Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Разделы: Логопедия


Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на развитие и воспитание детей. И мы, педагоги, должны разработать такие содержание и способы организации деятельности дошкольников, которые помогут сделать все необходимые знания, умения, навыки средством развития личностных качеств ребенка. Развитие – это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослыми, важную роль которого в данный период подчеркивали в своих трудах известные ученые Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие. Поэтому целью моей деятельности в условиях коррекционного детского сада является создание такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Использование педагогических технологий в моей работе является важным условием реализации этой цели. Самая серьезная проблема сегодняшней дошкольной педагогики– сохранение физического здоровья детей и их душевного равновесия. Именно поэтому любая педагогическая технология должна бытьздоровьесберегающей, а в условиях коррекционного дошкольного учреждения позволить организовать процесс обучения и развития без ущерба для здоровья детей.В соответствии с существующей классификацией здоровьесберегающих технологий (Т. В Хабарова “ Педагогические технологии в дошкольном образовании”) мне ближе коррекционные здоровьесберегающие технологии. Коррекционные здоровьесберегающие технологии включает в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическое воспитание, но и всю жизнедеятельность ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия его в процессе общения со сверстниками и взрослыми, использование развивающей среды на достижение положительных результатов (формирование речевых процессов). Я стараюсь так построить наше взаимодействие, чтобы ребенок сам захотел заниматься, не принуждаю его, а стремлюсь заинтересовать, увлечь и при этом не навредить его психологическому и физическому состоянию. И в этом мне помогает игра. Ведь не секрет, что именно игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Потребности в игре у детей с недоразвитием речи такие же, как у сверстников. Но они отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях общей и мелкой моторики, в наличии у них общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность. Игра, проводимая с коррекционной целью, помогает сохранять положительный воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка, сохранить его здоровье. В нашей работе нет ничего хуже монотонности. Каждое мое занятие включает игры. Чем они разнообразнее, тем лучше. Я использую игры, способствующие успокоению и организации детей, преодолению замкнутости, неуверенности, игры на расслабление мышц лица, освобождение от мышечных зажимов, требующие общения и взаимодействия детей и взрослого:

  • игры, включающие в себя различные виды логопедической гимнастики: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую, мимическую;
  • речевые игры: подвижные игры с речевым содержанием, игры – хороводы, игры – драматизации, дидактические, словесные игры, игры с использованием физкультурного оборудования (мячей, обручей, канатов, флажков, кубиков и т.п.);
  • игры на формирование и развитие слухового и речевого внимания, фонематического восприятия;
  • игровые упражнения на формирование правил сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня; есть продукты, полезные для здоровья; соблюдать гигиенические правила; соблюдать гигиену одежду и обувь.

Почему именно эти игры я рассматриваю как здоровьесберегающие? Артикуляционная гимнастика развивает умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогает ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков. Не всегда у детей есть желание выполнять скучные, монотонные артикуляционные упражнения. Я подобрала интересные картинки, игрушки, дидактические пособия, стихи и сказки, которые помогают сделать артикуляционную гимнастику интереснее, занимательнее, при этом используются все компенсаторные возможности детского организма – зрительные и слуховые восприятия, тактильные и кинестетические ощущения. Моими незаменимыми помощниками стали логопедические куклы(мальчик и девочка), логопедическая собачка Тяпа, у которых есть открывающийся рот, зубы, подвижный язык, они создают атмосферу доброжелательности, дарят нам с детьми положительные эмоции от общения и игр с ними. С помощью этих игрушек мы знакомимся с органами речи, делаем артикуляционную гимнастику, находим правильное положение языка, а куклы и собачка “позволяют” нам двигать и выгибать свой язык как угодно, помещать его и за верхние и за нижние зубы, высовывать и прятать язычок. Также я изготовила игрушку “ Язычок”, который двигается, разговаривает, приглашает детей в путешествия: на лесную полянку, в лес, в деревню, в зоопарк, где дети вместе с Язычком выполняют различные артикуляционные упражнения. Кроме того, эти пособия ребенок может надеть на руку, двигать и управлять ими, что в результате развивает и активизирует его двигательные навыки, тренирует мелкую моторику.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Различают физиологическое и речевое дыхание. Начинаю с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются дыхательные игры и упражнения, которые включаются не только на мои занятия, но и в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, их используют воспитатели на физкультминутках. Наиболее важными являются так называемые классические упражнения. Их цель – координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного дыхания при активном участии диафрагмы. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать. После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений, фраз.

Чтобы детям было интереснее, я изготовила макет тучи, на который с помощью лески прикрепляю различные силуэты: бабочки, птички, снежинки, листочки, капельки (в зависимости от времени года).На занятие создаю игровую ситуацию, во время которой нужно подуть на силуэты, при этом часто использую сказочные ситуации и стихотворный материал. Очень нравится детям настольный коврик “ В гостях у братьев ветров”. На коврике изображены небо, солнышко, цветочки, озеро, силуэты зверей. К нему прилагаются легкие, изготовленные из тонкого пенопласта силуэты воздушных шариков, бабочек, рыбок, мячей, облаков. Ребенок с помощью сильной воздушной струи поднимает шарик в небо, закрывает или открывает солнышко (раздувает облака), сажает бабочек на цветы, заставляет плавать рыбок по озеру, играет в мяч с зайчатами. Также использую игры на подражание. Например:“ Чудак”.

Там, на холмах сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх, он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

В этой игре развивается умение контролировать силу и длительность выдоха.Для создания игровой ситуации использую куклу – бибабо.

“Ветер, ветерок…”.

Дети имитируют дуновение ветерков разное время года. Вдох производится носом, выдох ртом. Создаем образ ветра с помощью картинки и ощущений: Ветер общается с детьми, его можно увидеть, ощутить, услышать. Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы, для создания теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку. У нас есть логопедический коврик, на который с помощью липучек я в определенной последовательности прикрепляю листья и цветы лилий. По такому “ болоту” прыгает лягушка и произносит то гласные звуки, то слоги, то слова, при этом ребенок должен повторить ритмический рисунок (в зависимости от положения листьев и цветов), также над цветами могут летать пчелки и петь звуковые песенки.

Как психогимнастику или физкультминутку для снятия напряжения и создания веселого настроения, для тренировки мелкой мускулатуры пальцев, как гимнастику для артикуляционного аппарата использую сопряженную гимнастику – упражнения для пальцев и языка (опираясь на методические рекомендации

И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской).В этом мне помогают пальчиковый театр, набор предметных картинок, использование песенок – потешек. Причем я постаралась так подобрать текстовый материал, чтобы он соответствовал лексическим темам.

На подготовительном этапе коррекции речевого развития немаловажное место отвожу развитию мимических движений языка, губ, мышц лица. У детей с недоразвитием речи отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительна. Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста, движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению и создают благоприятную атмосферу занятия. Для этих целей я широко использую игровой дидактический материал, сделала подборку литературных произведений и иллюстративного материала на тему. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение провожу инсценировки стихов, сказок, песен, игры – драматизации. В кабинете есть мячи и шарики, на которых нарисованы лица, выражающие различные эмоциональные состояния, есть макет “ Облако” с меняющимся мимическим выражением, кубик “ Солнышко”, семь гномиков, передающих различные эмоциональные состояния – все это помогает нам выполнять мимические упражнения, помогает сделать эти занятия интереснее, разнообразнее, раскрепоститься, раскрыться детям. Использую игры на развитие эмоций и на занятиях, и в повседневной жизни.

У детей с недоразвитием речи заторможенность моторики часто распространяется на всю мускулатуру в целом, охватывая не только речевой аппарат, но также плечевой пояс и нижние конечности. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Подвижная игра развивает двигательный аппарат ребенка, укрепляет мускулатуру, активизирует сердечную деятельность, воспитывает ловкость, решительность, смелость. Если в двигательные задания включить речевой материал, то эти игры несут коррекционную речевую направленность, способствуют развитию эмоционального восприятия, творческого воображения, внимания, умения передавать различные эмоциональные стояния. С их помощью координируются речь и движения, укрепляется общая и тонкая моторика, развиваются мышцы артикуляционного и голосового аппарата, ребенок учится правильно произносить звуки, звукоподражания, слова, короткие предложения и, наконец, стихотворные тексты. При подборе речевых игр я пользуюсь пособиями И.С. Лопухинаой “Логопедия. Речь. Ритм. Движения.”, Н. В. Нищевой “ Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”. Эти игры провожу и на фронтальных и на индивидуальных занятиях, на логоритмике. С воспитателями подобрали игры, которые можно проводить в группе, на улице в теплое время года, на физкультурных занятиях, как физминутки. Вместеподобрали к играм атрибуты: маски, шапочки, игрушки, картинки, игровое оборудование, музыкальное сопровождение.

Умение сосредотачиваться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игр и игровых упражнений – научить детей слушать и слышать. Я подбираю игры в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, затем речевого слуха, и только потом перехожу к играм на формирование фонематического слуха. У нас есть звучащие игрушки, музыкальные инструменты, компьютерные программы, аудиозаписи, которые помогают нам в решении этих задач. Для формирования фонематического восприятия я изготовила несколько кубиков, на гранях которых изображены игровые задания. С помощью этих кубиков решаю несколько задач: развитие фонематического восприятия, выделение звуков из слова, придумать слова на заданный звук, определить позицию звука в слове, дать характеристику звукам речи с опорой на символы, подобрать слова к звуковым схемам, формирование слоговой структуры слова. Ребенок крутит кубик, подбрасывает его, передает другим ребятам, выбирает задание, а потом решает поставленную задачу, тем самым кроме основной речевой задачи решаются и задачи по укреплению его физического и психологического состояния – это развитие общей и мелкой мускулатуры, зрительного восприятия, коммуникативной деятельности.

Таким образом, применение в моей работе здоровьесберегающей технологии помогает организовать учебный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. В ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды деятельности, в которых он мог бы максимально реализоваться, выбирать совместно приемлемые для конкретного ребенка способы и приемы(в данном случае игры), что вызовет у него удовлетворенность деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности, сохранение нервной системы ребенка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, обегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

Приложение 1. Конспект занятия “Магазин продуктов” для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Приложение 2. Сопряженная гимнастика  “Вышла чашка погулять”.