Урок окружающего мира "Разнообразие животного мира"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: обобщение имеющихся знаний о группах животных

Задачи:

  1. Обобщить имеющиеся знания детей о группах животных; учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею; формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу;
  2. Развивать творческую активность, речь, память, внимание, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.
  3. Формирование УУД:
    • Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности; развитие способности к самооценке.
    • Регулятивные: умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку; адекватная оценка правильности выполнения действий.
    • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации по данной теме с помощью учителя; знаково-символическое моделирование; простейшая классификация изученных объектов природы на основе их существенных признаков; составление таблиц.
    • Коммуникативные: умение слушать учителя и товарищей, задавать вопросы и отвечать на них; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения.

План урока:

  • стадия вызова – мотивация учебной деятельности, составление фишбоуна, формулировка темы по ключевым словам, групповая работа «Классификация», «Дискуссия», составление кластера по теме на доске, индивидуальная работа «Таблица верных и неверных утверждений».
  • стадия осмысления – работа с текстом, его маркировка, составление «толстых» и «тонких» вопросов, физминутка - игра «Ноев ковчег», игра «Лови ошибку».
  • стадия рефлексии – исправление и дополнение кластеров, сочинение синквейна (работа в группах), самооценка, разноуровневое домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Стадия вызова
(мотивация учебной деятельности) Прочтите цитату и объясните, как вы понимаете ее смысл (слайд 1)
Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Сегодня мы будем размышлять, учиться высказывать свою точку зрения, оценивать свои знания.
Чтобы лучше запомнить какой-то материал, нужно поразмышлять над ним.
(работа в парах)
«Составление фишбоуна»
Каждая пара получает лист бумаги с фишбоуном с записанными зашифрованными словами:
(
приложение 1)
– Мыслить, размышлять.
  – Расшифруйте слова:

Плаче
Ласкаточ
Капр
Рафжи
Бажа
Явкапи
Санана
Уткили
Кар
Укпа
Кродилко

– Какие слова были зашифрованы?
– Проверьте, такой ли фишбоун у вас получился? (слайд 2)
– Найдите лишнее слово.
– Аргументируйте свой ответ.
(расшифровывают слова, записывая их в фишбоун)
(пчела);
(ласточка);
(карп);
(жираф);
(жаба);
(пиявка);
(ананас)
(улитка);
(рак);

(паук);
(крокодил)


– Ананас.
– Ананас относится к царству растений, а все остальные слова к царству животных.
"Ключевые слова" – Как называется наука о животных? (слайд 3)
– А можно перечислить всех представителей царства животных?
– Используя «ключевые слова», сформулируйте тему нашего урока.
(животные, разнообразие, мир) (слайд 4)
– Наука о животных называется зоология.

– Нет. Их очень много.

– Тема нашего урока: «Разнообразие животного мира».
Групповая работа
«Классификация»
Да, верно. Мы будем говорить о разнообразии животных.
– Разделимся по рядам и попробуем распределить животных по группам.
– Какие группы у вас получились?
(слайд 5)
– По какому признаку вы их так разделили?
– Дикие и домашние.


– По среде обитания.
«Дискуссия»
– А к какой группе мы отнесем животных живого уголка, например попугая, черепаху?
– Наши мнения разделились, значит, данная классификация не удобна. Есть такие животные, которых трудно отнести к данным группам.
– Посмотрите следующий слайд и скажите, на какие еще группы можно поделить животных? (слайд 6)
– По какому признаку мы их разделили?
– А к какой группе мы отнесем комара, муравьеда?
Значит эта классификация нам тоже не подходит.
– А еще, на какие группы можно разделить всех животных? (слайд 7)
– По какому признаку мы разделили эти группы?
(мнения детей различны)
– К домашним, потому что они живут у нас дома.
– К диким, потому что они могут жить в природе без помощи человека.
– Хищники, растительноядные, всеядные.
– По способу питания
(мнения детей различны)
– Птицы, рыбы, звери, насекомые.
«Составление кластера» – Давайте составим кластер: «Классификация животных по их строению»
– Вот эту классификацию мы с вами рассмотрим более подробно.
– По их строению.
(дети по одному подходят к доске и чертят составляющие кластера)
(индивидуальная работа)
«Таблица верных и неверных утверждений»
В связи с темой нашего урока прошу заполнить вас таблицу верных и неверных утверждений. Если утверждение вам кажется верным, в 1 колонке пишите букву В, если утверждение неверное, то пишите букву Н. (приложение 2)
– Пиявки относятся к группе – черви.
– Иглокожие имеют мягкое тело, защищенное раковиной.
– Паукообразные имеют восемь ног.
( четыре пары).
– Тело земноводных покрыто чешуёй.
– Пресмыкающиеся. Это животные, которые ползают
(Заполняют первый столбик самостоятельно.)
2. Cтадия осмысления (работа с текстом, его маркировка)
  – Прочтите текст на страницах учебника 90 – 92 и выделите инсерт – читая текст, делайте пометки по ходу чтения на полях
«V» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопрос
(слайд 8)
– Прочитав текст еще раз, вернитесь к своим предположениям, вспомните, что предполагали раньше, возможно число значков увеличится.
(Читают текст, делают пометки по ходу чтения на полях)
Составление «толстых» и «тонких» вопросов
– Составьте «толстые» и «тонкие» вопросы (слайд 9) «Тонкие» вопросы
– Какие животные называются одноклеточными?
Чем дышат рыбы?
«Толстые» вопросы
Почему кузнечик относится к беспозвоночным животным?
– В чем различие иглокожих и моллюсков?
Продолжение работы в таблице утверждений. – Заполните последний столбик таблицы. – Сравнивают утверждения до и после чтения.
Физминутка
Игра «Ноев ковчег»
Игра «Ноев ковчег» (слайды 10-14)
Давным-давно случился на земле Всемирный потоп, и Бог, чтобы спасти жизнь на Земле, разрешил Ною построить ковчег (большой корабль) и взять туда по паре животных. Вы должны в парах изображать животных, показанных на слайдах, мимикой, жестами, походкой.
(Изображают животных, показанных на слайдах, мимикой, жестами, походкой.)
Игра
«Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает материал, (информация на слайдах 15-26) содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
( задание содержит в себе ошибки 2 уровней:
– явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
– скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.)
Учащиеся анализируют предложенный материал, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
3. Стадия рефлексии (исправление и дополнение кластеров)
  Давайте вместе исправим и дополним кластер, используя полученные знания. (Исправляют и дополняют кластер.)
Сочинение синквейна
(работа в группах)
Синквейн — это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Приступаем к творческой работе. Составим рассказ о вашей группе животных. Для этого понадобятся маленькие конвертики – взяли их.
(В маленьких конвертах находятся заготовки для составления синквейна) (приложение 3)
Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором будет составлен синквейн:

 1._______________
 2._______________
 3._______________
 4._______________
 5._______________

– Найти существительное и приклеить его рядом с цифрой 1.
– Найти два глагола и приклеить их рядом с цифрой 2.
– Найти три прилагательных и приклеить их рядом с цифрой 3.
– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.
– Передать одним словом свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ. Запишите его под цифрой 5.
Представляют по группам полученный синквейн.
1. насекомые
2. удивительные, многоглазые 
3. жужжат, стрекочут, порхают 
4. Насекомых насчитывается больше миллиона.
5. интересно 
1. птицы
2. голосистые, разноцветные 
3. чирикают, крякают, щебечут 
4. Птицы – покорители воздушного океана. 
5. увлекательно
1. рыбы 
2. длинные, круглые 
3. плавают, мечут, молчат 
4. Колечки чешуи – возраст рыбы. 
5. заинтересовало
1. звери 
2. изящные, крылатые 
3. рычат, мяукают, пыхтят 
4. Звери – разные внешне существа. 
5. интересно
Самооценка – Наш урок подошел к концу. Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
(слайд 27)
Я узнал…
Я научился…
Я понял…
– А для чего вам могут пригодиться эти знания в жизни?
– Какие виды работы вам больше всего понравились?
Что вам дала совместная работа в группах?
– Оцените свое отношение к уроку. Если вам понравился урок и вызвал у вас хорошее позитивное настроение – покажите красный кружок, если урок не очень понравился – желтый кружок, если в течение урока у вас упало настроение – покажите зеленый кружок (слайд 28)
Обсуждение самооценки деятельности. Проговаривание ошибок и неудач.
(ответы детей)



– В группе работать легче, если что-то не получается, можно попросить у товарища помощи.

Ребята показывают соответствующий кружок.

Разноуровневое домашнее задание по выбору.
  1 уровень – учебник с. 89-92 тетрадь с. 40 № 1, 2 – пронумеруй
2 уровень – с. 89-94, с.95 выполнить задание, тетрадь с. 42 № 3, 4, 5 (использование атласа-определителя)
3 уровень – учебник с. 89-94, тетрадь с. 43 № 6 (использование книги «Зеленые страницы» - сообщение о животных), составить синквейн.