Проблемное обучение. Урок русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Проблемное обучение – один из наиболее эффективных факторов активизации мыслительной деятельности младших школьников, так как проблемные ситуации, вопросы, поисковые задания позволяют сделать учебный процесс интересным, пробуждают творческие силы учащихся, заставляют их сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы. А ничто не усваивается так прочно, чем то, что было «открыто» самим ребёнком. На таких уроках дети не пассивные слушатели, а активные «исследователи», а учитель лишь управляет работой детей, незаметно подводя их к нужному выводу.

Цель и задачи:

  • познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных слов;
  • развивать мышление (умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
  • способствовать развитию познавательных интересов;
  • развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её;
  • воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в группе.

Учащиеся разбиты на 3 группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, книга «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт» Ю. Дмитриева, записи на доске, учебник русского языка для 3 класса (авт. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.), веера цифр.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация ЗУН учащихся

слайд 1

– Сегодня на уроке я приглашаю вас отправиться вместе со мной в сказку.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибок в их правописании. Но иногда орфограммы шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось:

слайд 2 безударные согласные удвоенные непроизносимые

– Давайте вспомним полные названия этих орфограмм. (ответы детей)

– Приведите примеры слов с этими орфограммами. (по одному примеру записать и обозначить орфограммы)

– Как вы думаете, со всеми ли орфограммами, живущими в этом словесном государстве, мы познакомились? Вы готовы к новому знакомству?

– Тогда отправляемся в очередное путешествие по Стране русского языка.

III. Совместное «открытие» новых знаний

1. Постановка проблемного вопроса

слайд 3

  • беседа по вопросам

– Прочитайте слово. МУХОЛОВКА

– Знаете ли вы, кто это? Кого так называют?

– Запишите это слово.

Это слово вызвало недоумение у Афанасия. Вот в чём причина. Как вы думаете, какой вопрос у него возник? (Сколько корней в слове МУХОЛОВКА)

– Давайте поможем ему разобраться.

2. Решение проблемного вопроса

  • беседа по вопросам

– Почему птицу так назвали? (мух ловит)

– Запишите это сочетание рядом со словом МУХОЛОВКА.

– Какой корень в слове МУХ? Подберите однокоренные слова.

– Какой корень в слове ЛОВИТ? Подберите однокоренные слова.

– Есть ли корни -мух- и -лов- в слове МУХОЛОВКА? Выделите их.

– Так сколько корней в этом слове?

  • работа со словом ГОРИХВОСТКА

слайд 4

– А знакома ли вам эта птичка?

– Это ГОРИХВОСТКА. Вот как о ней рассказывает Ю. Дмитриев в своей книге «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт» (учитель зачитывает статью)

– Почему у птички такое название? Как объясняет автор?

– Запишите это слово. Подберём однокоренные слова. Выделим корни в однокоренных словах и в слове ГОРИХВОСТКА.

слайд 5

  • вывод

Назовите слова, в которых два корня. Как бы вы назвали их?

– Прочитайте, как называются такие слова в русском языке.

– Почему у них такое название?

– Попробуйте дать определение сложным словам.

– Прочитайте правило. Проверьте свои выводы.

– Какова же тема нашего урока сегодня? (на доске вывешивается тема урока)

– Попробуйте нарисовать схему сложного слова. (ученик выполняет это на доске: )

3. Первичное закрепление (самостоятельная работа в группах: 1 ученик ведёт объяснение, а остальные записывают)

слайд 6

– Посмотрите на слова, которые даны на доске. Я считаю, что все они сложные. Но вдруг я ошибаюсь. Проверьте, так ли это. Что вы должны будете доказать, чтобы убедиться в том, что это сложные слова? (что в них два корня) Проведите с этими словами аналогичную работу, как со словами МУХОЛОВКА и ГОРИХВОСТКА.

1 группа 2 группа 3 группа
садовод камнепад пешеход
звездопад сталевар мышеловка
книголюб пылесос кашевар
свинопас мореход лежебока

– Выберите одного представителя от каждой группы, который представит вашу работу классу. (ученик у доски называет однокоренные слова, которые группа подобрала к слову, и выделяет корни в слове)

– Итак, какие все эти слова? Почему?

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

слайд 6

– Предлагаю отдохнуть и отправиться в зоопарк (игра «Жираф, носорог, кенгуру»)

– Нет ли среди названий этих животных сложного слова? Докажите. Запишем.(ученик работает у доски и объясняет)

5. Постановка проблемного вопроса

слайд 7

– Если взять два корня, достаточно ли, чтобы получилось сложное слово? Я возьму корни -лед- и –руб-. Сложу их. Прочитайте, получилось слово?

– Что нам надо решить? Какой вопрос возникает? (как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово)

6. Решение проблемного вопроса

слайд 8

– Посмотрите на то, как соединены корни в сложных словах, которые даны на доске.(ответы детей)

– Попробуем одной из этих букв соединить корни –лед- и –руб-. Какое слово получилось? Что оно означает?

– Как же соединяются два корня в сложных словах?

– Как можно назвать эти буквы О и Е в сложных словах?

– Вот как они называются (дети читают со слайда). Почему у них такое название?

7. Постановка проблемного вопроса

слайд 8

– А у Афанасия возник ещё один вопрос. Как узнать, когда пишется соединительная гласная О, а когда – Е?

8. Решение проблемного вопроса

  • наблюдение

– Посмотрите на сложные слова, которые даны на доске. После каких согласных пишется О, а после каких – Е?

  • работа с определением

– Прочитайте второе правило (учебник, с. 89). Проверьте себя.

– К таким ли выводам мы с вами пришли?

– Что нового узнали из правила? (О и Е – это орфограмма)

– Почему это орфограмма? Докажите на примере.

– Кто попробует дать полное название этой новой орфограмме?

– Как мы будем её обозначать? Покажите на схеме? (ученик на доске дополняет схему сложного слова: )

– Что ещё узнали из правила? (есть и другие соединительные гласные)

– Вернитесь к слову ГОРИХВОСТКА. Какая там соединительная гласная?

IV. Итог урока

(тестовые задания: верный ответ учащиеся показывают с помощью веера цифр)

слайды 9–12

Что такое сложные слова?

  1. Все непонятные слова.
  2. Все длинные слова.
  3. Слова, в которых два корня.

Какие соединительные гласные чаще всего бывают в сложных словах?

  1. а и о
  2. о и е
  3. е и я

После каких звуков в сложных словах пишется соединительная гласная о?

  1. После твёрдых согласных.
  2. После мягких согласных.
  3. После гласных.

После каких звуков в сложных словах пишется соединительная гласная е?

  1. После твёрдых согласных.
  2. После мягких согласных.
  3. После букв Ж и Ш.

V. Домашнее задание

слайд 13

  • с.89 (правила), №125(учитель даёт рекомендации по его выполнению)
  • сочинить сказку про сложные слова (по желанию)

слайд 14

Список литературы:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2001.
  2. Ю. Дмитриев. «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт».