Одна из проблем, с которой сталкиваются воспитатели ДОУ и родители при поступлении ребенка в детский сад – это его адаптация в новой среде. В связи с этим у ребенка и родителей возникает масса проблем.
Как отмечает К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева “в период адаптации у ребенка происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и т.д.”
Чтобы переход ребенка из семьи в детский сад проходил более плавно, на базе ДОУ стали открываться Центры Игровой Поддержки Ребенка(ЦИПР).
На базе ГОУ д/с № 2463 в 2011 году стал осуществлять свою деятельность ЦИПР для детей от года до двух лет.
Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по “Программе воспитания и обучения детей в детском саду” под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. А также, наряду с комплексной программой мы используем парциальную программу воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ “Кроха” Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой.
Нашей целью стало: – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
Были определены задачи ЦИПР:
- оказание содействия в социализации детей раннего возраста посредством организации игровой деятельности;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, а также их обучение способам применения различных видов игровых средств;
- формирование у детей чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
- 5. взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.
При планировании воспитательно-образовательной деятельности ЦИПР нами был разработан перспективный план работы на каждый квартал:
Сроки | Задачи по работе с родителями | Задачи по работе с детьми | Образовательный блок |
1 | 2 | 3 | 4 |
I квартал | Адаптация к условиям совместной работы с педагогами и
другими членами группы путем включения родителей в совместную
деятельность. Развитие интереса к различным методикам и технологиям воспитания и развития ребенка. |
Адаптация к условиям группы; установление
эмоционального контакта. Формирование мотивации на взаимодействие путем вовлечения детей в игровые упражнения. Формировать потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем. |
Сентябрь: – вызвать интерес к совместно йдеят-ти с педагогом; познакомить детей с предметами ближайшего окружения. Октябрь:
Ноябрь:
|
В ЦИПРе используются следующие формы организации образовательного процесса:
- Подгрупповые игры-занятия с детьми: для ознакомления с окружающим миром, по развитию речи и сенсорики, изобразительной деятельности, по развитию движений, по музыкальному воспитанию;
- Индивидуальные занятия с психологом;
- Спортивные и музыкальные досуги;
- Консультации для родителей.
Игры-занятия с детьми проводятся в присутствии одного из родителей, на которых родитель является активным участником образовательного процесса. На наших занятиях родители (законные представители) на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком раннего возраста.
Дети находятся в детском саду 1 час. Однако, с детьми раннего возраста можно проводить образовательную деятельность длительностью не более 10 минут. В связи с этим чтобы увеличить время воспитательно-образовательной деятельности, и при этом не перевозбудить нервную систему детей, нами были разработаны конспекты комплексных игровых занятий. Каждое игровое занятие содержит несколько различных видов деятельности: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, рисование и т.д.Смена деятельности помогает сохранить внимание детей и снимает утомляемость.
Все игровые занятия объединены одним сюжетом, что делает переход от одного вида деятельности к другой тематически логичным.
Приведем пример одного из занятий:
Развитие речи .Тема: “Лошадка”.
1. Основная часть.
Детей встречает воспитатель с надетой на руку лошадкой (перчаточный театр). Приветствует детей.
Воспитатель: К нам в гости сегодня прискакала лошадка и принесла с собой портрет своей семьи (воспитатель показывает картину “Лошади на лугу”).
– Рассматривание картины: Лошади
Воспитатель: Дети , посмотрите кто здесь пасется на лугу? Большая мама лошадь, папа конь и маленькие детки жеребятки. (Воспитатель сопровождает речь показом каждого животного и интонационно выделяет слова большие и маленькие.)
Воспитатель предлагает детям самим показать на картине больших лошадей и маленьких жеребят.
Звучит музыка и в группу ввозят лошадку-качалку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам прискакал? Правильно ,лошадка! Давайте к ней подойдем, погладим ее по гриве.
– Посмотрите какие у нее большие глаза. Покажите где у лошадки глазки? А у вас?
– Посмотрите, какие длинные ножки у лошадки! А вот и пушистый длинный хвост. (Каждому ребенку предлагается потрогать и найти хвост у лошадки, гриву, ножки и т.д.)
– Я вам сейчас прочитаю стихотворение про нашу гостью.
2. Чтение стихотворения А.Барто “Лошадка”(показ лошади-качалки).
Я люблю свою лошадку,
Причешу ее шерстку гладко,
Гребешком приглашу хвостик
И верхом поеду в гости!!
Что бы кататься на лошадке ее нужно покормить овощами и фруктами :раздача ведерок каждому ребенку: нужно собрать овощи ,фрукты в ведро .
Воспитатель: Молодцы, покормили нашу лошадку!
Мы с вами ребята тоже поедем кататься на лошадке. (Мамы сажают детей на колени.)
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровненькой дорожке, на одной ножке.
По кочкам ,по кочкам – в ямку бух!!
3. Подвижные игры под музыку.
а) А теперь мы с вами превратимся в жеребят. Под музыку будем резвиться как лошадки: раздаем лошадок на палке. Лошадки ходят по лугу и щиплют травку, резвятся и бегают.
Артикуляционная гимнастика : цоканье язычком.
б) Лошадки любят когда их украшают лентами, а так как мы тоже лошадки и мы будем танцевать с лентами.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами так быстро бегали, как настоящие лошадки! И нам с вами нужно немного отдохнуть.
4. Работа с конструктором “ЛЕГО”.
Дети садятся на пол.
Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек (в нем лежат лошадки, раздать детям).
– Лошадки пасутся на лугу, а что бы они не убежали нужно сделать загончик.
После игр с конструктором воспитатель прощается с детьми.