Цели мероприятия:
- развитие познавательного интереса, творческой активности у учащихся, критического мышления через интеграцию знаний по информатике, математике и литературе;
- повторение и закрепление основного программного материала;
- воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости и воли к победе, умения работать в команде;
- расширение кругозора учащихся.
Оборудование: Компьютеры (14 штук), мультимедиапроектор, экран, плакаты, карточки с заданиями, дипломы победителям.
Предварительная подготовка:
- Домашнее задание командам:
Правила игры:
- В игре принимают участие 2 команды, учащиеся 11-х классов.
- В турнире предусмотрено выполнение домашнего задания и 6 этапов.
Оценивание этапов:
№ | Название конкурса | Баллы |
1 | Домашнее задание (презентация) | 5 |
2 | Разминка | 1 ответ – 1 бал |
3 | Переводчик | 1 слово – 1 бал |
4 | Числа – “Близнецы” | 5 |
5 | Ребусы | 5 |
6 | Подумай и ответь | 2 |
7 | Информатика и алгебра | 1 ответ – 1 балл |
Ход турнира
Этап 1. Вводный.
Кабинет информатики подготовлен к турниру. На стенах – газеты.
Этап 2. Начало турнира.
Конкурс 1. “Домашнее задание”.
Команды представляются, показывая подготовленную дома презентацию.
Конкурс 2. “Разминка”.
1. Какой породы была собака у основоположника математической логики?
Ответ. Бульдог
2. Ниже приведен фрагмент сказки:
“Срубил Илья Муромец Змею Горынычу голову, а взамен две выросли. Срубил 2 –
выросли 4, срубил 4 – выросли 8, срубил 8 – выросли 16, срубил 16 – выросли 32,
срубил 32 – выросли 63, срубил 63 – выросли 128, срубил 128 – выросли 256. А как
срубил Илья 256 голов, тут и настал Змею Горынычу конец, потому что был Горыныч
восьмиразрядный!”
Какие три ошибки имеются в приведенном фрагменте?
Ответ. Если срубить 32 головы, то должно отрасти 64. Из 63 – 126.
Восьмиразрядный Горыныч должен умереть после срубания 128 голов.
3. О какой компьютерной программе идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет.
Ответ. Речь идет об ОС Windows.
4. Когда появился манипулятор “мышь”, то для него в русском языке некоторое
время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки.
Назовите имя этого персонажа.
Ответ. Колобок
5. Какая связь между городом в Великобритании, ружьем калибра 30х30 и одним
из элементов компьютера?
Ответ. Винчестер
6. Перед вами стихотворение, написанное в 60-х годах прошлого века программистом С. А. Марковым:
Начало светлое весны…
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай…И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
Сколько слов, связанных с синтаксисом некоторого языка программирования, имеется в стихотворении? (Это могут быть так называемые зарезервированные слова языка, названия операторов, типов величин и т. п.)
Ответ. 9 слов: Начало, массивы, и, присвоил, метки, строка, ложь, истин, пока.
7. Почему на компьютерном жаргоне процессор называют камнем?
Ответ. Потому что основой микросхемы процессора является кристалл кремния
высокой степени чистоты.
8. Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с
английского языка на русский как “Мелкомягкая”?
Ответ. Microsoft.
9. Что такое кульбит?
Ответ. Пакет с битами.
10. Что такое парадокс?
Ответ. Два документа Microsoft Word.
Конкурс 3. “Переводчик”.
1. Название, какого устройства в компьютере с английского языка дословно
переводится как “радостная палка”.
Ответ. Джойстик – устройство для ввода информации в виде рукоятки (от англ. joy
– радость, stick – палка).
2. Название какой программы с английского языка переводится как “сборщик”?
Как “разборщик”? Как “большой сборщик”?
Ответ. Ассемблер, дисассемблер, макроассемблер – машиноориентированные языки,
языки низкого уровня (от англ. assemble – собирать).
3. Название, какого вычислительного устройства с древнегреческого языка
переводится буквально как “измеряющий арифметику”?
Ответ. Арифмометр – механическое счетное устройство (в сложных словах вторая
часть метр означает прибор для измерения того, что указано в первой части
слова).
4. Название какой системной программы с английского языка переводится как
“переводчик”?
Ответ. Транслятор – системная программа, переводящая прикладную программу в
машинный язык (от англ. translate – переводить).
5. Какой элемент программы с английского языка переводится как
“устанавливающий личность”?
Ответ. Идентификатор – имя объекта в программе (от англ. identification –
установление личности).
6. Название какого объекта на экране переводится как “рисованная запись”?
Ответ. Пиктограмма – условное обозначение объекта управления на экране в виде
небольшого рисунка (от лат. pictus – рисованный; в сложных словах составная
часть грамма соответствует по значению слову запись).
7. Какое понятие в вычислительной технике переводится с английского языка как
“межлицевой”?
Интерфейс – совокупность средств взаимодействия программы и пользователя (от
англ. face – лицо).
8. Название какой детали компьютера переводится как “маленький чертеж”?
Ответ. Микросхема – электронная схема, содержащая много транзисторов,
резисторов, конденсаторов, проводников и т. д. в виде участков различных веществ
на поверхности одной полупроводниковой (обычно кремниевой ) пластинки небольших
размеров.
9. Что в информатике переводится как “превышающий норму текст”?
Ответ. Гипертекст – текст, содержащий связи с текстом других документов (гипер –
приставка, указывающая на превышение нормы, например, гипертония).
Конкурс 4. “Числа – “Близнецы””.
В представленной таблице, во втором, третьем и четвертом столбце записаны числа в системе счисления, основание которой приведено в верхней части колонки. Необходимо указать тройки порядковых номеров чисел “близнецов”.
№ п./п. | Основание системы счисления | ||
10 | 4 | 8 | |
1 | 39 | 113 | 51 |
2 | 30 | 213 | 33 |
3 | 48 | 32 | 15 |
4 | 14 | 123 | 27 |
5 | 41 | 300 | 36 |
6 | 33 | 111 | 16 |
7 | 23 | 201 | 25 |
8 | 13 | 31 | 60 |
9 | 21 | 21 | 47 |
10 | 27 | 132 | 41 |
Ответы. 1 – 2 – 9, 2 – 10 – 5, 3 – 5 – 8, 4 – 3 – 6, 5 – 9 – 1, 6 – 7 – 10, 7 – 1 – 4, 8 – 8 – 3, 10 – 4 – 2, 9 – 6 – 7.
Конкурс 5. “ Ребусы”.
В приведенных ребусах буквами зашифрованы цифры четверичной системы счисления. Одинаковые цифры представлены одинаковыми буквами, различные – разными. Необходимо определить все цифры.
Ответы. |
Конкурс 6. “Подумай и ответь”.
На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные кнопки. Подпись под одной из них заканчивается словами “…перед едой”, подпись под другой – “…и не вставай”. Как начинаются эти подписи, и каким устройствам они соответствуют?
Ответ. “…перед едой” – “Мой компьютер…”
“…и не вставай” – Корзина.
Конкурс 7. “Информатика и алгебра”.
Найдите сумму числового ряда и полученный ответ внесите в табличку.
№ | Ответ |
1 | |
2 | |
3 |
Ответ.
№ | Ответ |
1 | 440 |
2 | 8,535516 |
3 | 17,07103 |
Используемая литература:
- Информатика 2–11 классы Внеклассные мероприятия, неделя информатики, А. Г. Куличкова, Волгоград, 2010.
- Интеллектуальные игры в информатике, Д. М. Златопольский, Санкт-Петербург, 2004.