Учебно-методическое обеспечение:
- Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ под ред. проф. Н.В.Макаровой. СПб: Питер. 2007.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала, работа с информационным текстом.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая работа с текстом.
Технология: технология “Чтение и письмо для развития критического мышления”
Цель: сформировать представление о процессе управления как информационном процессе; о замкнутых и разомкнутых системах управления; классифицировать системы управления по степени участия в них человека.
Задачи:
- Обучающая: содействовать формированию у учащихся представления о процессах управления в окружающем мире и в повседневной жизни, о значении цели и информации в процессе управления; содействовать в формировании умения выделять объект управления и управляющее воздействие; показать роль текущей информации и обратной связи; содействовать формированию понятия замкнутой и разомкнутой систем управления; классифицировать системы управления по степени участия в них человека.
- Развивающая: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки при работе в группе, ораторские навыки при публичном выступлении.
Приемы ТРКМЧП: кластер, корзина идей, сводная таблица, верные и неверные утверждения.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Программное обеспечение: ОС Windows 7, Microsoft Office Word 2010, Microsoft Office PowerPoint 2010.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте ребята, садитесь. Учет посещаемости. 1 минута
II. Стадия вызова (прием “корзина идей”) 5 минут
Учитель: Ребята, вам знакомо слово “управление”?
Ученики: Да.
Учитель: Выпишите на листе бумаги выражения, связанные с этим понятием. Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ. Что у вас получилось? (Зачитывание работы пар).
На доске учитель фиксирует ответы учащихся.
Условие: ответы не должны повторяться.
Примеры ответов учащихся: управление самолетом, государством, своими эмоциями.
Из ваших ответов можно сделать вывод, что в повседневной жизни мы везде сталкиваемся с управлением: рабочий управляет станком, учитель – учениками, программист работой компьютера и т.д.
Тема нашего урока “Информационные основы процессов управления”
III. Стадия осмысления (прием “кластер”) 10 минут
Прочитайте текст учебника на ст.50 – 51. Представьте в виде графической схемы (кластера) суть процесса управления, т.е. основные составляющие процесса управления. Обсудите полученные схемы, откорректируйте и представьте ваш результат. Учитель рисует схему на доске в соответствии с ответами учащихся.
Вывод:
- Для управления необходимо знать конкретную цель;
- Необходимо обладать исходной (предварительной) информацией;
- Должен существовать объект управления;
- Должно осуществляться управляющее воздействие на объект управления.
А сейчас попробуем дать определение процессу управления (формулируют сами учащиеся).
Определение: Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект (запись в тетрадь).
Первичная рефлексия: активная форма работы (6 минут)
1. Учащимся предлагается выделить исходную информацию для различных процессов управления. (Учащиеся работают в готовых таблицах на слайдах презентации) (Приложение 1)
Выделение исходной информации для различных процессов управления
Процесс |
Исходная информация |
|
Цель |
Что необходимо знать и уметь для достижения цели? |
|
Вождение автомобиля |
Движение по указанному маршруту |
Маршрут, правила дорожного движения, навыки вождения автомобиля |
Нормализация температуры тела | Понизить температуру | Нормальная температура (36,6 ?), способы снижения температуры, названия жаропонижающих средств. |
Чтение книги | Найти интересующую информацию | Знать название книги, уметь читать, знать место, где можно ее достать. |
2. Выделите объекты управления и управляющее воздействие в названных процессах управления (3 слайд презентации)
Объекты управления и управляющее воздействие
Цель управления |
Объект управления |
Управляющее воздействие |
Движение по заданному маршруту на автомобиле | Автомобиль | Для управления направлением движения – воздействие на рулевой механизм, для управления скоростью движения – воздействие на педали газа и тормоза. |
Понижение температуры тела | Человек | Прием лекарств, обтирание тела, применение народных средств лечения. |
Изготовление металлической детали | Металлическая заготовка | Вытачивание на фрезерном станке по готовому чертежу. |
Молодцы ребята
Учитель: Достаточно ли исходной информации для процесса управления?
Например, гарантирует ли нажатие педали газа желаемую скорость?
Ученик: добиваясь требуемой скорости движения, необходимо следить за показаниями спидометра и действовать в зависимости от этих показаний.
Учитель: правильно.
Учитель: Информация о скорости движения будет изменяться в результате управляющего воздействия. Это текущая (рабочая) информация о состоянии объекта управления. Если скорость меньше – надо нажать педаль газа, если больше – отпустить. Если скорость равна требуемой, то цель достигнута и нет необходимости в управляющем воздействии.
Если текущая информация учитывается при формировании управляющего воздействия, то говорят о наличии обратной связи (запись в тетрадь).
Вывод: обратная связь помогает корректировать поведение объекта управления, т.е. управлять им.
Работа с текстом (прием “Сводная таблица”) 10 минут
Учитель: Прочитайте текст на ст. 52 и на ст.53 и рассмотрите рис.5.1 Замкнутая схема управления и рис.5.2 Разомкнутая схема управления. Сравните их. Результаты занесите в Сводную таблицу (раздаточный материал) (линии сравнения выбирают сами учащиеся, учитель записывает на доске и все вместе выбирают самые важные).
Сводная таблица
Линии сравнения |
Замкнутая схема управления |
Разомкнутая схема управления |
Наличие исходной информации |
+ |
+ |
Наличие управляющего воздействия |
+ |
+ |
Наличие объекта управления |
+ |
+ |
Наличие обратной связи (данные о состоянии объекта управления) |
+ |
- |
Учитель: Сравните полученные таблицы с соседом по парте, откорректируйте, представьте учителю.
Учитель: Запишите в тетради определение.
Определение 1: Процесс управления называется разомкнутым, если в нем не учитывается текущая информация об объекте управления.
Определение 2. Процесс управления называется замкнутым, если в нем учитывается текущая информация об объекте управления с помощью обратной связи.
Первичная рефлексия: (Приложение 1) (4 слайд) 6 минут
Пример 1: Определите название управляющего воздействия, изображенного на схеме: Предполагаемый ответ: (команда, приказ)
Пример 2: Определите обратную связь, показанную на схеме.
Предполагаемый ответ: реакция зала – свист, восторг, овации, смех.
Учитель: в зависимости от степени участия человека в процессе управления системы управления делятся на три класса: автоматические, неавтоматические, автоматизированные (запись в тетрадь)
В предыдущих примерах 1 и 2 происходит оценка человеком текущей информации и на ее основе осуществляется управляющее воздействие (возврат на слайд). Такая система управления называется неавтоматической.
Давайте рассмотрим следующий пример:
Пример 3: Определите обратную связь, показанную на схеме (5 слайд)
Ожидаемый ответ – изменение температуры.
Учитель: кто или что производит оценку текущей информации?
Ученик: термостат.
Учитель: кто или что осуществляет управляющее воздействие на ее основе?
Ученик: термостат.
Учитель: Правильно, оценку текущей информации производит техническое устройство, и оно же осуществляет управляющее воздействие на ее основе. Такие процессы управления называются автоматическими.
Учитель: Рассмотрим еще один пример.
Пример 4: Определите управляющее воздействие, изображенное на
Ожидаемый ответ: приказ остановиться
Учитель: оценка состояния объекта управления осуществляется техническим устройством, а решение по управлению принимает человек. Такие процессы называют автоматизированными.
IV. Рефлексия (прием “верные и неверные утверждения”) 4 минуты
Ребята, давайте вернемся к нашему кластеру и посмотрим, все ли мы учли при его составлении? (корректировка кластера, если нужно).
А сейчас сыграем в игру “Верные и неверные утверждения”
- Объектами управления в дорожном движении являются автомобили и пешеходы (верно)
- Пешеходы и водители не могут оказывать управляющее воздействие на объекты дорожного движения (неверно)
- Правила дорожного движения, ситуация на дороге, навыки вождения, язык жестов регулировщика – текущая информация для управления движением (неверно)
- Показания светофора, положение пешеходов и автомобилей – исходная информация для управления движением (неверно)
- Между регулировщиком и водителем есть обратная связь, а между светофором и пешеходом нет обратной связи (верно)
Молодцы.
V. Итоги урока 2 минуты
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали на уроке?
Ответы учащихся.
Вы сегодня поработали продуктивно. Ваши ответы показали, что вы хорошо усвоили данную тему. Оценка работы.
VI. Д/З:
Читать ст.50-54, тема 5. 1 минутаУстно ст. 55, 7-12 вопросы
Письменно с.55, вопросы 13-15
Для тех, кто желает, составьте синквейн (в рабочей паре) по данной теме.