Сравнение углов визуально и наложением (по системе Л.В. Занкова). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач; в процессе практической работы по сравнению углов вывести алгоритм сравнения углов.

Задачи: Активизировать знания учащихся об угле как фигуре, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки; рассмотреть способ сравнения углов без измерения величины визуально и наложением.

Способствовать развитию мыслительных операций, формированию пространственных представлений учащихся. Развивать познавательный интерес, речь.

Данный урок проводится в форме лабораторно-исследовательской работы.

Используемые технологии: проблемно-диалоговая, исследовательская.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа урока

I.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

– создать условия для мотивации к пробному учебному действию (“надо” – “могу” – “хочу”)

– повторить изученные геометрические фигуры

– тренировать мыслительные операции и познавательные процессы

– зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании

 

1) Математический диктант (запись ответов)
  • Частное чисел 40 и 5
  • 140 увеличить на 10 единиц
  • Уменьшить 60 в 10 раз
  • Произведение чисел 9 и 4
  • 6 увеличить в 2 раза
  • Число, больше 833, но меньше 835

Проверка

Открывается запись на доске (числа на карточках):

– Что можно сказать об этих числах? (числа однозначные, двузначные, трехзначные; все числа – четные)

– Расположить данные числа в порядке возрастания.

– Какое слово получилось?

2) Повторение о видах углов. Установление взаимосвязи между некоторыми фигурами. На доске – изображения фигур. – Назвать данные фигуры (прямая, дуга, отрезок, окружность, многоугольник, ломаная, луч). Какие это фигуры? (плоские)

– Можно ли утверждать, что геометрические фигуры связаны друг с другом? Докажите.

– Какая связь существует между многоугольником и ломаной? Между многоугольником и ломаной?

– Какая связь существует между линиями и окружностью? между отрезком и окружностью?

– С какой фигурой связан луч?

(УГОЛ, но на рисунках такой фигуры нет)

3) Повторение видов углов

– Какие бывают углы? (прямой, тупой, острый)

– Покажите с помощью карандашей модель прямого угла, тупого угла, острого угла. Начертите эти углы в тетрадь.

4) Дифференцированное задание: у каждого ученика модели острых (№1,№3) и тупого (№2) углов. Модель острого угла (№1)значительно превышает по площади модель тупого угла.

Сравните углы на глаз (визуально). Сравните способом наложения.

/При выполнении данного задания часть детей ориентируется на площадь углов, другая часть детей догадается сравнивать углы по степени “разворота” сторон углов. Так возникает затруднение./

ФИЗМИНУТКА

– предупредить зрительное утомление

обвести глазами контуры изображенных геометрических фигур (на усмотрение учителя – ломаной, круга, многоугольника)

II.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

– установить, где и почему возникло затруднение, помочь сформулировать тему и цели урока

Проблемная ситуация

– Какое задание выполняли? (сравнивали углы)

– Почему не смогли обосновать свои позиции? (не знаем, как сравнивать).

– Сформулируйте ТЕМУ урока (Сравнение углов).

– Определите ЦЕЛЬ урока (найти способ сравнения углов).

III.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

– провести несложные исследования и вывести алгоритм сравнения углов

1) Практическая работа с моделями углов

– Как надо наложить углы? (модели углов нужно наложить так, чтобы один угол составлял часть другого).

– Выполните данную работу. Каковы результаты? ( Углы №1 и №3 равны. Угол №2 больше углов №1, №3)

2) Составление алгоритма сравнения углов (составляют пошаговый порядок сравнения углов)

– Скажите, проблема разрешена?

IV.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

– в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения

1)Сравнение всех моделей углов по алгоритму

2) Работа по учебнику (выборочно задания №148,152)

3)На доске плакат с изображением углов. Задание: на глаз (визуально определить вид угла) ученики 1 ряда – острые, ученики 2 ряда – прямые, ученики 3 ряда – все тупые углы

– Составьте слово. Какое слово получилось?

V. РЕФЛЕКСИЯ

выяснить, что нового узнали дети на уроке; подвести итоги  работы, способствовать осознанию учениками собственной УД

Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом? Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать? Спасибо за старание. Ведь главное – желание.
А навыки и знание с годами к вам придут.
Прозвенит звонок с урока – Отдохнуть придет  пора.
Что узнали на уроке, Не забудьте  никогда.