Цели урока:
Учебные:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания о первоначальных химических понятиях;
- обобщить знания о физических и химических явлениях;
- систематизировать ранее полученные знания о нахождении молекулярной массы веществ и массовых долей элементов в этих веществах;
- закрепить понятия «простое» и «сложное вещество»;
- автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса к предмету
- развитие информационной и коммуникативной компетентностей
- развитие критического мышления, умения выделять наиболее значимый материал
Воспитательные:
- развивать умение работать в коллективе, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.
Форма проведения урока: игра «Ребус».
Форма организации учащихся: в процессе подготовки – индивидуальная и групповая, на уроке – коллективная.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления ранее полученных знаний.
Оборудование: таблица ПСХЭ, проектор, экран, распечатанная схема с ребусом и заданиями.
Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – игра «Ребус». Игра оригинальна по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого игра дает возможность рассмотреть изучаемые вопросы с диаметрально противоположных точек зрения. Игра также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Мотивационный этап или Этап подготовки к активному закреплению знаний.
Слайд 1. Мотивационный слайд. Перед учащимися ставится цель урока:
Повторить понятия физических и химических явлений. Понятий «простое» и «сложное» вещество, вспомнить нахождение молекулярной массы веществ и массовых долей элементов в этих веществах и составление формул по валентности. |
– Дорогие друзья, сегодня нам предстоит повторить все основные понятия, которые мы уже изучили за это время.
Проводится фронтальный опрос.
- Что изучает химия?
- Какое значение имеет химия в нашей жизни?
- Что вам известно о строении веществ?
- Что называется элементом? Назовите известные вам элементы?
- Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
- Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
- Чем отличаются химические явления от физических? Приведите примеры тех и других.
– А сейчас мы отвлечемся от предмета химии и ответим на такой вопрос: Как называется один из самых крупных водопадов в Европе? У нас есть ключ
- Фос – 207
- Мар – 8
- Д – 118
- Сен – 127
- Алс – 34
Но чтобы понять его, нам надо решить «Ребус» – это задачи по химии.
Слайд 2. Появляется анимация ребуса
Задание 1. Назовите число явлений, которые не являются химическими:
а) скисание молока;
б) плавление стекла;
в) сгорание топлива;
г) ржавление железа;
д) замерзание воды;
е) гниение органических веществ;
ж) растворение поваренной соли в воде;
з) горение свечи;
и) образование снега;
к) получение вина из винограда;
л) испарение воды;
м) горение древесины;
н)выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой;
о)почернение серебра.
(ответ: 8)
Учитель: Итак, мы знаем, что первые буквы в этом слове – МАР
Задание 2. Получите число, сложив следующие показатели:
- Вычислите содержание кислорода (в %) в оксиде серы (IV) SO2 (50)
- Вычислите массу 2 моль сероводорода Н2S. (68)
(ответ: 118)
Учитель: Следующая буква – Д
Задание 3. Решите следующие примеры и сложите ответы, так мы узнаем следующую букву:
-
Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции.
Zn +HCl = ZnCl2 + H2 (5) -
Рассчитайте массу кислорода, необходимую для получения 40 гр. углекислого газа. Ответ округлите до целых. (29)
C + O2 = CO2
Итак, полученная сумма — (34) Это буквы – АЛС
Задание 4.
-
Рассчитайте молекулярную массу следующих веществ:
P2O5; H2O;CO2. Сложите их вместе. (204) - Назовите число сложных веществ:
Кислород, сульфид железа, водород, медь, оксид магния, сера, хлорид натрия.
Вычислив сумму вы узнаете еще ряд букв. (ответ: 207) Это – ФОС
Задание 5.
-
Известно, что содержание кислорода в организме человека составляет 53,76 кг, что составляет 64% от всей его массы тела. Вычислите массу человека. (84)
-
Найдите сумму всех валентностей: (43)
Al2O3, P2O5, MnO2, Cl2O7, SO3, CrO3
Сумма этих чисел даст нам ещё одну букву (ответ:127) Это СЕН.
– Теперь мы можем ответить на вопрос, как же называется один из самых крупных водопадов Европы. Это Мардалсфоссен.
Подведение итогов.
– Мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Возвращаемся к 1 слайду). Достигли ли мы поставленных целей? Какие трудности испытали? Что было для вас наиболее трудным? Что показалось наиболее легким?
Задание на дом.
Стр. 48 № 2 (задача)
Литература:
- Богданова Н.Н., Мещерякова Л.М. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля «Химия 8-9 класс» изд. «Интеллект-Центр» МОСКВА, 2010.
- Зуева М.В., Гара Н.Н. «Контрольные и проверочные работы по химии» изд. Дрофа, 2005.