Тип урока: изучение новой темы.
Тема: Строчная гласная буква “ю”.
Цель: Познакомить со звуковыми особенностями буквы “ю” в начале слова и после буквы гласного звука.
Задачи:
– сформировать у учащихся умения
читать и писать строчную букву “ю” и слова с
этой буквой;
– способствовать развитию у учащихся
первоначальных навыков исследовательской
работы;
– способствовать развитию у учащихся умения
сотрудничать с учителем и друг с другом;
– воспитывать наблюдательность,
самостоятельность, желание стать грамотным
человеком.
Ход урока
I. Организационный момент.
Беритесь смелее ребята за дело –
Читайте слова и слушайте звуки,
И чтобы работа у вас закипела,
Не будем сидеть, сложа руки.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Индивидуальная работа у доски.
яркая |
ели |
ёж |
ясная |
еловые |
ёлка |
Задание:
– разделить слова на слоги;
– поставить ударение;
– правильно задать вопрос (устно).
2.Фронтальная работа с классом.
Работа по ленте букв.
– Скажите, на какие 2 группы делятся все звуки?
– Как произносятся гласные звуки?
– Сколько в русском языке гласных звуков?
– Сколько в русском языке гласных букв?
– Что можно сказать о произношении согласных звуков?
3.Проверка работы у доски.
– Чем интересны слова в каждом столбике?
(1 ст. – слова отвечают на вопрос какая?
2 ст. – родственные слова
3 ст. – слова обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы)
– Посмотрите на все слова и попробуйте определить общий признак этих слов? (начинаются на гласную букву)
– Чем эти буквы особенны? (буквы е, ё, я – обозначают 2 звука)
III. Изучение нового материала.
– Как вы думаете, существуют ли ещё такие особенные буквы?
– Сегодня мы побываем в роли ученых-исследователей и проведем исследования по возникшей проблеме.
А поможет нам узнать какая это особенная буква – загадка.
Ребятам весело со мной;
На ножке я кручусь одной.
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу – жужжу, жужжу – кружу. (Юла)
3.1. Проведем 1 исследование, поработаем над этим словом:
– Разделите это слова на слоги.
– Назовите первый слог.
– Чем интересен этот слог?
– Попробуйте назвать слова, которые начинаются именно так.
– Звуки [й у] – обозначаются буквой “Ю”. (показ печатной буквы)
3.2. Проводим дальнейшее исследование.
– На что похожа буква “Ю”?
– Рассмотрите письменную букву “Ю”, из элементов каких букв она состоит? (показ карточки)
– Пишем в воздухе 1 часть как букву “н”, вторая часть – как буква “о”.
– Повторим написание буквы, мне поможет ученик. (Выходит ученик, пишет ручкой на карточке, карточка на доске)
– А теперь пропишите 2 строчки.
– Подчеркните красным карандашом самые красивые буквы.
Физминутка для пальчиков.
На двери висит замок, кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали и открыли!
3.3. Продолжаем исследовать эту букву.
– Прочитайте соединения на 3 строчки
– Назовите слова, где они встречаются (юм – трюм, юз – союз, юн – юнга…)
– На какие две группы мы можем поделить эти соединения? (нижнее и верхнее соединение) Читаем по группам.
– Самостоятельно пропишите их, обращая внимание на написание.
Физминутка: Потрудились – отдохнем.
Встанем – глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
3.4. Проводим дальнейшие наши исследования, работая по Букварю.
– Читаем соединения и слова 1 столбика парами.
– Какие слова вам не понятны?
– Кто из ребят знает значение этого слова?
– Я из толкового словаря выписала значение этого слова, а зачитает вам ученик класса.
– Чем интересны эти слова? (слова начинаются на букву “ю”, которая обозначает два звука)
– А все ли слова начинаются на букву “ю”? (союз)
--Давайте исследуем это слово, где стоит буква “ю”?
– Разделите слово на слоги, проговорите 2 слог.
– Чем интересен этот слог?
Вывод: Буква “ю” в начале слова и после буквы гласного звука дает два звука [й у].
IV. Закрепление.
4.1. Индивидуальная работа у доски. (2 ученика)
Кто какой голос подает? |
Кто что делает? (карточки с рисунками) |
Птицы – … |
Дети … (играют) |
Собаки – … |
Мальчики … (копают) |
Волки – … |
Девочки … (рисуют) |
4.2. Класс работает с текстом на карточках.
Юной Юлии хвала
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнет на юге Юля.
Задание: Найти и подчеркнуть слова с буквой “ю”.
– Где стоит буква “ю”?
– Сколько звуков она обозначает?
4.3. Работа в прописи.
– Прочитайте слова, чем они интересны?
– Напишите слова красиво и правильно, письменными буквами. Обратите внимание на посадку.
– Подчеркните букву, которая обозначает два звука.
– Какую подчеркнули, почему?
V. Итог урока.
– На следующем уроке мы продолжим наше исследование, а пока подведем итоги проведенным исследованиям.
Расскажите о них.
Рефлексия.
– Покажите с помощью мимики, понравился ли вам урок?
– Ребята, вы работали дружно, активно, с интересом.
Всем спасибо!