Декабристы на Кубани

Разделы: История и обществознание


ВИД УРОКА: Изучение нового материала.

ФОРМА УРОКА: Историко-художественный устный журнал.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Учащиеся должны повторить изученный по истории России материал по теме “Декабристы”.
  2. Активизировать изучение и закрепление исторических событий, фактов и их хронологию, связанных с темой “Декабристы на Кубани”.
  3. Учащиеся должны интегрировать знания, полученные на уроках истории, литературы, кубановедения.
  4. Формировать у учащихся гражданственность, интерес к судьбе Отечества.
  5. Воспитывать у учащихся патриотических чувств, любовь к своей Родине, своему краю.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

  1. Литературная композиция: плакат, книги, “Полярная звезда” (Рисунок 01).
  2. Высказывание В.И. Ленина, А.И. Герцена о декабристах.
  3. Портрет А.С. Пушкина с текстом (отношение его к восстанию).
  4. Викторина.
  5. Музыка “Не слышно шуму городского”.
  6. Портреты декабристов.

ПЛАН УРОКА:

  1. Вступительное слово.
  2. Чем было вызвано восстание декабристов?
  3. Стихотворение А. Маркова “Декабристы”
  4. Формирование взглядов декабристов.
  5. Восстание декабристов.
  6. Стихотворение неизвестного автора декабристам 1830 г.
  7. Декабристы на Кавказе и Черномории.
  8. Стихотворение памяти декабристов.
  9. Жизнь и деятельность Арцыбашева Д.А., Бестужева А.А., Одоевского А.И., Нарышкиной М.М.
  10. Викторина.
  11. Посещение краеведческого музея ст. Прочноокопской.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в декабре 1825 года Россия впервые видела движением против самодержавия, оно проявилось в двух вооруженных выступлениях – 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге и 29 декабря на Украине и вошло в историю под общим названием – восстание декабристов. Это событие положило начало дворянского этапа освободительного движения. Презрев дворянские привилегии и поняв, что эти привилегии стали злом и задерживают национальное развитие России, участники восстания выступают против крепостничества и самодержавия.

Ребята, перед всеми кто знакомится с восстанием декабристов, встает вопрос: почему знатные богатые люди, представители господствующего класса выступили против самодержавия и дворянских привилегий, подвергли свою жизнь смертельному риску?

Поэт А. Марков в стихотворении “Декабристы” пишет об этом: (опережающее задание ученику)

А могли бы, могли декабристы
На Сенатскую не выходить
И не брать себе жребий тернистый
Кандалами детей не будить.
Как же так не подумали сразу,
Что у каждого сын или дочь,
И от них, как от страшной проказы
Убегать будут многие прочь?
Отчего ж на Сенатскую вышли?
Не хватило что ль, царских щедрот?
Надоели покой и затишье?
Не пугал роковой эшафот?
Нет обиды и тяжкие слезы
Разоренных дотла деревень
Собирала грядущие грозы
Приближая возмездия день.
Не могли, не могли декабристы
На Сенатскую не выходить
Не избрать себе жребий тернистый
Кандалами детей не будить!

УЧИТЕЛЬ: Чем же было вызвано восстание декабристов? Что оказало влияние на их мировоззрение. Чтобы ответить на эти вопросы давайте с вами вспомним:

  1. Когда родились декабристы?
  2. Какая была у них жизнь?
  3. Какое образование они получили?
  4. Что они видели с детства в России (несправедливость, крепостное право).
  5. Где искали они ответы на свои вопросы?
  6. Что читали?
  7. О чем мечтали некоторые декабристы?
  8. Принимали ли они участие в Отечественной войне 1812 года?

После чего ребята дают ответ на вопрос: Каковы основные причины, повлиявшие на мировоззрение декабристов? (тяжелое положение народа, произвол властей, господство самодержавия, реакция, рост национального самосознания народа, патриотический подъем 1812 года, передовые идеи французских просветителей).

УЧИТЕЛЬ: Ребята на вопрос чем же было вызвано восстание декабристов? Ответ дали сами декабристы (Пестель, Каховский. Бестужев, Орлов)

(Дается опережающее задание нескольких учащимся).

ДЕТИ:

  • Пестель на следствии говорил: “Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало”.
  • Каховский писал: “Выгоды казны совершенно не согласны с выгодами народа”.
  • Александр Бестужев писал о крепостных после 1812 года: “Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа”.
  • Орлов: Революции в Западной Европе занимали большое место в наших разговорах.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы с вами вспомнили причины восстания декабристов. А теперь вспомните, пожалуйста, повод, ход и итоги восстания.

(Дети называют повод, ход и итоги восстания, т.к. тема “Декабристы” изучается в 8 классе по истории России)

УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, восстание декабристов закончилось поражением, многих сослали в Сибирь, многих на Кавказ где царизм хотел сгноить декабристов, но то, что они сделали, будет жить вечно в наших сердцах. Вот что пишет в 1830 году неизвестный автор декабристам:

Над вашей памятью кровавой
Теперь лежит молвы позор;
На ней поэт, венчанный славой,
Остановить не смеет взор.
Ваш враг могучий торжествует
Щадит его судьбы закон.
Лишь власти страсть его волнует
И, кажется, незыблем трон.
Но вы погибли не напрасно;
Всё, что посеяли, взойдет;
Чего желали вы так страстно
Всё, всё исполнится, придет!
Иной восстанет грозный мститель,
Иной восстанет мощный род:
Страны своей освободитель,
Проснется дремлющий народ.
В победный день, в день славной тризны
Свершится роковая месть,
И снова пред лицом Отчизны
Заблещет ярко ваша честь.

Учитель дает информацию о времени прибытия декабристов на Кубань. В числе первых (1826 – 1827 гг.) называются Арцыбашев Д.А., Вольховский В.Д., Цербиков Н.Р., которые миновали Сибирь. С 1829 года прибыли на Кубань декабристы, которые некоторое время отбывали наказание в Сибири: А.А. Бестужев-Марлинский (Рисунок03), В.М Голицын, B.C. Толстой, СИ. Кривцов (Рисунок04). С 1833 – 1835 гг. – прибыли: П.А. Катенин (Рисунок05), СМ. Палицын, К.Г. Игельстром (Рисунок06). Наибольшее количество декабристов приехало на Кавказ в 1837 г: А.И. Вегелин, Ф.В. Ордынский, Н.И. Лорер (Рисунок02), М.М. Нарышкин (Рисунок07), М.А. Назимов (Рисунок08), В.Н. Лихарев (Рисунок09) и А.И. Черкасов (Рисунок10).

Рассказывается, в каких воинских частях преимущественно служили “Первенцы свободы”, в каких войнах принимали участие и где сложили голову.

УЧИТЕЛЬ: Всего их было сослано на Кавказ в разное время 60 человек. Они служили в Екатеринодаре, крепости Грозной, Дербенте. Изредка бывали в Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске. Также были направлены сюда и рядовые солдаты и матросы. Их бросили в самые горячие точки Кавказа, где шла война с горцами. Все они были обречены на уничтожение: климат ужасный, желтая горячка косила людей, много больных, еще больше умерших среди диких аулов. Михаил Муравьев-Апостол вел списки погибших товарищей:

Коновницын – во Владикавказе от холеры;
Корнилович – в Темир-хан Шуре от горячки;
Берстиль – на Кавказе, изрублен;
Бестужев – убит под Адлером;
Одоевский – на Кавказе, на берегу моря;
Лихарев – убит на Кавказе в сражении.

Они осуждали завоевательную политику царизма на Кавказе, понимали, что царизм несет гнет и бесправие народам.

Все Черноморье окружено было болотами и разливом реки Кубань. Тьма комаров и мошек кишили в камышах и страшно надоедали своими укусами. Жители необразованны, мало кто грамотен. Станицы окружены рвом и плетнем, у главных ворот – пушка, а весной – осенью непроходимая грязь, что сообщение прерывается, а на некоторых улицах ездят на лодках. Командованию запрещено было хвалить декабристов, награждать, была организована система доноса, даже в гостиной в семейном кругу, при приеме гостей, кто-то, да и шпионил. Мелочные придирки: длинные волосы – либерал, борода – либерал, длинное пальто – якобинец. Читать иностранные книги запрещалось. Декабристы не только участвовали в за кубанских походах, но и возводили укрепления (Рисунок11). Так, В. Голицын, С Кривцов, С. Палицын продвигались в 1834 – 1836 гг. по такому военно-строительному маршруту: Ольгинский редут – Абинское укрепление (Рисунок13), Геленджик – Абинское укрепление – Ольгинский редут – Ивановское куренное селение – Ольгинский редут – Абинское укрепление – Александровское укрепление– Анапа и Суджук Кале (Константиновское укрепление) – Ольгинский редут.

В 1838 – 1839 гг. декабристы С. Кривцов, К. Игельстром, А. Вегелин, Ф. Ордынский, А. Одоевский, Н. Лорер, М. Нарышкин, М. Назимов, Н. Загорецкий и другие участвовали в десантных операциях на восточном побережье Черного моря. После занятия плацдармов на берегу у устья рек они строили укрепления создаваемой в то время Черноморской береговой линии (Головинского, Лазаревского, Михайловского (Рисунок12), Ново-Троицкого и др.) Нарышкин М. участвовал вместе с братьями Беляевыми в сооружении укреплений Лабинской линии, возведении новых станиц Чамлыкской и Лабинской. Постоянным местом пребывания М.М. Нарышкина на Кубани была ст. Прочноокопская (Рисунок14). При строительстве укреплений и дорог на восточном побережье Черного моря использовались знания и опыт М.А. Назимова, который изобрел походный мост специально для бурных кавказских рек.

Жизнь декабристов была очень однообразной, счастливыми же были минуты встречи с друзьями. Любили они посидеть у костра, слушая солдатские песни, любили смотреть казацкие хороводы, ведь кубанцы отличались живостью и весельем:

Скажите мне, как прожили вы там,
Что грустного в душе вы сохранили
И как тепло взывали к небесам?
Скажите, сколько горьких слез пролили?

ДЕТИ: опережающее задание о жизни и деятельности декабристов на Кубани Дмитрия Александровича Арцыбашева, Александра Александровича Бестужева, Александра Ивановича Одоевского. Михаила Михайловича Нарышкина.

УЧИТЕЛЬ: сообщает о неоценимом вкладе декабристов в судьбе России и Кубани, заканчивая словами:

И будет подвиг твой свободный
Святыней в памяти народной
На все грядущие года.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Викторина (учитель)

  1. Назовите декабристов-участников Отечественной войны 1812 г.
  2. Назовите места в нашем районе, связанные с декабристами.
  3. Кто из жен декабристов последовал за своими мужьями в Сибирь'?
  4. Кто такой Милорадович? Каховский?
  5. Кто из декабристов был поэтом?

Во внеурочное время организовать посещение музея ст. Прочноокопской (Рисунок15).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Трехбратов Б.А. Новая история 8 класс. Главы. 5, 1,2, Родная Кубань, стр. 97-101.

Рисунки