Слова-антонимы. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Класс: 2.

Тип урока: новый материал.

Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения.

План урока:

Части – блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) Временная реализация
Организационный момент: приветствие, проблемная ситуация. 3 мин.
Первичное знакомство с темой. Актуализация опорных знаний. Освоение новых знаний. Знакомство с темой “Антонимы”. Наблюдать над языковым явлением. Антонимия.

Образовательная задача урока: стимулировать активность обучающихся, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин “антонимы”

Развивающая задача: развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения.

9 мин.
Обобщение. Вывод. Задача – убедиться в освоении обучаемыми только что предложенной единицы материала 5 мин.
Физ. минутка 1 мин.
Закрепление знаний. Распределение слов по парам. Нахождение лишней пары. Вывод. Задача – стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий. 10 мин.
Работа в группах. Задача – закрепление полученных знаний, понятий; развитие навыка контроля и самоконтроля; развитие умения аргументировать свою точку зрения; развитие умения толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления. 10 мин.
Выходящий контроль. Тестовое задание. Задача – стимулирование интереса обучаемых, проверка уровня усвоения полученных знаний, понятий. Обобщение. Выводы. 5 мин.
Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия. 2 мин.

Задачи урока:

  • Дидактическая – создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.
  • Образовательная – наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
    Ввести термин “антонимы”.
  • Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.
  • Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице народной мудрости и традиций.

Оборудование: Н. Ф. Виноградова. Учебник “Русский язык”, часть 2, урок 107. Издательский центр “Вентана – Графт” 2008, тетрадь для 2 класса, карточки, наглядность, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проблемная ситуация.

Учитель: Здравствуйте. Запишите дату. Классная работа.

Тема урока не объявляется. Дети сидят в группах..

Учитель:Внимание на экран . Перед вами зашифровано послание. Если вы сумеете объяснить, что показано на экране, вы узнаете тему урока.

(Дети отвечают вслух)

Сравните (Презентация) (Слайд  3, 4, 5)

Пары слов. (Слайд 6)

2. Первичное знакомство с темой урока.

1. Проблемная ситуация с опорой на рисунок

Учитель. Внимание на экран, посмотрим, какие пары слов получились.

  • Зима – лето
  • Низкий – высокий
  • Стоять – идти

Объясните орфограмму в слов НИЗКИЙ.

Проблемная ситуация.

Уголки.

Учитель: Что объединяет эти пары?

– Подумайте и назовите тему урока.

Дети работают в группе, тему записывают на лист. Приложение 1

  • Зима – лето
  • Низкий – высокий
  • Стоять – идти

(Дети могут назвать: время суток, существительное, могут найти правописание, звуков меньше чем букв, но главное, что между этими парами есть общее в значении, эти пары слов объединяет противоположное значение.)

Уголки. (Слайд 7)

1. Установите, что объединяет эти пары слов?
2. Аргументируйте свою точку зрения.

  • Учитель делает запись на доске основных точек зрения

Например: 1.части речи, 2. противоположные слова, 3. вопросы

Уголки

3. Разойтись по “углам”
4. Каждая образовавшаяся группа аргументирует свое мнение.
5. По ходу обсуждения может измениться позиция и ученик имеет право перейти в другую группу.

Каждая группа аргументирует свой вариант, группы приходят к общему мнению и сообщают тему урока.

Например “противоположные слова”.

Тема урока. (Слайд 9)

Учитель предлагает познакомиться с рубрикой “ Тайны языка”.

– Откройте учебник, стр.

Приложение 2

Слова – антонимы. (Слайд 10)

  • Слово антоним произошло от древнегреческих слов
  • анти – “против” и онима “имя”

Информация для учителя. Антонимы (греч. αντί– “против” + όνομα “имя”) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Учитель: Запишем тему урока “Слова – антонимы”.

Учитель: Внимание на экран. Как стоят слова? (Парами.)

Антонимические пары. (Слайд 11)

  • Зима – лето
  • Низкий – высокий
  • Стоять – идти

Учитель: Антонимы создают Антонимические пары. Приложение 3

3. Постановка цели и задач. Подготовка к усвоению новых знаний.

Учитель: О чем будем говорить на уроке? (Об антонимах.)

Давайте сформулируем задачи. Что должны узнать сегодня на уроке, изучая тему “Антонимы”?
– Чему должны научиться?

Ученики:

– Что такое противоположные слова.
– Находить и подбирать слова– антонимы.

Учитель: Как нужно работать на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?

Ученики: Работать дружно, быть внимательными, стараться т .д.

4. Физкультминутка (Слайд 8 не показывать)

5. Актуализация опорных знаний. Первичная проверка понимания новых знаний.

Учитель: Какие части речи мы знаем? (сущ., прил.. гл.)

Ученики: На какой вопрос отвечают сущ., прил, гл.?

Учитель: Посмотрите на экран. Вам даны слова.

Поиск антонимов. (Слайд 12)

– Подберите к словам 1 столбика подходящие антонимы из 2 столбика: (У детей карточки со словами 1 столбика, 2 столбик записывают самостоятельно).

Начало – быстро
Медленно – конец
Веселый – разрушать
Строить – грустный
Молодость – старый

– Объясните орфограмму в слове веселый, грустный.

Учитель:

– Какие пары у вас получились?
– Все ли слова образовали антонимическую пару?
– Почему вы считаете, что слова “молодость” – “старый” не образуют антонимическую пару?
– Проверим результаты.

Внимание на экран

Проверь себя. (Слайд 13)

Вывод. (Слайд 14)

  • Антонимы отвечают на один и тот же вопрос. Приложение 4

Этот слайд стоит до тех пор, пока дети не выполнят задание № 2.

Материал для учителя. Слова с приставкой не редко являются антонимами, правда – неправда. Антонимами называют такие пары слов, которые называют противоположные понятия (крайние точки одного и того же понятия) белый – черный, – небелый, т.е красный, синий, и т.д.

Закрепление знаний. Самостоятельная работа.

1. Творческое задание, текст с лакунами.

Учитель: Возьмите карточку № 2.

Вставьте антонимы.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
как Зима катит в глаза
И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей

Крутыми тропинками в горы,
Вдоль быстрых и медленных рек
Минуя большие озера,
веселый шагал человек.
С.В. Михалков. Веселый турист.

Кто виноват, кто прав, – судить не нам,
Да только воз и ныне там.
И.А.Крылов. Лебедь, Щука и Рак.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Труженику медовые пышки, а лодырю – еловые шишки.

Пословица.

С каждой группы спросить по 1 ученику.

Внимание на экран

Проверка. (Слайд 15, 16, 17)

2. Проверка уровня усвоения изучаемых знаний.

6. Работа в группах.

3 группы.

Антитеза. (Слайд 18)

Учитель: Внимание на экран. (На экране слово “антитеза”.)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

Ответы детей.

Учитель: Антитеза – резкое противопоставление понятий в пословицах и поговорках построенных на антонимической паре.

Антитеза – противопоставление. Приложение 5

Учитель: Антонимы это слова с противоположным значением. С антонимами мы встречаемся часто, используя в пословицах, поговорках. Например: Готовь сани летом, а телегу зимой, Меньше говори, а больше делай или Знание человека возвышает, а невежество – унижает.

Антитеза построена на антонимической паре.

Варианты использования антитезы

Как средство усиления выразительности. Приложение 6 (Приложение 1, Приложение 2)

Информация для учителя. Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление; др.-греч. άντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Внимание на экран. Слайд показывать до проверки задания в группах.

Учитель:

– Найдите антонимы. (Летом – зимой).
– Отвечают ли они на один и тот же вопрос?
– Объясните, как вы понимаете пословицу.

Работа в группах.

Каждой группе раздаются карточки с незаконченными пословицами. И карточки со второй частью пословиц. Дети должны подобрать пословицы и наклеить их.

Каждая группа после выполнения работы читает и объясняет свои пословицы, называет антонимы.

Учитель: Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.

– Составьте пословицы. Подчеркните антонимы.

Внимание на экран

Проверка. (Слайд 19, 20, 21.)

1-я группа

  • Бедность учит, а счастье портит.
  • Богатство гинет, а нищета живет.
  • Старый стареет, а молодой растет.

Объясните орфограмму в слове БОГАТСТВО, ЖИВЕТ, МОЛОДОЙ.

2-я группа

  • Женишься раз, а плачешься век.
  • Добра ищи, а худо само придет.
  • Глазами плачет, а сердцем смеется.

Объясните орфограмму в слове ДОБРА, СЕРДЦЕМ, СМЕЕТСЯ.

3-я группа

  • Говорит направо, а глядит налево.
  • Осень прикажет, а весна свое скажет.
  • Лето собирает, а зима поедает.

Объясните орфограмму в слове ГОВОРИТ, ГЛЯДИТ, ВЕСНА, СОБИРАЕТ, ПОЕДАЕТ.

7. Выходящий контроль

Учитель: Молодцы, хорошо поработали.

Синквейн.

Выполняют только в том случае, если остается время.

Учитель: Насколько хорошо вы поняли тему я узнаю после того , как вы составите синквейн.
Внимание на доску.
– Посмотрите, на таблицы, которые у нас появились. (Прочитать с детьми таблицы.)
Внимание на экран . Показадь слайд Синквейн, антонимы.
– Подумайте. Запишите.

Работа в группе.

Учитель: А сейчас проверьте себя.

Синквейн. (Слайд 22) Приложение 3

  • Антонимы
  • Противоположные, антонимические
  • Являются, создают, отвечают
  • Антонимы – слова с противоположным значением.
  • Антонимы делают нашу речь более выразительной, красочной.

8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Нашли ли ответ на поставленные вопросы?

– Что такое противоположные слова. (Антонимы.)
– На какие вопросы отвечают слова – антонимы. (Антонимы – слова одной части речи, отвечают на один и тот же вопрос.)
– Для чего нужно использовать слова – антонимы? (Делают речь более выразительной, яркой. Умело включенные в речь АНТОНИМЫ могут сделать фразу острой, убедительной. Повышают и обогащают культуру речи.)
– Как работали на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?

(Работали дружно, были внимательными, старались?)

Учитель: Достигли ли поставленной цели?

Учитель: Какие задания вам показались наиболее трудными? Наиболее важными? Наиболее интересными? При выполнении, какого задания вы чувствовали себя уверенно? Почему? При выполнении, какого задания чувствовали себя неуверенно? Почему? Над чем вам еще предстоит поработать?

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель: Большое спасибо за совместную работу. На уроке все работали хорошо. Оценки за урок. Послушайте домашнее задание.

Используемая литература.

  1. "Методические рекомендации. Комментарии к урокам С.В. Иванова. Русский язык, 2 класс".
  2. Словарь антонимов русского языка М.Р. Львов.
  3. http://wikipedia.laaax.ru/ru.wikipedia.org/wiki
  4. Современный русский язык. М., “Просвещение”. 1986 г.