Интегрированный урок (материальные технологии + биология + черчение) по теме "Азбука торта". 7-й класс

Разделы: Биология, Технология

Класс: 7


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Цель: Приведение усвоенных учащимися понятий, законов в стройную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны.

Форма организации образовательного процесса: Урок – лабораторная работа.

Методы: беседа, рассказ учащихся, элементы дискуссии, поощрение, создание ситуаций новизны, успеха

Умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести и закрепить в итоге урока:

  1. Работа с дополнительной литературой по вопросам, заранее поставленным учителем.
  2. Подготовка к выступлению (презентация, сообщение, приготовление торта).
  3. Составление таблиц, схем, чертежей.
  4. Участие в обсуждении дискуссии, ответы на вопросы.
  5. Освоение элементов самостоятельной творческой работы по подготовке и в ходе урока.
  6. Умение обобщать и делать выводы
  7. Соблюдение техники безопасности при работе с бытовой техникой

Общий план интегрированного урока
технология (девочки), черчение (мальчики), биология
(общее время урока – 2 часа)

I. Подготовительный этап (учителя, учащиеся: индивидуальное планирование, подготовка к выпечке торта, работа над презентациями и т.д.).

II. Основной этап урока:

1.Приветствие (один из учителей) – 3-4 мин.
2.Фрагмент урока по плану учителя биологии– 30-35 мин.
3.Фрагмент урока по плану учителя технологии (девочки) – 30-35 мин.
4.Фрагмент урока по плану учителя (мальчики) черчения – 30-35 мин.

III. Итоги урока – 5-6 мин.

IV.Дегустация торта (с оцениванием: очень вкусно, вкусно, мой торт вкуснее…)

Фрагмент урока по предмету биология (учитель Лягас Л.М.)

Цель: Сформировать у учащихся знания о составе пищи, её значении для организма. Научиться использовать информацию о продуктах питания. Познакомиться с питательными веществами, входящими в состав торта “Рыжик”.

Задачи:

Образовательные: Определить понятия “пищевые продукты”, “питательные вещества”, “вкусовые компоненты”; выработать умение распознавать пищевые продукты растительного и животного происхождения, сравнивать пищевые продукты по содержанию белков, жиров и углеводов.

Развивающие: Развивать практические умения учащихся распознавать состав пищевых продуктов при изучении упаковочного материала; способствовать формированию умения анализировать делать логические выводы по результатам наблюдения, обосновывать факты; развивать умение работать с иллюстративным материалом.

Воспитательные: Воспитывать правильное отношение к питанию – залогу здоровья человека. Положить начало выработке умений применять правила гигиены питания в жизненной практике.

Оборудование: Упаковки от молочных продуктов (молоко цельное, молоко сгущённое, сметана, сливочное масло), этикетки крупяных и кондитерских изделий. Рецепт торта “Рыжик”

Ход урока

I. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

1.Назовите две группы веществ, входящих в состав любой живой клетки?

(Неорганические и органические вещества)

2.Какие неорганические вещества, вам известны? (Вода и минеральные соли)

3. Какие органические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны?

(Белки, жиры, углеводы)

4. Какая важная особенность объединяет все органические вещества? (вещества богаты энергией)

5.Растения сами для себя создают органические вещества в процессе фотосинтеза, а как организм человека и животных получает органические вещества, богатые энергией? (В виде пищи)

II. Изучение нового материала:

В виде пищи и воды организм получает все вещества, необходимые для выполнения физической и умственной работы, поддержания температуры тела, для роста и восстановления клеток и тканей.

Пища человека может быть растительного и животного происхождения.

Работа малыми группами

Задание № 1:

Распределите продукты питания: мясо, растительное масло, гречневая крупа, рыба, сало, сахар, сыр, мука, яйца, макароны, рис, яблоко на две группы

Пища растительного происхождения. Пища животного происхождения.
   

Пищевые продукты состоят из питательных веществ, основными из которых являются: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.

Продукты растительного происхождения имеют в своём составе очень много углеводов, и, как правило, мало белков.

Продукты животного происхождения или совсем не имеют в своём составе углеводов, или содержат их очень мало. Зато они богаты белком.

Жиры встречаются в большом количестве в некоторых продуктах растительного и животного происхождения.

Работа малыми группами

Задание № 2:

Распределите продукты питания: мясо, растительное масло, гречневая крупа, рыба, сало, сахар, сыр, мука, яйца, макароны, рис, яблоко по группам с преобладанием питательных веществ:

белки жиры углеводы
     

Питательные вещества включают в себя: основные (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода и вкусовые компоненты пищи.

Как вы считаете, для чего используют вкусовые добавки?

(Многие добавки улучшают внешний вид, вкусовые качества, способствуют увеличению срока хранения)

Просмотр презентации “Кондитерские торты. Основные плюсы и минусы” (Приложение № 1)

Комментарии к презентации:

Добавка Е142 способна вызывать сильные аллергические реакции при прямом контакте, а у людей чувствительных к аллергии и при приеме продуктов, содержащих данную добавку.

Пищевые добавки Е104  способствует повышению гиперактивности детей. Кроме того, добавка Е104 может вызывать воспаление кожных покровов, крапивницу, приступы удушья у астматиков.

Краситель “хинолиновый желтый” противопоказан людям, чувствительным к аспирину.

Пищевая добавка Е200 обладает антимикробными свойствами, не токсична, не канцерогенна. В разумных дозах сорбиновая кислота оказывает положительное влияние на человеческий организм, повышая иммунитет. Благодаря этим свойствам добавка Е200 широко применяется в пищевой промышленности в качестве консерванта, позволяя увеличить сроки хранения продуктов питания

Остальные продукты, которые вошли в состав данного торта очень вкусные и почти употребляемы в нашей жизни.

Так что торт еще долго будет праздничным изыском нашей жизни!

Работа малыми группами

Задание № 3.

О чём может рассказать упаковка. (Выполнение практической работы)

Задания Наблюдения и результаты
1.Запишите название продукта и вид упаковки, которую вы выбрали  
2. Определите срок годности продукта  
3.Определите состав продукта  
4.Уточните энергетическую ценность компонентов продукта  
5.Какие ещё сведения содержатся на упаковке  
6.Составьте рекомендации по использованию информации о продуктах питания на упаковке  

III. Закрепление изученного материала.

По предложенному рецепту торта “Рыжик” (Приложение № 2) определите:

1.Какие питательные вещества входят в состав торта?

2.Продукты растительного или животного происхождения преобладают в данном рецепте.

3.Почему приготовленные в домашних условиях торты не представляют угрозу для здоровья человека?

Просмотр презентации “Состав торта” (Приложение №3)

Фрагмент урока по предмету “Материальные технологии” (учитель Ларина Л.В.)

Цель:

1.Обучающая: пробудить интерес в работе с первоисточником, собрать и проанализировать материал по теме; формировать навыки выпечки пирога из бездрожжевого теста;

2.Развивающая: способствовать развитию навыков и умения учащихся работать самостоятельно и в коллективе, развивать логическое мышление и внимание;

3.Воспитательная: прививать чувство уважения к традициям, воспитывать навыки культурного поведения при коллективной работе и культуру поведения за столом.

План урока.

  1. Формулирование целей и задач урока, формирование групп учащихся и составление индивидуальных планов.
  2. Сбор и систематизирование материала, консультации, работа над презентацией.
  3. Практическая работа: повторение правил ТБ и СГ; выпечка торта, сервировка стола.
  4. Проведение урока, демонстрация презентации, дегустация торта, подведение итогов.

Оборудование к уроку:

электрические плиты, набор посуды, электрический миксер, наглядные пособия, плакат по приготовлению бездрожжевого теста, технологические карты по приготовлению торта, инструкции по ТБ.

Ход урока

Беседа.

Ни для кого не секрет, что большинству людей присуще вполне естественное желание поесть и поесть вкусно. Мы тоже не лишены этих слабостей, и т.к. в программе курса предмета “Материальные технологии” есть раздел кулинарии, то выбор наш был предрешён. Тему урока определили, как “Азбука торта”.

На несколько секунд я попрошу всех закрыть глаза и представить те образы, которые вызовут у вас произнесённое мною слово “торт” (ответы детей).

Я не ошибусь, если добавлю, что это: “Праздник, семья, счастливые лица родных и близких. А с сегодняшнего дня я надеюсь, что это ещё будут и воспоминания о нашем уроке”.

Тема урока обозначена, как “Азбука торта”, поэтому начнём с самых азов, с самого начала.

Когда первобытный человек с помощью каменной или деревянной ступы впервые размельчил зёрна злаков, то получил ту самую основную составляющую любого печного изделия (мука).

Сколько бы ни размешивалась в ступе мука, не получилось бы из неё испечь когда-нибудь даже лепёшку. И тогда древний человек догадался добавить воды. Вода является при замесе теста второй составляющей. А ещё, какие продукты могут быть “жидкой средой” для теста? (масло, яйца, молоко).

Началом развития науки “ Кулинария” стал факт тепловой обработки замешанного впервые теста. Но мы с вами ведём разговор не о той первобытной лепёшке, а о “ торте”. Прошло время, и люди догадались в тугую лепёшку для придания ей пышности добавить рыхлитель. Что является для теста рыхлителем? (ответы-дрожжи, сода, яйца). А для того, чтобы выпечка стала сытной, сладкой, сдобной и ароматной добавляли в тесто (ответы – яйца, масло, сметану, сахар, ваниль).

Рецептов приготовления изделий из теста очень много, Мы остановились на одном, прошедшем уже не одну апробацию в нашей школе. Надеюсь, что у всех заключительный этап нашего урока, связанный с дегустацией, вызовет только положительные эмоции.

Более подробно о технологии приготовления нашего торта под весенним названием “ Рыжик” мы познакомимся при демонстрации презентации. (Приложение № 4)

(Комментарии к презентации)

Что бы приготовить торт нам потребовалось:

Для теста Для крема
Яйцо 2шт. Сахар 1 ст. Масло сливочное 100 гр. Мёд 2 ст. л. Мука 3 ст. Сода 2 ч.л. Масло сливочное 300 гр. Сгущенное молоко 1 банк. Ванилин 1 пак.

Этапы работы “бригады пекарей”:

  1. Замешиваем тесто
  2. Ставим тесто на водяную баню.
  3. Взбиваем масло, сахар и сгущенку.
  4. Вымешиваем тесто в муке.
  5. Раскатываем коржи.
  6. Выпекаем коржи.
  7. Придаем форму торту.
  8. Смазываем коржи сначала сметаной, а затем кремом.
  9. Украшаем торт золотистой крошкой.
  10. Торт готов!

Стол сервирован, торт украшен золотистой крошкой. А какую форму для торта кроме традиционно круглой можно было выбрать, расскажут ребята в следующей части нашего урока.

Фрагмент урока по предмету черчение (учитель Аксёнова Г.И.)

Цель: Овладеть методикой и основными приёмами моделирования и проектирования; развитие пространственного воображения учащихся при работе с чертежом; расширить возможности применения ИКТ.

Задачи:

Образовательные: Уметь применять знания на практике; понимать значение моделирования в практической и исследовательской деятельности; пополнить запас технической терминологии по предмету.

Развивающие: Развитие внимания, аналитического мышления, умений и навыков чтения чертежа, эстетического вкуса.

Воспитывающие: Формирование точности, аккуратности, самостоятельности.

Оборудование: набор для черчения, выставка работ,

Ход урока

1.Объяснение материала (одновременно включаются в беседу и учащиеся), введение новых терминов (с повторением темы “Основные компоненты проекта”).

С понятием “модель” мы знакомимся с раннего детства: игрушки – самолеты, кораблики, автомобили, куклы были для многих любимыми игрушками. Дети часто моделируют: играют в кубики, из разноцветных клубочков ниток и кусков ткани создают красивые, нарядные одежды ...

Модели и моделирование используются человеком с давних времен. С помощью моделей и модельных отношений развивались языки, письменность, графика. Наскальные изображения, книги, картины – все это модельные информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.

Технология моделирования требует умения конкретно видеть проблемы и ставить задачи, прогнозировать результаты, разумно оценивать, выделять главное и второстепенное для построения моделей, уметь сравнивать, чётко формулировать, решать задачи с использованием компьютерных технологий, проводить анализ. Для успешной работы учащимся необходимо проявлять активный творческий поиск, любознательность, быть терпеливыми, учиться любить труд.

Итак, что же такое модель? (Плакаты, фотографии, макеты зданий, чертежи, демонстрационные модели геометрических тел”)

Картинки, которые вы используете в презентациях, тоже являются моделью.

Глобус – модель земного шара, манекен – модель человека... Примеров можно привести много.

Все модели можно разбить на два больших класса: материальные модели и информационные модели.

Рассматривается также классификация моделей по отрасли знаний – это классификация по отрасли деятельности человека: математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и т.д.
Существует и классификация моделей по форме представления:
Материальные – это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала. Это экспериментальный метод познания окружающей среды. Примеры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной системы, школьные пособия, физические и химические опыты.

Образные модели. Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото– и кинопленке). Широко используются образные информационные модели в обучении, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (вспомните учебные плакаты). Другими знакомыми вам примерами графических информационных моделей являются чертежи, схемы, графики. Чертеж должен быть очень точным, на нем указываются все необходимые размеры.

2. Вопросы к уроку

  1. Что такое моделирование? (Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей).
  2. Что такое модель? (Это объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса).
  3. Какие бывают модели? (Все модели можно разбить на два больших класса: материальные модели и информационные модели).
  4. Примеры материальных моделей? (Глобус, манекен, муляжи, макеты зданий, сооружений).
  5. Форма для торта. Какая это модель?
  6. Приведите различные примеры графических информационных моделей. 7.Сравните процесс и результат моделирования вручную и на компьютере.
  7. Какими новыми терминами пополнился ваш словарный запас?

Задания для самостоятельной работы по группам:

Задание № 1

Применяя приёмы моделирования построить чертёж:

  • формы для выпекания торта;
  • подставки для торта;
  • выемки для теста;
  • делителя торта на порции.

Задание № 2

Разработать варианты:

  • разрезания тортов разной формы;
  • трафарета для создания рисунка на торте.

Задание № 3

С применением операции “Выдавливание” создать модель:

  • формы для выпекания тортаl
  • подставки для тортаl
  • выемки для теста;
  • делителя торта на порции:
    для разрезания тортов разной формы,
    трафарета для создания рисунка на торте.

Просмотр презентации “Азбука торта” (Приложение № 5)

(Комментарии к презентации)

  1. Традиционно торты имеют округлую форму, однако некоторые разновидности, а также торты промышленного производства, изготавливаются в других современных видах форм.
  2. Формы для выпечки должны обладать высокой теплопроводностью, что обеспечивает равномерное пропекание.
  3. Формы для торта различных размеров.
  4. Варианты разрезания тортов разных форм.

III. Подведение итогов.

IV. Дегустация торта.