Методические рекомендации к проведению урока – Приложение 1.
Рабочая тетрадь – Приложение 2.
Сообщения учащихся – Приложение 3.
Ход урока
Слайд 1 | Предмет: История России. XIX в. Класс: 8. Продолжительность учебного занятия: 90 мин. Тема: Отечественная война 1812 г. |
Слайд 2 | Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: лекция, основанный на использовании технологий развивающего обучения. Оборудование: ПК, карта, презентация, экран. |
Слайд 3 | Литература: 1. Учебник История России 8 класс Данилов. 2. Энциклопедия «Руссика» Мировая история. История России 18-19 век. Книга 1-2. –Москва: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2004. 3. О.Н.Михайлов. Бородино – М.: «Педагогика», 1982. 4. Алла Бегунова. Путь через века. – М.: «Молодая гвардия», 1988. 5. Энциклопедия. Биографии. |
Слайд 4 | Тема сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 г.» |
Слайд 5 | Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с ходом войны, её причинами, сравнить цели воюющих сторон и соотношение сил противников. Оценить роль народа и личности в ходе войны. Оценить значение победы России в войне. Развивающие: развивать мышление, умения работы с текстом, цифровыми данными, схемой, умения анализировать, сравнивать, давать оценку Воспитательные: патриотизм, уважение к историческому прошлому народа. |
Слайд 6 | Познакомьтесь с планом урока на экране. Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Сталинград – они остались навечно в исторической пямяти нашей страны. Это символ священного народного гнева против захватчиков. «Народ убежден, что у себя дома он непобедим. Умирая на поле битвы «за белого царя и пресвятую богородицу, он умирал на самом деле за неприкосновенность русской территории» (А.И. Герцен) Вся Европа дрожала перед Наполеоном. Ему не стоило большого труда завоевать любое государство. Русский народ в 1812 г. не позволил ему этого. «Своими бесчисленными войсками» русские решили падение Наполеона. |
Слайд 7 | Эпиграфом к уроку я взяла слова А.С. Пушкина: «Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.» На мой взгляд, данные слова наиболее точно подчеркивают патриотический характер урока и говорят о неразрывности двух начал: прошлого и настоящего. |
Слайд 8 | Итак, Россия и Франция шли к войне. Вспомните изученный материал и давайте определим, каковы причины войны. Задание: Прочитав слова Наполеона определить причины войны и записать в тетрадь. (Чтение высказываний Наполеона) Беседа по вопросам: 1. Вспомните, что такое континентальная блокада? Между какими государствами она заключена и против кого? 2. Как относился к ней Александр? 3. Так какие же причины вовлекли Наполеона в войну с Россией? Запись в тетрадь: 1. Мировое господство 2. Превращение России в вассальное государство 3. Разгром Англии через Россию |
Слайд 9 | Определить причины войны для России по высказываниям Александра I А теперь прочитаем высказывания Александра и выясним, почему он начал войну. Сделайте запись в тетрадь. Вопрос: 1 .Какая война называется отечественной и что такое патриотизм народа? 2. По высказываниям Александра можно ли назвать его патриотом? 3. Носила ли война России с Францией завоевательний характер? 4. Докажите, аргументируйте ответ, изучив высказывание А. I Записать: 1. Война за освобождение, за независимость. 2. Изгнать захватчика. |
Слайд 10 | Для войны с Россией Наполеон сконцентрировал большие силы. Сравним соотношение сил, работая со слайдом. Россия и Франция много воевали. Давайте посмотрим, были ли готовы они к войне? Сравним численность армий и их состояние. Читаем со слайда: Франция 1 млн. 200 тыс. Опытные генералы Всеобщая воинская повинность Есть боевой резерв Вся Европа работала на Наполеона Вера в Наполеона Россия 590 тыс. Рекрутские наборы Старость, болезни Необходимость держать армию на Юге, на Кавказе 3 армии разбросаны вдоль западных границ Нет единого руководства Россия много воевала Вопрос 1. Были ли стороны готовы к войне? 2. Каково состояние армии Наполеона и Александра I. 3. Кто на ваш взгляд слабее и почему? |
Слайд 11 | Рассматриваем картинки слайдов А вот такой была армия Наполеона в начале века. В «Великой армии» были собраны представители разных европейских стран. Её называли «двунадесяти языкой». Костяк армии составляла старая гвардия, испытанные ветераны наполеоновских войн, не знавшие поражений и безгранично верившие в военный гений своего полководца. Во главе войск стояли прославленные в предыдущих компаниях маршалы. |
Слайд 12 | Рассматриваем картинки слайдов Отношение Р. и Ф. с каждым днем ухудшались. Участие в континентальной. блокаде было обременительно для России. Попытка Наполеона скрепить союз с Александром I через брак с Анной Павловной была неудачной. Александр, вы помните, не захотел отдать свою сестру замуж за Наполеона. В апреле 1811 г. произошел разрыв франко - русского союза. Наполеон не смог втянуть Россию в войну с Турцией. Александр не мог воевать на два фронта.В 1812 г. между Р. и Т. заключен мир. Большую роль в этом сыграл М.И. Кутузов. Заслушиваем сообщение о Кутузове |
Слайд 13 | Итак, война стало неминуема. Наполеон сконцентрировал на границе с Россией огромные силы. Задание: – Сравнить соотношение сил в момент начала войны – на чьей стороне перевес сил, почему? (Работа со слайдом) 640 тысяч воинов, 420 тыс. – в Россию 180 тысяч лошадей 1372 орудия 130 осадных орудий Что мог Александр противопоставить ему? (Работа со слайдом) 590 тысяч воинов, 210 тыс. – против Наполеона 640 орудий |
Слайд 14 | (Автоматически включается музыкальный файл) Итак, 12 июня 1812 года полчища Наполеона без объявления войны вторглись в русские пределы, перейдя реку Неман, которая являлась границей России в данный момент. В приказе по армии Наполеон высокомерно заявлял: «Солдаты, война начата. Рок влечет за собой Россию: её судьбы должны свершиться!» Началась Отечественная война. |
Слайд 15 | Работа с картой-схемой на слайде Какие цели преследовали воюющие стороны? Каковы их планы военной компании? Наполеон говорил: «…Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв Москву, я поражу её в сердце.» Цели воюющих сторон: (Записать в тетрадь) Наполеон: Не дать соединиться силам 1 и 2 русских армий. Разбить их в приграничных боях Открыть путь на Москву и Петербург Заставить Александра подписать мир Через России покорить Англию Наполеон самоуверенно заявлял: «Теперь Барклай и Багратион никогда не увидятся». У Александра нет единого плана военной компании и точных сведений о направлении главного удара противника. Зато было разработано 2 стратегии: разбить неприятеля в приграничных боях и изгнать. Или увлечь вглубь территорий, измотать. Соединившись в районе Витебска, дать генеральное сражение. Русские растянули 3 армии вдоль западных границ. Ими командовали М.Б.Барклай- де- Толли, А. П.Тормасов, П.И. Багратион. (Запись в тетрадь) Александр: 1. Разбить в приграничных боях и изгнать 2. Или увлечь вглубь России, измотать. Соединиться в районе Витебска, дать генеральное сражение |
Слайд 16 | Наполеон высоко ценил боевой дух русской армии. «Русская армия – это львы, которыми командуют бараны, а французская, напротив, – это бараны, которыми командуют львы», – говорил он. Действительно ли так плохи наши генералы? Давайте заслушаем небольшие сообщения о М.Б. Барклай-де-Толли, А.П. Тормасове, П.И. Багратионе. (Заслушать сообщения о русских полководцах) |
Слайд 17 | Как только началась война, русский народ поднялся на защиту Отечества. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие…», – писал Л. Толстой. Крестьяне нападали на войска, отбивали фураж и обозы. Они убивали вражеских фуражиров. Брали в плен солдат. |
Слайд 18 | Вслед за русскими войсками народ уходил из своих населенных пунктов, бросая имущество. Французы голодали, начался падеж лошадей. Большую роль в войне сыграли партизанские отряды Курина. |
Слайд 19 | Василисы Кожиной, которая вооружила свой отряд и не давала неприятеля ни минуты покоя. Гусар А.Фигнер собирал сведения о продвижении врага и, даже, хотел убить Наполеона. Послушаем сообщение о любимце Пушкина гусаре и поэте Денисе Давыдове. (СООБЩЕНИЕ) |
Слайд 20 | Александр понимал, что сил армии не хватает. Поэтому он издает Рескрипт о формировании народного ополчения. Тысячи людей взялись за оружие. Русская армия отступала. Солдаты недовольны действиями Барклая-де-Толли. Его обвиняют в предательстве, он даже хотел покончить жизнь самоубийством. Соединиться в районе Витебска не удалось, армии отступают к Смоленску. Начинаются разногласия Барклая-де-Толли и Багратиона. 22 июля обеим армиям удалось соединиться в районе Смоленска. Здесь состоялось грандиозное сражение, Наполеон потерял 20 тысяч. Но Барклай-де-Толли после нескольких дней сражений приказал продолжить отступление. |
Слайд 21 | Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение. Французы, потеряв 20 000 солдат, заняли город только тогда ,когда русское командование сочло его дальнейшую оборону бессмысленной и отдало приказ возобновить отступление. Гиперссылка на видео (В видеофрагменте на 2. 15 сек – Смоленское сражение) |
Слайд 22 | Чтобы разрядить конфликтную ситуацию в армии, Александр решает назначить нового главнокомандующего. Но кого? Барклая? Он предатель, по мнению народа. Багратиона? Молод да и в ссоре с Барклаем. Но есть еще один человек, это М.И. Кутузов, которого не любит сам Александр ещё с Аустерлица. А. Пушкин писал о нем: «Сей идол северных дружин, Маститый страж страны державной, Смиритель всех её врагов, Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов» Народ боготворил Кутузова, а Александр, назначая его, сказал: «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки!» – Новый главнокомандующий едет в армию. «Пришел Кутузов бить французов». Он хотел дать сражение под Смоленском, но к моменту его приезда, Смоленск был уже оставлен. |
Слайд 23 | Армия вновь отступает. Лермонтов пишет о недовольстве народа : «не могут, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Но Кутузов высоко оценил деятельность Барклая как единственно правильное решение. Армия отступает к Москве. И Кутузов решает: дать сражение у с. Бородино в 110 км от столицы. БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ состоялось 26 августа 1812 г. Запишите в тетрадь дату. |
Слайд 24 | У Кутузова 132 тыс. воинов, 624 орудия У Наполеона 135 тыс.воинов, 587 орудий. Какие цели преследует Кутузов? Подорвать наступательный порыв противника, обескровить его, сделать наступление невозможным. Наполеон – разгромить русскую армию, захватить Москву, заставить Александра подписать мир. Рассмотрим схему Бородинской битвы. Между старой и новой Смоленскими дорогами на Бородинском поле, между с. Бородино и д.Утицы расположил Кутузов свои войска. В чем выгодность этого поля? Пересеченная местность, реки, ручьи, овраги могли затруднить маневры противника и облегчить оборону русских войск, занявших господствующие высоты. «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой кровавый, наш рукопашный бой!», - писал М.Лермонтов |
Слайд 25 | Просмотрим видеофрагмент Бородинская битвы. Гиперссылка – портрет Кутузова (Можно просмотреть только отдельные фрагменты, т.к. вся анимация длится 9 мин. 2.15- Смоленское сражение 3.27 – Назначение Кутузова главнокомандующим 4.46 - 6.50 Битва при Шевардино, Бородинская битва (до заседания в Филях). |
Слайд 26 | В чем значение Бородинской битвы? Прочитаем высказывание Наполеона. «…Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…». Потери: Франция – 60 тысяч, Россия – 44 тысячи воинов. Почему под Бородино были такие потери? Записать в тетрадь: – Крушение планов Наполеона. – Его силы надломлены. – Бородино – начало заката славы Наполеона, удар, от которого он не смог оправиться. |
Слайд 27 | …Непреодолимое мужество офицеров и солдат восторжествовало над неприятелем и над всеми невзгодами, а победа под Бородиным останется до окончания мира военным памятником геройства россиян… |
Слайд 28 | На следующий день после битвы Кутузов отвел войска..Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение. Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.Фили 1 сентября 1812 г. и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы – не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия». Барклай поддержал его. Вопрос: Как вы думаете, прав ли был Кутузов, оставляя Москву? (Дети высказывают своё мнение) Кутузов отводит войска к Тарутино; нужен отдых, провиант, пополнение. Дорога на Тулу и Калугу, где располагались склады вооружения и продовольствия, для Наполеона закрыта. |
Слайд 29 | Звучит музыка (автоматически) И вот перед Наполеоном Москва. Великий полководец ждал, что бояре в длинных шубах выйдут к нему навстречу. Но… «…Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля…». Москва встретила Наполеона тишиной улиц. Город обезлюдел. В Москве осталось: 6 тыс. жителей из 275 тыс. Жители ушли вслед за армией. Остались раненые, большой запас оружия, боеприпасов, продовольствие. Раздраженный, Наполеон отдал город на разграбление. Погромы. Расстрелы жителей. Начался пожар. Наполеон 3 предлагает Александру подписать мир, а в ответ тишина. Единственное решение – оставить город! Впереди зима, голод! |
Слайд 30 | После Тарутинского маневра отдохнувшая армия Кутузова начинает изгнание французов из России. Работа с картой-схемой. «Великую армию» гонят по старой Смоленской дороге. Кутузов дает несколько сражений Работа с картой-схемой |
Слайд 31 | Наполеон, бросив армию, мчится в Париж «Великой армии» больше нет!. «Эта роковая война с Россией, в которую я был вовлечен по недоразумению, эта ужасная суровость стихии, поглотившей целую армию… и затем вся вселенная поднялась против меня!» Идет беспорядочное бегство на запад. Каждый думает о спасении своей жизни. На них постоянно нападают партизаны и русские кавалерийские отряды. Остатки его армии вышли 12-17 ноября к Березине. Потери 45-50 тыс. Наполеон, бросив армию, мчится в Париж. С ним всего 9 тыс. человек и ядро офицерского корпуса. 14 декабря последний французский отряд под командованием маршала М. Нея перешел через Неман на прусский берег. «ВОЙНА ОКОНЧИЛАСЬ ПОЛНЫМ ИСТРЕБЛЕНИЕМ НЕПРИЯТЕЛЯ» М.И. КУТУЗОВ |
Слайд 32 | 24 декабря 1812 г. – Александр подписал Манифест об окончании войны. Неприятель изгнан. Великая война великого народа окончена. Но Александр принимает решение уничтожить Наполеона в его логове. |
Слайд 33 | (Музыка автоматически) Давайте прочитаем стихи А.С.Пушкина «Наполеон» и оценим дух русского народа в войне с Наполеоном. Вопрос: В чем ошибка великого корсиканца, рискнувшего воевать с Россией? «Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум? Как сердце русских не постигнул Ты с высоты отважных дум?....» (Чтение с слайда) |
Слайд 34 | Вопрос:
Как вы думаете, в чем значение победы русских в Отечественной войне 1812 г.? Запись в тетрадь Укрепилось национальное самосознание народа Усилилось критическое отношение к крепостному праву Русское общество сплотилось Победа показала патриотизм народа Со стороны России война носила справедливый характер. Это была поистине народная война. |
Слайд 35 | Итак, подводим итоги урока. С какой темой мы познакомились? Закрепление по вопросам презентации: Когда началась Отечественной войны Каковы причины Отечественной войны? Какие преимущества имела армия Наполеона? Назовите крупнейшие сражения войны В чем значение победы русского народа в войне с Наполеоном? |
Слайд 36 | Домашнее задание: 1. §4. Прочитать, пересказать, ответить на вопросы к параграфу 2. Работа в рабочих тетрадях |