Закрепление первоначальных химических понятий в 8-м классе

Разделы: Химия


Цели урока:

Учебные:

  • обобщить, систематизировать и закрепить знания о первоначальных химических понятиях;
  • обобщить знания о физических и химических явлениях;
  • систематизировать ранее полученные знания о нахождении молекулярной массы веществ и массовых долей элементов в этих веществах;
  • закрепить понятия «простое» и «сложное вещество»;
  • автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к предмету
  • развитие информационной и коммуникативной компетентностей
  • развитие критического мышления, умения выделять наиболее значимый материал

Воспитательные:

  • развивать умение работать в коллективе, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.

Форма проведения урока: игра «Ребус».

Форма организации учащихся: в процессе подготовки – индивидуальная и групповая, на уроке – коллективная.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления ранее полученных знаний.

Оборудование: таблица ПСХЭ, проектор, экран, распечатанная схема с ребусом и заданиями.

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – игра «Ребус». Игра оригинальна по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого игра дает возможность рассмотреть изучаемые вопросы с диаметрально противоположных точек зрения. Игра также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап или Этап подготовки к активному закреплению знаний.

Слайд 1. Мотивационный слайд. Перед учащимися ставится цель урока:

Повторить понятия физических и химических явлений. Понятий «простое» и «сложное» вещество, вспомнить нахождение молекулярной массы веществ и массовых долей элементов в этих веществах и составление формул по валентности.

– Дорогие друзья, сегодня нам предстоит повторить все основные понятия, которые мы уже изучили за это время.

Проводится фронтальный опрос.

  1. Что изучает химия?
  2. Какое значение имеет химия в нашей жизни?
  3. Что вам известно о строении веществ?
  4. Что называется элементом? Назовите известные вам элементы?
  5. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
  6. Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
  7. Чем отличаются химические явления от физических? Приведите примеры тех и других.

– А сейчас мы отвлечемся от предмета химии и ответим на такой вопрос: Как называется один из самых крупных водопадов в Европе? У нас есть ключ

  • Фос – 207
  • Мар – 8
  • Д – 118
  • Сен – 127
  • Алс – 34

Но чтобы понять его, нам надо решить «Ребус» – это задачи по химии.

Слайд 2. Появляется анимация ребуса

Приложение

Задание 1. Назовите число явлений, которые не являются химическими:

а) скисание молока;
б) плавление стекла;
в) сгорание топлива;
г) ржавление железа;
д) замерзание воды;
е) гниение органических веществ;
ж) растворение поваренной соли в воде;
з) горение свечи;
и) образование снега;
к) получение вина из винограда;
л) испарение воды;
м) горение древесины;
н)выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой;
о)почернение серебра.

(ответ: 8)

Учитель: Итак, мы знаем, что первые буквы в этом слове – МАР

Задание 2. Получите число, сложив следующие показатели:

  1. Вычислите содержание кислорода (в %) в оксиде серы (IV) SO2 (50)
  2. Вычислите массу 2 моль сероводорода Н2S. (68)

(ответ: 118)

Учитель: Следующая буква – Д

Задание 3. Решите следующие примеры и сложите ответы, так мы узнаем следующую букву:

  1. Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции.
    Zn +HCl = ZnCl2 + H2 (5)

  2. Рассчитайте массу кислорода, необходимую для получения 40 гр. углекислого газа. Ответ округлите до целых. (29)
    C + O2 = CO2

Итак, полученная сумма — (34) Это буквы – АЛС

Задание 4.

  1. Рассчитайте молекулярную массу следующих веществ:
    P2O5; H2O;CO2. Сложите их вместе. (204)

  2. Назовите число сложных веществ:
    Кислород, сульфид железа, водород, медь, оксид магния, сера, хлорид натрия.

Вычислив сумму вы узнаете еще ряд букв. (ответ: 207) Это – ФОС

Задание 5.

  1. Известно, что содержание кислорода в организме человека составляет 53,76 кг, что составляет 64% от всей его массы тела. Вычислите массу человека. (84)

  2. Найдите сумму всех валентностей: (43)
    Al2O3, P2O5, MnO2, Cl2O7, SO3, CrO3

Сумма этих чисел даст нам ещё одну букву (ответ:127) Это СЕН.

– Теперь мы можем ответить на вопрос, как же называется один из самых крупных водопадов Европы. Это Мардалсфоссен.

Подведение итогов.

– Мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Возвращаемся к 1 слайду). Достигли ли мы поставленных целей? Какие трудности испытали? Что было для вас наиболее трудным? Что показалось наиболее легким?

Задание на дом.

Стр. 48 № 2 (задача)

Литература:

  1. Богданова Н.Н., Мещерякова Л.М. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля «Химия 8-9 класс» изд. «Интеллект-Центр» МОСКВА, 2010.
  2. Зуева М.В., Гара Н.Н. «Контрольные и проверочные работы по химии» изд. Дрофа, 2005.