ВИД УРОКА: Изучение нового материала.
ФОРМА УРОКА: Историко-художественный устный журнал.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Учащиеся должны повторить изученный по истории России материал по теме “Декабристы”.
- Активизировать изучение и закрепление исторических событий, фактов и их хронологию, связанных с темой “Декабристы на Кубани”.
- Учащиеся должны интегрировать знания, полученные на уроках истории, литературы, кубановедения.
- Формировать у учащихся гражданственность, интерес к судьбе Отечества.
- Воспитывать у учащихся патриотических чувств, любовь к своей Родине, своему краю.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
- Литературная композиция: плакат, книги, “Полярная звезда” (Рисунок 01).
- Высказывание В.И. Ленина, А.И. Герцена о декабристах.
- Портрет А.С. Пушкина с текстом (отношение его к восстанию).
- Викторина.
- Музыка “Не слышно шуму городского”.
- Портреты декабристов.
ПЛАН УРОКА:
- Вступительное слово.
- Чем было вызвано восстание декабристов?
- Стихотворение А. Маркова “Декабристы”
- Формирование взглядов декабристов.
- Восстание декабристов.
- Стихотворение неизвестного автора декабристам 1830 г.
- Декабристы на Кавказе и Черномории.
- Стихотворение памяти декабристов.
- Жизнь и деятельность Арцыбашева Д.А., Бестужева А.А., Одоевского А.И., Нарышкиной М.М.
- Викторина.
- Посещение краеведческого музея ст. Прочноокопской.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ: Ребята, в декабре 1825 года Россия впервые видела движением против самодержавия, оно проявилось в двух вооруженных выступлениях – 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге и 29 декабря на Украине и вошло в историю под общим названием – восстание декабристов. Это событие положило начало дворянского этапа освободительного движения. Презрев дворянские привилегии и поняв, что эти привилегии стали злом и задерживают национальное развитие России, участники восстания выступают против крепостничества и самодержавия.
Ребята, перед всеми кто знакомится с восстанием декабристов, встает вопрос: почему знатные богатые люди, представители господствующего класса выступили против самодержавия и дворянских привилегий, подвергли свою жизнь смертельному риску?
Поэт А. Марков в стихотворении “Декабристы” пишет об этом: (опережающее задание ученику)
А могли бы, могли декабристы
На Сенатскую не выходить
И не брать себе жребий тернистый
Кандалами детей не будить.
Как же так не подумали сразу,
Что у каждого сын или дочь,
И от них, как от страшной проказы
Убегать будут многие прочь?
Отчего ж на Сенатскую вышли?
Не хватило что ль, царских щедрот?
Надоели покой и затишье?
Не пугал роковой эшафот?
Нет обиды и тяжкие слезы
Разоренных дотла деревень
Собирала грядущие грозы
Приближая возмездия день.
Не могли, не могли декабристы
На Сенатскую не выходить
Не избрать себе жребий тернистый
Кандалами детей не будить!
УЧИТЕЛЬ: Чем же было вызвано восстание декабристов? Что оказало влияние на их мировоззрение. Чтобы ответить на эти вопросы давайте с вами вспомним:
- Когда родились декабристы?
- Какая была у них жизнь?
- Какое образование они получили?
- Что они видели с детства в России (несправедливость, крепостное право).
- Где искали они ответы на свои вопросы?
- Что читали?
- О чем мечтали некоторые декабристы?
- Принимали ли они участие в Отечественной войне 1812 года?
После чего ребята дают ответ на вопрос: Каковы основные причины, повлиявшие на мировоззрение декабристов? (тяжелое положение народа, произвол властей, господство самодержавия, реакция, рост национального самосознания народа, патриотический подъем 1812 года, передовые идеи французских просветителей).
УЧИТЕЛЬ: Ребята на вопрос чем же было вызвано восстание декабристов? Ответ дали сами декабристы (Пестель, Каховский. Бестужев, Орлов)
(Дается опережающее задание нескольких учащимся).
ДЕТИ:
- Пестель на следствии говорил: “Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало”.
- Каховский писал: “Выгоды казны совершенно не согласны с выгодами народа”.
- Александр Бестужев писал о крепостных после 1812 года: “Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа”.
- Орлов: Революции в Западной Европе занимали большое место в наших разговорах.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы с вами вспомнили причины восстания декабристов. А теперь вспомните, пожалуйста, повод, ход и итоги восстания.
(Дети называют повод, ход и итоги восстания, т.к. тема “Декабристы” изучается в 8 классе по истории России)
УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, восстание декабристов закончилось поражением, многих сослали в Сибирь, многих на Кавказ где царизм хотел сгноить декабристов, но то, что они сделали, будет жить вечно в наших сердцах. Вот что пишет в 1830 году неизвестный автор декабристам:
Над вашей памятью кровавой
Теперь лежит молвы позор;
На ней поэт, венчанный славой,
Остановить не смеет взор.
Ваш враг могучий торжествует
Щадит его судьбы закон.
Лишь власти страсть его волнует
И, кажется, незыблем трон.
Но вы погибли не напрасно;
Всё, что посеяли, взойдет;
Чего желали вы так страстно
Всё, всё исполнится, придет!
Иной восстанет грозный мститель,
Иной восстанет мощный род:
Страны своей освободитель,
Проснется дремлющий народ.
В победный день, в день славной тризны
Свершится роковая месть,
И снова пред лицом Отчизны
Заблещет ярко ваша честь.
Учитель дает информацию о времени прибытия декабристов на Кубань. В числе первых (1826 – 1827 гг.) называются Арцыбашев Д.А., Вольховский В.Д., Цербиков Н.Р., которые миновали Сибирь. С 1829 года прибыли на Кубань декабристы, которые некоторое время отбывали наказание в Сибири: А.А. Бестужев-Марлинский (Рисунок03), В.М Голицын, B.C. Толстой, СИ. Кривцов (Рисунок04). С 1833 – 1835 гг. – прибыли: П.А. Катенин (Рисунок05), СМ. Палицын, К.Г. Игельстром (Рисунок06). Наибольшее количество декабристов приехало на Кавказ в 1837 г: А.И. Вегелин, Ф.В. Ордынский, Н.И. Лорер (Рисунок02), М.М. Нарышкин (Рисунок07), М.А. Назимов (Рисунок08), В.Н. Лихарев (Рисунок09) и А.И. Черкасов (Рисунок10).
Рассказывается, в каких воинских частях преимущественно служили “Первенцы свободы”, в каких войнах принимали участие и где сложили голову.
УЧИТЕЛЬ: Всего их было сослано на Кавказ в разное время 60 человек. Они служили в Екатеринодаре, крепости Грозной, Дербенте. Изредка бывали в Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске. Также были направлены сюда и рядовые солдаты и матросы. Их бросили в самые горячие точки Кавказа, где шла война с горцами. Все они были обречены на уничтожение: климат ужасный, желтая горячка косила людей, много больных, еще больше умерших среди диких аулов. Михаил Муравьев-Апостол вел списки погибших товарищей:
Коновницын – во Владикавказе от холеры;
Корнилович – в Темир-хан Шуре от горячки;
Берстиль – на Кавказе, изрублен;
Бестужев – убит под Адлером;
Одоевский – на Кавказе, на берегу моря;
Лихарев – убит на Кавказе в сражении.
Они осуждали завоевательную политику царизма на Кавказе, понимали, что царизм несет гнет и бесправие народам.
Все Черноморье окружено было болотами и разливом реки Кубань. Тьма комаров и мошек кишили в камышах и страшно надоедали своими укусами. Жители необразованны, мало кто грамотен. Станицы окружены рвом и плетнем, у главных ворот – пушка, а весной – осенью непроходимая грязь, что сообщение прерывается, а на некоторых улицах ездят на лодках. Командованию запрещено было хвалить декабристов, награждать, была организована система доноса, даже в гостиной в семейном кругу, при приеме гостей, кто-то, да и шпионил. Мелочные придирки: длинные волосы – либерал, борода – либерал, длинное пальто – якобинец. Читать иностранные книги запрещалось. Декабристы не только участвовали в за кубанских походах, но и возводили укрепления (Рисунок11). Так, В. Голицын, С Кривцов, С. Палицын продвигались в 1834 – 1836 гг. по такому военно-строительному маршруту: Ольгинский редут – Абинское укрепление (Рисунок13), Геленджик – Абинское укрепление – Ольгинский редут – Ивановское куренное селение – Ольгинский редут – Абинское укрепление – Александровское укрепление– Анапа и Суджук Кале (Константиновское укрепление) – Ольгинский редут.
В 1838 – 1839 гг. декабристы С. Кривцов, К. Игельстром, А. Вегелин, Ф. Ордынский, А. Одоевский, Н. Лорер, М. Нарышкин, М. Назимов, Н. Загорецкий и другие участвовали в десантных операциях на восточном побережье Черного моря. После занятия плацдармов на берегу у устья рек они строили укрепления создаваемой в то время Черноморской береговой линии (Головинского, Лазаревского, Михайловского (Рисунок12), Ново-Троицкого и др.) Нарышкин М. участвовал вместе с братьями Беляевыми в сооружении укреплений Лабинской линии, возведении новых станиц Чамлыкской и Лабинской. Постоянным местом пребывания М.М. Нарышкина на Кубани была ст. Прочноокопская (Рисунок14). При строительстве укреплений и дорог на восточном побережье Черного моря использовались знания и опыт М.А. Назимова, который изобрел походный мост специально для бурных кавказских рек.
Жизнь декабристов была очень однообразной, счастливыми же были минуты встречи с друзьями. Любили они посидеть у костра, слушая солдатские песни, любили смотреть казацкие хороводы, ведь кубанцы отличались живостью и весельем:
Скажите мне, как прожили вы там,
Что грустного в душе вы сохранили
И как тепло взывали к небесам?
Скажите, сколько горьких слез пролили?
ДЕТИ: опережающее задание о жизни и деятельности декабристов на Кубани Дмитрия Александровича Арцыбашева, Александра Александровича Бестужева, Александра Ивановича Одоевского. Михаила Михайловича Нарышкина.
УЧИТЕЛЬ: сообщает о неоценимом вкладе декабристов в судьбе России и Кубани, заканчивая словами:
И будет подвиг твой свободный
Святыней в памяти народной
На все грядущие года.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Викторина (учитель)
- Назовите декабристов-участников Отечественной войны 1812 г.
- Назовите места в нашем районе, связанные с декабристами.
- Кто из жен декабристов последовал за своими мужьями в Сибирь'?
- Кто такой Милорадович? Каховский?
- Кто из декабристов был поэтом?
Во внеурочное время организовать посещение музея ст. Прочноокопской (Рисунок15).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Трехбратов Б.А. Новая история 8 класс. Главы. 5, 1,2, Родная Кубань, стр. 97-101.