Программа адаптационной группы "Кроха" для семей с детьми, готовящимися к поступлению в дошкольное образовательное учреждение

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Малыш, впервые переступая порог дошкольного учреждения, попадает в совершенно новый незнакомый мир. Трудности адаптации к новым условиям связаны, прежде всего, с разлукой (пусть и кратковременной) с мамой – самым близким человеком. Кроме того, малыш испытывает страх перед незнакомыми людьми, незнакомыми ситуациями общения, к иному режиму организации жизни и деятельности, другой обстановке. Поэтому облегчение периода адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами ДОУ. Под адаптацией принято понимать приспособление организма к новым условиям среды. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения становится настоящим испытанием не только для малыша, но и для членов его семьи. В последние годы наблюдается рост факторов, осложняющих адаптационный период. Среди них, патология беременности и родов, частые соматические и хронические заболевания ребенка, вредные привычки и характерологические особенности родителей, характер межличностных отношений в семье, неправильный режим дня и т.д. Именно поэтому подготовку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение необходимо проводить не только с детьми, но и с родителями. Чтобы облегчить процесс адаптации, предупредить возникновение адаптационного синдрома, а также поделиться с родителями педагогическими знаниями о воспитании и обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста, была разработана программа адаптационной группы кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Цель программы: обеспечение условий для успешной адаптации посредством объединения усилий семьи и педагогов.

Задачи программы:

  1. Способствовать успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, формировать положительный настрой на посещение дошкольного образовательного учреждения.
  2. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
  3. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста, через организацию совместной деятельности взрослых и детей.
  4. Способствовать установлению партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями будущих воспитанников на основе субъектной позиции социального партнерства.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  2. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  3. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  4. Ослабление адаптационного синдрома при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Особенности реализации программы.

Первая встреча проходит без непосредственного участия детей. Педагоги ДОУ знакомятся с родителями, проводят первичное анкетирование. Знакомят родителей с образовательной программой, реализуемой в образовательном учреждении, традициями ДОУ, а также особенностями осуществления воспитательно-образовательного процесса. Затем родителей вместе с детьми приглашают на подгрупповые занятия, которые проводят специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель изобразительной студии, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) совместно с воспитателями группы. Занятия проводятся на базе ДОУ в дневное время, возможно в выходные дни. Каждое занятие длится 8–10 минут. Затем обязательно следует смена деятельности, что не дает малышам почувствовать усталость. В конце каждой встречи специалисты ДОУ проводят с родителями консультативные беседы, оформляют информационные проспекты, стенды, выставки, иллюстрирующие воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. План мероприятий адаптационной группы составлен таким образом, чтобы дети и родители могли познакомиться с особенностями работы по всем четырем направлениям развития малыша: физическим, познавательно-речевым, социально-личностным и художественно-эстетическим. Приложение 1.

Содержание программы делится на блоки:

1. Знакомство с правилами поведения в ДОУ. Педагоги знакомят детей с ритуалом приветствия, прощания, учат общаться с окружающими детьми и взрослыми. А также с гигиеническими требованиями – мыть руки, убирать игрушки, складывать одежду в шкаф, ставить стул и т.д. При этом педагоги стараются вызвать положительное отношение детей и родителей к соблюдению необходимых правил поведения в детском коллективе.

2. Музыкально-художественная деятельность детей. Как правило, дети впервые знакомятся с музыкальными инструментами, учатся слышать музыку, двигаться под музыку. Педагоги побуждают детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям.

3. Продуктивная деятельность, в ходе которой педагог способствует развитию сенсорных ориентировок, содействует появлению ассоциативных образов. Вызывается интерес к художественному творчеству. Приложение 2.

4. Двигательная деятельность. Развитие движений – детей упражняют в ходьбе, удержании равновесия, бросании и ловле, лазанье, прыжках, беге. Главной задачей педагогов является развивать положительный настрой на занятия физкультурой, тренировать малышей правильно взаимодействовать во время двигательной деятельности.

5. Предметная деятельность – ведущая деятельность в раннем возрасте. Малыши знакомятся с понятиями “количество, форма, цвет”, учатся группировать предметы, учатся использовать вспомогательные средства, простейшие орудия. Действия взрослых направлены на то, чтобы вызвать интерес ребенка к различным предметам и материалам, желание их исследовать, действовать с ними. Учат малышей действовать индивидуально и элементарно взаимодействовать с другими по поводу игрового материала.

6. Коммуникативная деятельность. Педагоги содействуют развитию понимания речи, а также вызыванию речевой реакции. Пополняют активный словарь малыша на основе расширения представлений об окружающей действительности.

7. Игровая деятельность. Педагоги создают условия для наглядного познания ребенком окружающего мира. Учат детей отражать в игровой деятельности смысловые связи, обыгрывать доступные пониманию сюжеты под руководством взрослого, отражая в сюжете отдельные игровые действия.

8. Восприятие художественной литературы. Вид деятельности, который используется в интеграции с другими видами детский деятельности.

9. Консультации для родителей.

Чтобы облегчить процесс адаптации, предупредить возникновение адаптационного синдрома, нужно поделиться с родителями педагогическими знаниями о воспитании и обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста, познакомить их с возможными трудностями адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, дать советы по их предупреждению и преодолению. При этом учитывается то, что необходимо не только познакомить родителей с теоретическими аспектами, но научить практическим приемам организации детской деятельности и совместной деятельности ребенка с взрослым. Приложение 3. Каждая встреча включает содержание нескольких блоков. В реализации программы принимают активное участие воспитатели группы, а также специалисты дошкольного образовательного учреждения – педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель изобразительной студии, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Родителям предлагается по желанию принять участие в организованной деятельности педагогов с детьми. Вниманию родителей предлагается консультация специалиста по соответствующему направлению развития дошкольников раннего или младшего дошкольного возраста. Для отслеживания результатов реализации программы адаптационной группы проводилось отслеживание степени тяжести прохождения адаптационного периода при поступлении малышей в группу раннего или младшего возраста. Как известно, выделяют три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
– легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней, ребенок адекватно ведет себя в коллективе, нормально кушает, спит;
– адаптация средней тяжести – нарушения поведения нормализуются в течение месяца, наблюдаются признаки психического стресса;
– тяжелая адаптация – длятся от 2 до 6 месяцев, ребенок трудно преодолевает адаптационные процессы, часто болеет, психически неуравновешен, у него нарушен сон, питание.

Результатом реализации программы адаптационной группы стало снижение количества детей с тяжелой и средней степенью адаптации к ДОУ. Если в предшествующий период были получены данные

Группа Количество детей Легкая степень адаптации Средняя степень Тяжелая адаптация
Солнечные лучики 15 87%(13 чел) 13%(2 реб)
Лапушки 10 20%(2 реб) 50% (5 чел) 30% (3 реб)
Капельки 13 77%(10 чел) 23% (3 реб)
Почемучки 18 83%(15 чел) 17% (3реб)
Звездочки 9 44% (4 чел.) 56% (5 чел.)
Смешарики 12 92%(11 чел) 8%(1 реб)
Пчелки 16 94%(15 чел) 6%(1 реб)
Всего 93 75%(70чел) 12%(11чел) 13%(12 дет)

То данные текущего 2011–12 учебного года свидетельствуют, что

Количество детей Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации
22 ребенка 16 детей 3 ребенка 3 ребенка

Также показателем успешности реализации программы адаптационной группы стали результаты анкетирования родителей. Анкетирование родителей показало, что большинство из них (97%) удовлетворены качеством образовательных услуг в ДОУ. Наиболее привлекательным для них является следующие показатели: дети с желанием посещают детский сад; педагогический коллектив обеспечивает достаточный уровень развития ребенка; педагоги организуют взаимоотношения с детьми и родителями на основе диалога и открытости; в ДОУ создается предметная среда, способствующая развитию и комфортному самочувствию детей и родителей; педагоги осуществляют тесную взаимосвязь с семьями воспитанников, используют разнообразные формы взаимодействия. В результате реализации программы между родителями и педагогами складываются доверительные отношения, строящиеся на основе социального партнерства. Обеспечивается открытость педагогического процесса для родителей, способствующая формированию активной родительской позиции.

Приложение 4. Фото.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.
  2. Томашевская Л.В., Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенкова. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду.
  3. Васильева М.А. Игровая деятельность детей как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею.
  4. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.
  5. В.И. Селиверстов “Речевые игры с детьми”
  6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада.
  7. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.
  8. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста.
  9. М.М. Безруких “Сенсомоторное развитие дошкольников”.
  10. Г.С. Швайко “Игры и Игровые упражнения для развития речи”.
  11. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Игры с пальчиками”.
  12. А.Е. Белая, В.И. Мирясова “Пальчиковые игры для развития речи дошкольников”.