Хорошо известно, что лучше учится то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не бывает скучным. Чтобы уроки перестали быть скучными и утомительными, необходимо сделать их увлекательными, чтобы ученики хотели делать задания еще и еще, невзирая на время. Этого помогают достичь задания, построенные в игровой форме. Игра – огромный стимул, чтобы добиться успеха там, где, порой, не помогают многочисленные упражнения.
Урок может и должен стать увлекательным путешествием в мир математики, он должен дать возможность даже самому слабому ученику показать свой потенциал и творчество, почувствовать себя успешным.
Занимательные упражнения и задания дают возможность достичь маленькой победы. Дух соревнования стимулирует внимательное отношение к новому материалу. Игра превращает тяжелый труд заучивания в увлекательное занятие. Она таит богатейшие обучающие возможности. Игра помогает снять скованность, повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
Играть на каждом уроке, наверно, нельзя, чтобы не превратить изучение математики в несерьезное занятие. Но создавать игровые моменты стоит, так как игра является составной неотъемлемой частью жизни любого ребенка. Игру он лучше понимает, легче принимает правила, не боится трудностей и неудач.
Игры бывают разные: индивидуальные, командные. Они могут быть посвящены закреплению пройденного материала, проверке математических знаний, выработке навыков и отработке умений быстрого и рационального счета. Одни игры длятся 5-7 минут, для других требуется целый урок.
Мне хочется поделиться с вами играми, которые я успешно применяю на уроках математики.
Идеи этих игр я нашла в разных методических книгах. Некоторые игры проводятся в полном соответствии с оригиналом, некоторые игры были слегка скорректированы в соответствии с классом, в котором они проводились (усложнены или упрощены, добавлены некоторые элементы).
1. Игра «Перфоратор» (игра индивидуальная)
Цель: умение быстро и рационально считать (устный счет)
Материал: карточки с пронумерованными ячейками от 1 до 25.
Ход игры: диктуются примеры (устный счет). Ученик должен зачеркнуть число – ответ.
Например:
На карточках
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Примеры:
1) 100 – 70 2) 67 –
23 3) 30 +
70
4) 100 – 80
5) 20 + 70
.
3
:
11
:
10
: 4
: 30
–
18
.
8
.
15
. 14
.
13
:
36
– 15
–
125
– 58
– 33
_______ _______ _______ _________ _________
?
?
?
?
?
Ответ: 2 17 25 12 6
2. Игра «Лото» (игра индивидуальная, может использоваться как устный счет)
Цель: выработать умения быстро, рационально и грамотно выполнять вычислительные действия
Материал: отдельные карточки 2 х 3 с написанными в произвольном порядке 4-мя числами (ответами) и отдельные карточки с примерами.
Ход игры: учащимся раздаются карточки с числами (ответами) и карточки с примерами. Выигрывает тот, кто первый подберет ко всем своим числам пару (номер примера). Номера примеров вписываются в отведенные квадратики.
Время игры: 5 минут, время можно ограничить.
Например:
Ответы:
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
Ответ | 9 | 11 | 8 | 85 | 72 | 52 | 0 | 34 | 520 | 3020 |
3. Игра «Третий лишний» (игра индивидуальная)
Цель: проверка знаний математических понятий (математических; единиц измерения; геометрических и т.п.)
Материал: заранее заготовленные карточки со словами
Ход игры: вычеркнуть слово лишнее в ряду (не подходящее по смыслу). Выигрывает тот, кто быстрее вычеркнет лишние слова во всех строчках (обычно 5-6 строк)
Усложненный вариант: 1) ограничение во времени; 2) дать объяснение принципа выбора лишнего слова.
Например:
Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого
разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб, квадрат, треугольник
(куб – объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не
является геометрическим инструментом)
Алтын, пядь, пятак, четвертак (пядь не
является монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является
мерой объема, а не длины)
4. Игра «Исправь ошибку» (индивидуальная игра)
Цель: проверка математических знаний; отработка умений быстрого и рационального счета
Материал: не требует подготовки.
Ход игры: учитель пишет на доске несколько примеров, часть из которых вычислена с ошибками. За 5-6 минут ученики должны исправить ошибки. Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок.
Например:
- (неверно, т.к. )
- (неверно, т.к. )
- 3,7 + 2,251 = 5, 951
- 5,8 + 3,618 = 8,1418 (неверно, т.к. 5,8 + 3,618 = 9,418)
- 6,42 . 10 = 6,420 (неверно, т.к. 6,42 ? 10 = 64,2)
- 0,006 . 100 = 0,6
- 4,4 тыс. = 44000 (неверно, т.к. 4,4 тыс. = 4,4 . 1000 = 4400)
- 0,054 . 100 = 0,54 (неверно, т.к. 0,054 . 100 = 5,4)
- 8,3 – 4,7 = 44 (неверно, т.к. 8,3 – 4,7 = 3,6)
- 6,8 – 5,1 = 1,7
- 45,531 : 10 = 4,531
- 0,046 : 10 = 0,46 (неверно, т.к. 0,046 : 10 = 0,0046)
5. Игра «Горячий Стульчик» (игра групповая)
Цель: проверка знаний математических терминов по определенной теме, формулировок законов, теорем, аксиом и т.д.
Материал: не требует особой подготовки.
Ход игры: водящий садится на
«горячий стульчик» у доски лицом к классу.
Учащиеся по очереди задают ему вопросы по теме,
оговоренной заранее. Водящий должен ответить.
Если допущена ошибка, водящий меняется на нового
игрока, чей вопрос был последним.
Рассмотрим, например, тему «Умножение и деление
натуральных чисел».
Примеры вопросов:
- Что такое деление?
- Как называют результат умножения?
- Существует ли сочетательное свойство умножения? Если да, то сформулируйте его.
- Существует ли сочетательное свойство деления? Если да, то сформулируйте его.
- В каких случаях можно опустить знак умножения?
Игру можно усложнить. Учащиеся дают объяснение математического термина, а водящий должен догадаться, что это за слово. Выигрывает тот, кто продержится на «горячем стульчике» дольше.
- С помощью этого действия находят неизвестный множитель (деление)
- Иногда деление одного натурального числа на другое нацело не всегда возможно, в этом случае получаем … (деление с остатком)
- Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения; это правило называется… (распределительное свойство умножения относительно сложения)
- Произведение, в котором все множители равны, можно записать короче; эта запись называется (степенью числа)
- Возведение во вторую степень (квадрат числа)
6. Игра «Игра в теннис» (игра командная)
Цель: повторение математических терминов по определенной теме.
Материал: не требует особой подготовки.
Ход игры. Формируются две команды (можно больше). Учитель выбирает тему, по которой команды должны назвать термины (или выражения, теоремы…). Команда А называет первый термин. Команда В за 5-7 секунд должна «отбить удар» и дать определение данного термина, формулировку теоремы; при правильном ответе дает следующее задание по этой теме. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет вспомнить или расшифровать термин (выражение, теорему).
7. Игра «Учитель» (командная)
Цель: отработка умения составлять задания и задавать вопросы по решению
Материал: не требует подготовки
Ход игры. Формируются команды (по 4 человека). За определенное время (5-7 мин) команды должны составить 3-5 заданий, разных по сложности, и решить их. Одна из команд озвучивает какое-либо из своих заданий. Команда становится на какое-то время «Учителем». Пока остальные команды решают это задание, водящая команда готовит вопросы, которые можно задать по решению (если задание включает упростить выражение или решить уравнение – то вопросы по определению тех или иных величин, по смыслу задачи и т.д.). Когда задание будет решено (3-5 минут), водящая команда определяет отвечающую команду и все слушают объяснение решения и ответы на вопросы, задаваемые водящей командой. При успешном решении «Учителем» становится команда, успешно решившая задание и ответившая на все заданные вопросы. При неудачном решении вызванной команде помогает вторая команда (назначаемая учителем) и далее право озвучивать свое задание переходит к этой команде.
Например:
Задание: упростить выражение и вычислить при х = 15
Вопросы:
1. Что такое х в данном выражении?
2. Для любого х можно упростить выражение или
только для х = 15?
3. Можно ли при преобразовании данного выражения
воспользоваться свойствами умножения? Какие
свойства вы использовали? Сформулируйте эти
свойства.
8. Игра «Путь к вершине» (индивидуальная, командная)
Цель игры: повторить раздел, закрепить навыки в решении задач.
Материал: количество заданий, выполняемых каждым учеником, в каждой игре может быть различным и определяется многими факторами: содержанием раздела, по которому составлена данная игра, наличием времени, степенью трудности заданий, составом играющих (если это групповая игра) и т. д. Как правило, оно колеблется от 3 до 5.
Организация "пути"
Для проведения можно использовать несколько разновидностей игры:
1) «Путь к вершине» – индивидуальная игра. Каждому игроку выдается листок с возможными путями следования к вершине:
На вершину ведет множество дорожек, начало
которых совпадает с одним из чисел 1 – 16. Дорожки
имеют места «отдыха», пронумерованные числами.
За каждым числом закреплено свое задание,
которое необходимо выполнить. Каждое задание
имеет свой вес в зависимости от его сложности. За
правильное решение каждого задания начисляются
баллы, которые определяются весом задания. За
неправильное решение снимаются баллы, которые
также заранее определены. Например, за
правильное решение задания № 20 будет начислено 10
баллов, за неправильное – снято 5 баллов. На
первом этапе все задания носят характер разминки
и должны быть выполнимы. Решив это задание,
ученик сам выбирает, на какую ступеньку
следующего этапа он будет забираться, тем самым
прокладывая свой индивидуальный путь к вершине.
Ученик заранее не знает какая задача закреплена
за каким номером, а также не знает сколько баллов
принесет ему выполнение того или иного задания.
Баллы, набранные в процессе пути, суммируются.
Победитель определяется по наибольшему
количеству набранных баллов.
Пример построенной дорожки к вершине по разделу
«Сложение и вычитание натуральных чисел»
(учебник Н.Я. Виленкин и др. Математика 5 кл):
№ пп. | Выбранное число | Задание | Баллы за решение |
|
1 | 5 | №186. В одной пачке 23 книги и в ней на 8 книг меньше, чем во второй, а в третьей пачке на 6 книг больше, чем во второй. Сколько всего книг в трех пачках? | +5 | |
2 | 20 | 78 – ((59 + х) – 14) = 22 | +15 | – 5 |
3 | 27 | №268 В соревнованиях по плаванию Света, Валя, Настя, Катя и Галя заняли со второго по шестое места. Катя на 3 с отстала от победительницы и на 2 с – от Насти, но обогнала Галю на 2 с. Валя на 3 с отстала от Гали, но обогнала Свету на 1 с. В каком порядке финишировали девочки и с каким отставанием от победительницы? | +25 | – 10 |
4 | 30 | №348. Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за три дня. В первый день он изготовил 23 детали, во второй день – на b деталей больше, чем в первый день, а в третий день – на четыре детали меньше, чем в первый день. Сколько деталей изготовил токарь за эти три дня? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при b = 7. | +35 | – 10 |
2) «Путь к вершине» – командная игра. Каждому игроку (команде) выдается листок со следующими возможными путями следования к вершине:
На вершину ведут три дорожки, начало которых для любого пути совпадают с цифрой 1. Дорожки имеют места «отдыха», пронумерованные числами. За каждым числом закреплено свое задание, которое необходимо выполнить. Разные пути имеют разное количество задач. Количество задач зависит от их сложности. Первый путь – три сложные задачи; третий путь – семь простых задач. Ученик (команда) сразу определяет по какому пути она будет двигаться к вершине. В зависимости от выбора ученики получают свой набор задач, который они должны решить. Победителем является команда, которая все свои задачи решит и объяснит учителю их решение быстрее всех.
«Путь к вершине» можно использовать как
индивидуальную, так командную игру. Эта игра
отличается от обычных форм самостоятельной
работы: во-первых, тем, что здесь имеется
дополнительный игровой мотив, который для
некоторых учащихся является ведущим (достичь
вершины – их основная цель); во-вторых, он
проводится в спокойной форме, так как учащиеся
могут в любое время, в случае затруднения,
обратиться к товарищам по команде за помощью и
советом; в-третьих, в нем можно (незаметно для
других) учесть индивидуальные особенности
учащихся. Например, для слабых команд можно
составить более простые варианты задач с тем,
чтобы они могли при достаточных усилиях наравне
с другими учащимися взойти на вершину.
И наоборот, одаренные ученики могут рассчитывать
при восхождении на вершину на такие
"головоломки", которые заставят работать
мысль в полную силу.