Система работы по физической культуре, укреплению здоровья и коррекции нарушения осанки учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Инклюзивное образование


Для соразмерности, красоты и здоровья
требуется не только образование
в области науки и искусства,
но и занятия всю жизнь
физическими упражнениями,
гимнастикой.

Платон.

Основные направления модернизации и развития системы общего образования России в рамках Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президентом России Дмитрием Медведевым предложена Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны, которая включает в себя пять основных направлений, одно из которых здоровье школьников.

Инклюзивное образование (условия для включения в образовательное пространство и успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья).

Индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья школьников.

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Коррекция осанки – это комплексная медицинская, педагогическая и психологическая задача, программы которой максимально индивидуализированы.

Оздоровительная гимнастика – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Можно назначить целый комплекс различных процедур, но все они не дадут должного эффекта при отсутствии главного – гимнастики. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы брюшного пресса, постепенно создадут мышечный корсет и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве. О.Г. в школе – одна из возможностей укрепления здоровья ребёнка.

Нарушения осанки, которые первыми обычно замечают родители или педагоги, не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции, деформация позвоночника или стоп. Почти всегда это первый звонок к развитию или серьезных повреждений аппарата движения (сколиотическая болезнь, юношеский остеохондроз, юношеский кифоз, болезнь Шейерманна-Мау и пр.), или заболеваний других органов и систем.

Кроме того, само по себе нарушение осанки, связанное с недостаточным физическим развитием, является одним из факторов, действующих, как катализатор на механизмы развития многообразных заболеваний, которые, в свою очередь, также приводят к деформациям позвоночника в различных плоскостях (например, “круглая спина” при бронхиальной астме).

Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой порочный круг попадают многие дети. Разорвать его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка. Очевидно, если неэффективно работает вся система физического воспитания, то задачу формирования нормальной осанки должны решать энтузиасты. Каждый на своем месте: врачи, педагоги и неравнодушные родители

Коррекция осанки –не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости, кроме того нарушения рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребёнка, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головной боли.

Лечебные задачи, решаемые средствами оздоровительной гимнастики.

1. Формирование мотивации. Воспитание сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела достигается применением следующих средств; разъяснительная работа с родителями в присутствии ребенка по вопросам режима дня и условий работы и отдыха, систематические беседы с детьми для объяснения сущности имеющихся}' них нарушений опорно-двигательного аппарата, способов их устранения, основных требований к режиму дня, статико-динамичесюму и двигательному режиму.

2. Воспитание навыков правильной осанки. Это задача педагогическая и медицинская. Средствами для её решения являются:

  • тотальный “ортопедический надзор” со стороны родителей, педагогов, обеспечивающий воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела;

  • занятия специальной гимнастикой, развивающие, укрепляющие и доводящие до автоматизма способность к длительному удержанию тела в правильном положении;

3. Формирование “мышечного корсета”. Предполагает развитие таких качеств, как силовая выносливость мышц туловища и нижних конечностей, обеспечение нормальной внутримышечной и межмышечной координации, поддержание физических характеристик мышечной системы. Укрепление мышц и совершенствование координации движений – необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений.

4. Улучшение координации движений. Достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

5. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка в соответствии с возрастом, особенно при недостаточном физическом развитии. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

6. Коррекция осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося вида нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

Для решения всех перечисленных выше задач должны объединять свои усилия родители, педагоги и специалисты ЛФК. Однако без активного участия самого ребенка, практически ни одну задачу решить невозможно.

Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке; однако для этого требуются время и определенные волевые усилия.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. При проведении занятий с детьми не ограничиваться решением узких задач, а содействовать развитию и формированию организма в целом, создавая, тем самым, более благоприятные условия для коррекции осанки.

  2. На всем протяжении занятий проводить воспитательную работу не только с детьми, но и с родителями, главным образом, по созданию условий, обеспечивающих zеобходимый общий и статико-динамический двигательный режим дома и в детском учреждении.

  3. Систематически осуществлять врачебный контроль, оценивать эффективность проводимого лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам на подвижность позвоночника и силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса.

  4. Проводить занятия специальными физическими упражнениями в течение длительного времени с учетом имеющегося нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.

  5. При проведении занятий использовать основные педагогические принципы обучения и тренировки: последовательность, постепенность, переход от простого к сложному, индивидуальный подход и т. д.

На занятиях нужно включать как общие так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, поскольку ряд требований, например укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности позвоночника не только совпадают при коррекции различных видов осанки, но и являются основами на всех этапах тренировки.

Факторы, определяющие формирование осанки.

На сегодняшний день установлено множество факторов, формирующих и влияющих на осанку. Все их можно условно разделить на внешние и внутренние.

Уровень развития навыка поддержания правильной осанки и мотивация на ее коррекцию – внутренний контроль

Наследственность

Тип физической конституции

Состояние костного скелета, связок, мышц

Уровень развития физических качеств: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость.

Двигательный режим, определяемый самим человеком и его ближайшим окружением

Уровень развития внутри– и межмышечных координаций

Темпы роста

Качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка – внешний контроль.

Любые заболевания

Экологические факторы

Характер питания

Социальные факторы (например, отсутствие социального запроса на формирование нормальной осанки)

Недостаточное или неправильное физическое воспитание, нерациональные занятия спортом.

Нарушения гигиены труда и учебы

Навязанный извне (обществом, родителями) двигательный режим

Работа над формированием правильной осанки разбивается на два этапа. Первый этап имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки; цель второго этапа – доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно-суставное чувство. Длительность этапов сугубо индивидуальна и зависит от степени и вида нарушения осанки.

При работе над осанкой вначале используется исходное положение (ИП) лежа как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело вертикально. В дальнейшем происходит работа в ИП сидя, а затем стоя. В положении стоя контроль за осанкой начинается снизу, со стоп. Затем контролируется правильное положение вышележащих частей:

  • стопы на ширине ступни, параллельны;

  • колени выпрямлены;

  • живот подтянут;

  • туловище вертикально, угол наклона таза около 45°. Плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику;

  • руки свободно опушены вдоль туловища;

  • голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.

Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке; однако для этого требуются время и определенные волевые усилия.

В младшем школьном возрасте осанка легко поддаётся различным воздействиям внешней среды, как положительным так и отрицательны. Вот почему особенно важно обращать внимание на формирование осанки именно в этом возрасте, хотя любой возрастной период также заслуживает внимание. В периоды ростовых скачков опорно – двигательный аппарат ребёнка также подвергается серьёзному испытанию.

Особенно важное значение имеет направленное формирование условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение головы, туловища и конечностей вовремя сидения, стояния и ходьбы с равномерной опорой на обе ноги.

Вот уже 15 лет в нашей школе ведется целенаправленная работа по оздоровлению детей с нарушением осанки.

Эта работа ведется в II этапа, первый этап заключается в том. что врач – ортопед выявляет учащихся с различными видами нарушений осанки и доводит до сведения администрации школы результаты обследования.

На основе этих сведений формируются группы, для занятий ЛФК, в количестве 12 человек. Всего 5-6 групп в школе. Продолжительность занятий 35-40 минут.

С ноября 2002 года по январь 2003 года я проходила курсы в Воронежской государственной медицинской академии им.Бурденко по лечебной физкультуре: “Реабилитация детей с энцефалопатией и ее последствиями”.

После курсов работаю с детьми с дефектами опорно-двигательного аппарата по системе Аксеновой.

Система включает лечение положением: лежа на спине, на животе, на четвереньках.

Занятия проводятся с различными предметами: с мячом, гимнастическими палками, с мешочками. Исправления дефектов и выработка правильной осанки происходят путем образования динамического стереотипа, то есть доведения до автоматизма.

Для коррекции осанки необходимо функциональное перевоспитание мышц – длительное, систематическое и последовательное. Поэтому ведется работа с родителями этих учащихся, разработан комплекс упражнений для домашнего задания, продолжительностью 40 минут.

При работе над осанкой вначале используют исходное (И.П.) лежа как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело вертикально. В дальнейшем происходит работа в И.П. сидя, а затем стоя.

Занятия проходят в положительном эмоциональном настроении, даются игровые задания (“лодочка”, “русалочка”, “мишка”, “солдатики”) и используется на занятиях музыкальное сопровождение.

Составлено 7 комплексов упражнений:

I комплекс упражнений – при нарушении осанки.
II комплекс упражнений – при правостороннем кифосколиозе.
III комплекс упражнений – при плоской спине.
IV комплекс упражнений – при кифотической деформации позвоночника
V комплекс упражнений – при круглой спине.
VI комплекс упражнений – при кругловогнутой спине.
VII комплекс упражнений при деформации позвоночника для домашнего задания.

Результаты в конце учебного года отслеживает врач-ортопед. После повторного медицинского осмотра у многих учащихся снимают диагноз нарушение осанки.

В 2008-2009 учебном году занимались 32 учащихся, В конце учебного года у 10 учащихся сняли диагноз, у 6 человек отмечены улучшения.

В 2009-20010 учебном году занимались 43 учащихся. В конце учебного года улучшения у12 учащихся, диагноз снят у 10 человек.

В 2010-2011 учебном году занимались 55 учащихся с патологией опорно-двигательного аппарата. В конце учебного года улучшения у17 учащихся, диагноз снят у 14 человек.

В 2011-2012 сформировано 3 группы ЛФК занимаются 35 учащихся с патологией опорно-двигательного аппарата.