеенными двумя-тремя деталями (дети должны подобрать недостающие части), затем накладывать детали игры не рисунок, выполненный в том же масштабе, а только потом переходить к составлению фигур по схематическому рисунку. В последнем из названных случаев младшим школьникам лучше предлагать силуэты, например оловянный солдатик и рак (рис. 7).
Чтобы заинтересовать учащихся этой трудной для них игрой, рекомендуется давать задание в занимательной, стихотворной форме. Например, в стихотворении Н. Разговорова “Авария” к детям за помощью обращается лиса, которая просит сложить ее из данных 7 частей
Я несчастная лиса, Мне вцепилась в хвост оса, Я, бедняжка, так вертелась. Что на части разлетелась! Три сороки возле пня Стали складывать меня. Между ними вспыхнул спор. Получился мухомор. Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите!
Знакомство с этой игрой в младшем школьном возрасте очень полезно. Если мы сумеем увлечь ребенка, то дадим ему увлекательное, интересное и полезное занятие для заполнения досуга на многие годы, так как в нее с удовольствием играют подростки, старшие школьники и даже взрослые. И чем старше ребенок, тем богаче и интереснее становится эта игра.
Наша промышленность выпускает игры-головоломки “Лабиринт” и “Пифагор”, напоминающие игру “Танграмм”. Они очень увлекательны и способствуют развитию сообразительности, пространственного представления, мышления. Правила такие же, как и в игре “Танграмм”: надо сложить различные фигуры из частей квадрата, прямоугольника, круга.
Существует еще одна очень интересная и широко известная игра “Кубики”. В нее играют дети с самого раннего возраста, используя как строительный материал, с ее помощью они учатся считать,
Большой эффект для развития математических способностей младших школьников приносит набор “Учись считать”. Он состоит из 10 деревянных кубиков, на всех гранях которых выжжены цифры от 0 до 9 и математические знаки ( + , —, =). Эта игра помогает познакомить детей с цифрами, организовать игру “Где мое место?” которая направлена на закрепление знания натурального ряда чисел и математических отношений “предшествовать чему-либо”, “следовать за”, “быть между”. С помощью набора “Учись считать” можно записать любое числовое выражение (сумму или разность) в пределах 10 и с помощью кубиков как счетного материала вычислить его значение.
Творчески подходя к игре, можно нейти много различных вариантов заданий для детей, например, попросить их придумать все примеры с ответом 8 (упражнение на закрепление состава числа 8), составить числовые равенства, используя цифры 2, 4, 6 (каждую цифру можно брать несколько раз) и математические знаки (+, —, =). Ответом на второе задание могут быть равенства: 2+4=6, 26—4=22, 42+24=66, 246—222=24 в зависимости от уровня математической подготовки учащихся.
Используя кубики из игры “Учись считать”, можно составлять числа и записывать примеры в пределах 100 и даже 1000. С помощью этого же набора записываются и многозначные числа, а вот для записи числовых выражений с этими числами необходимо иметь сразу два комплекта игры (20 кубиков). Кубики с цифрами помогут учителю по-новому построить работу над составлением и решением “магических” квадратов, которые очень нравятся школьникам. Все задания с использованием набора “Учись считать” формируют прочные вычислительные навыки, развивают сообразительность, смекалку, мышление.
Мы перечислили только некоторые игры, помогающие маленьким школьникам лучше усвоить математику. Все игры просты в изготовлении и могут широко использоваться в практике школы.
Необходимо отметить, что промышленностью выпущено много математических игр для учащихся младших классов: электрифицированные (“4x4”), типа домино (“Сто двадцать”, “Арифметическое домино”), лото (“Счетное лото”, “Домлот”) и др.
Знакомство с этими играми поможет учителю и воспитателю группы продленного дня правильно подобрать классную игротеку, посоветовать приобрести детям игру, соответствующую их склонностям и способностям, и методически правильно организовать досуг детей.