Цель урока: сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
– сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе;
– познакомить с разнообразием живых организмов луга, взаимосвязь между ними;
– развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать,
сравнивать, обобщать и делать выводы;
– рассматривать возможное негативное воздействие на природное сообщество луга
человеком;
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир”, иллюстрации растений, насекомых, птиц и животных луга.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
– На столе текст № 1.
– Прочитайте текст и определите тему сегодняшнего урока.
Текст № 1.
Луга – обширные территории с травянистой растительностью, которые располагаются по низменным берегам рек и озер. Луг и лес живут рядом. Обоим сообществам хватает тепла и света. Почвы по составу похожи. Но лес не может расти прямо на берегу реки. Так как весной территория заливается водой при разливе реки. Деревья в такой влаге не могут расти. Травы же после схода воды быстро растут, так как талая вода приносит много ила, который является хорошим удобрением. Такие луга называют заливными. Люди никогда не селятся на лугах. Так как в половодье жилье будет затапливаться.
В природе встречаются еще один тип лугов – в горах. Это – альпийские луга, которые расположены высоко по склонам гор. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Леса сменяют кустарники, а затем травы. За короткое лето на горных лугах травы успевают вырасти, отцвести и дать семена.
– Сегодня на уроке мы отправляемся в природное сообщество – луг. Ставим перед собой цели: познакомиться с разнообразием живых организмов луга, рассмотрим взаимосвязь между ними, их пищевые цепочки.
– Найдите в тексте, какая характерная растительность луга.
– Как луг и лес расположены?
– Какие луга называют заливными?
– Какие луга называют альпийскими?
3. Изучение нового материала.
Сообщение учителя. (О растениях.)
– У луговых растений тоже есть свои ярусы – этажи, но они выражены не так
ярко, как в лесу. Выше всех на лугу растут светолюбивые травы, ниже –
тенелюбивые.
– Посмотрите на иллюстрации.
– Прочитайте сообщение о мышином горошке, об одуванчике, о мятлике, о репейнике.
Текст № 2.
1) Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения усиками. Созревает в стручках и с силой разбрасывается вокруг, когда стручок лопается.
2) У одуванчика легкие семена и их разносит ветер.
3) Мятлик. Его семена плохо намокают. Они легкие и как кораблики плывут по воде после дождя.
4) Репейник. Его семена имеют зацепы, которые прикрепляются к шерсти животных и “переезжают” на новые места.
Сообщение учителя:
– Травянистые растения растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы. Среди них есть кормовые и медоносные, лекарственные растения, растения, занесенные в Красную книгу. Их надо беречь, не рвать. А есть и ядовитые растения.
Сообщение ученика о ядовитом растении – вех ядовитый.
Сообщение учителя (о насекомых).
– Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет. Но
если прислушаться…(включаю звуки луга).
– Какие знакомые звуки вы услышали?
– Каких животных больше на лугу? (Насекомых)
– Назовите знакомых насекомых.
– Среди луговых насекомых можно встретить хищников – стрекоз, которые едят
комаров и мошек; всеядных муравьев, которые питаются другими насекомыми, а также
соком и нектаром растений.
Отгадайте загадки:
1) Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет. (Бабочка.)2) На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)3) Черен, а не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит, воет,
Сядет, землю роет. (Жук.)
– На лугу живут жуки – санитары луга. Это жук – могильщик и жук – навозник.
– Прочитайте текст о жуке – могильщике.
Текст № 3.
Жук – могильщик ловко обманывает своих врагов. Оранжевые полоски на крыльях делают его похожим на шмеля, и если на него кто-то нападет, жук начинает гудеть как шмель. Если на земле лежит мертвая мышь, то гораздо раньше, чем ее учует лисица, рядом окажется маленький жучок, сантиметра в два в длину.
– Почему жука – могильщика называют санитаром луга?
Физкультминутка.
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок-скок.
Пчелка летит с цветка на цветок.
Трясогузка хвостиком трясет.
Перепел из земли червячка достает.
Дружно все взмахнули,
Мы немного отдохнули.
– А какие птицы живут на территории лугов?
– Сравните их по размеру и окраске.
– Птицы, как правило, небольшого размера, пестрой окраски, которая сливается с
прошлогодней травой. Форма тела птиц – обтекаемая, чтобы легче пробираться в
траве.
Сообщение учащихся о перепеле, коростеле, трясогузке.
– Чем питаются луговые птицы?
– Где вьют гнезда?
– А каких животных можно увидеть на лугу?
– Очень много мелких зверьков, особенно грызунов мышей и кротов.
– Почему?
– Мыши питаются травами, семенами растений. На лугах этого в изобилии.
Крот питается насекомыми, живущими в почве, червями.
А их в лугах тоже достаточно.
Игра “Найди верную цепь питания”. (Работа в командах.)
семена растений – мышь – еж
растения – гусеницы – трясогузка
землеройка – перепел – крот
4. Работа с учебником с. 48.
Прочитайте текст. Нарисуйте плакаты – экологические знаки о поведении на лугу. (Работа в командах.)
5. Подведение итогов урока.
– Почему луг можно назвать природным сообществом?
– Как надо относиться к сообществу “луг”?
6. Д.з.
с. 43–49, пересказ, подготовить сообщение об одном лекарственном растении.