Тема урока "Файлы". 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


План урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний. 8 мин.
  3. Новый материал. 15 мин.
  4. Физическая минутка. 2 мин.
  5. Закрепление пройденного материала. 10 мин.
  6. Рефлексия. Итог урока. 1– 2 мин.

Ход урока

Действия учителя Действия учащихся
I Организационный момент.
Здравствуйте! Приветствие!
II Актуализация опорных знаний
Ребята, в наши дни компьютер стоит почти в каждом доме.

Как вы думаете, для чего нужен компьютер?

С чем работает компьютер?

Какие виды информации вам известны?

Назовите основные действия, которые компьютер выполняет с информацией.

Ребята, вам надо сохранить информацию, с помощью каких устройств вы это сделаете? Слайд 2 (Приложение 1)

Молодцы!

Информация хранится не только на электронных носителях, но и на бумажных.

На каких?

Ребята, вы пришли в библиотеку и вам надо найти определенную книгу. Как вы поступите?

Рассмотрим следующую ситуацию: вам надо найти конкретную информацию в компьютере. Ваши действия?

Значит, информация в компьютере хранится в виде файлов.

Кто догадался и может сформулировать тему урока?

Итак, тема нашего урока: “Файлы” Слайд 3.

Запишите число и тему урока в тетради.

Значит, что мы должны сегодня узнать?

Четко проговорить цель урока.

Это и есть цель нашего урока?

На компьютере можно играть в игры;
слушать музыку;
смотреть фильмы.

С информацией.

Текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео.

Получает, передает, обрабатывает, хранит.

Диски, карты флеш-памяти, флеш-диски, дискеты, жд.

 

 

 

В книге, записной книжке и т. д.

Ответы учащихся.

 

Поиск либо перебор

Знать имя файла

 

Открывают тетради и записывают.

Ответы учащихся.

III Новый материал.
Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами.

Ребята, подумайте, что называется файлом.

Откройте учебник на стр. 50 и прочитайте определение файла.

Значит, файл – это… Слайд 4.

Ребята, обратите внимание на рабочий стол компьютера. Как вы думаете, все ли там в порядке?

Почему?

Давайте наведем порядок на рабочем столе.

Ваша задача распределить файлы по видам информации в папки: картинки, документы, музыка, которые находятся справа на рабочем столе.

Кто выполнит, поднимает руку.

Проверим, что у вас получилось.

Учитель на экране показывает папки с теми файлами, которые должны быть в них. Слайд 5.

У кого, так как представлено на слайде, поднимите руку. Молодцы!

По какому принципу вы распределили файлы в папки?

Какого вида информация хранится в папке картинки, документы, музыка?

Что общего между файлами одной папки?

Чем различаются файлы одной папки?

Обратите внимание на запись имени файла.

Сколько частей в имени файла?

На что указывает первая часть имени файла, и кто ее задает?

На что указывает вторая часть в имени файла?

Вторая часть в имени файла указывает на его тип и задается программой автоматически при его создании.

Эту часть называют расширением.

Значит, имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип. Слайд 6.

Запишите имя файла и укажите его имя расширение.

Ребята, как вы думаете, существуют ли какие-то ограничения при записи имени файла?

Слайд 7

Выполним следующее задание.

Под какими номерами записаны неверные имена файлов?

Слайд 8

Обратите внимание на имена файлов под номерами 1 и 6.

школа.doc и школа.mp3

Чем они отличаются?

Какого вида информация может содержаться в первом файле, во втором файле?

Значит, существует несколько типов файлов и у каждого свое расширение.

Рассмотрим некоторые типы файлов, с их расширениями. Слайды 9, 10.

Каждый файл имеет графическое изображение, по которому можно “распознать” тип (расширение) файла.

Ребята, на доске представлены типы файлов и расширения. Сопоставьте типы с их возможными расширениями.

Тип файла Расширение

Текстовые
Звуковые
Графические
Видео
Исполняемые

Сверимся со слайдом, на котором представлены типы файлов с их расширениями и значками. Слайды 9, 10.

Запишите в тетради типы файлов и расширения.

Ребята, на рабочем столе компьютера откройте папку музыка, выберите файл Анастасия и кликните по нему правой кнопкой мыши. Выберите в меню опцию Свойства.

Какую информацию о файле вы можете узнать?

Молодцы!

Ребята, какие операции можно производить над файлами?

Слайд 11.

Выполним операции над файлами.

В папке документы найдите файл Формулы, скопируйте его на рабочий стол.

Как копировать файл?

Переименуйте данный файл именем Задача и переместите его в папку документы.

Как вы это сделаете?

Удалите файл Формулы из папки Документы.

Молодцы!

Ребята, давайте немного отдохнем. (Физкультминутка.)

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем, проведем физминутку.
Я называю виды информации, а вы их изображаете.
Текстовая – постукиваете пальцами по столу.
Графическая или видео – круговые движения глазами.
Звуковая – дружно, вместе произносим “Мы” 3 раза.
Исполняемые – руки вверх, вниз.

Ребята, где хранятся файлы?

Для того чтобы можно было хранить файлы на диске, он должен быть отформатирован. Слайд 12.

В результате форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог.

В процессе форматирования на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь делятся на секторы. Слайд по ссылке

Проведем аналогию диска с книгой.

Существует два вида форматирования: полное и быстрое. Слайд 12.

При полном форматировании все файлы, хранящиеся на диске уничтожаются.

Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска.

Это определенное количество информации (данные или программы), хранящиеся в памяти и имеющие имя.

 

 

 

Нет.

Много файлов.

Учащиеся выполняют задание.

 

 

Учащиеся сверяют.

 

 

 

По виду информации.

Графическая, текстовая, звуковая.

Одинаковые значки.

Разные имена.

 

 

Две части, разделенные между собой “точкой”

Название файла задает пользователь.

 

Записывают в тетради имя файла.

 

 

 

 

 

Да.

Не более 255 символов и исключают 9 символов: / \ : * ? " < > |

Учащиеся называют неверные имена файлов, комментируя.

 

 

Расширением.

Текстовая, звуковая.

 

 

 

 

Учащиеся выходят по одному к доске и выполняют задание.

 

 

 

Записывают в тетради типы файлов с их расширением.

 

Тип файла, объем, дата создания, время создания.

 

 

 

 

Копирование, перемещение, удаление, переименование.

Кликнуть по нему пр. кнопкой мыши, в меню выбрать опцию Копировать, затем кликнуть на рабочем столе – Вставить.

 

 

 

Ответ учащегося.

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

На диске.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради.

V Закрепление знаний
Ребята, сейчас вы проверите знания по данной теме, отвечая на вопросы интерактивного теста на компьютере индивидуально.

Тест находится

Рабочий стол\Тесты\Тест 8 класс\Файлы.exe (Приложение 2)

Время работы с тестом ограничено 5 минут.

Кто получил отметку “5”.
Кто получил отметку “4”.
Кто получил отметку “3”.
Кто не справился с тестом.

Молодцы!

Учащиеся работают с интерактивным тестом.

 

 

 

Поднимают руку.

VI Рефлексия. Итог урока
Запишите домашнее задание. Слайд 13.

Стр. 50-53, вопросы и задания

Найдите на Рабочем столе папку Рефлексия и откройте ее. Слайд 14. (Приложение 3)

Предлагаю ответить на вопрос:

Как вы ощущаете, насколько хорошо усвоили знания по сегодняшней теме?
Я все понял и уверен – выбираете имя файла с красным цветом и запускаете его.
Я все понял, но не уверен – синего цвета
Я ничего не понял – зеленого цвета
Все сегодня замечательно работали.
Выставляются оценки за урок и за тест.

Спасибо вам за урок.

 

 

 

 

 

 

Находят файл нужного цвета и запускают их.