Разработка урока по биологии для 6-го класса по теме "Семя. Внешнее и внутреннее строение семени"

Разделы: Биология


В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильное восприятие окружающего мира и важны в формировании личности в целом. Конечно, использованием старых наглядных пособий, однообразных учебников, таблиц, схем не поднять интереса к этим предметам. Помочь здесь могут современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), в частности компьютерные, используемые на различных стадиях учебного процесса.

Для повышения интереса учащихся к предмету я применяю разнообразные приёмы и методы, но сегодня, я хочу поделиться опытом использования электронного микроскопа Digital Blue, которым укомплектованы многие школы города Москвы.

В зависимости от количества микроскопов можно по-разному строить свою работу с учениками на уроке. Если есть в наличие 15 микроскопов, лучше заниматься в компьютерном классе или иметь ноутбуки. Тогда дети могут работать индивидуально, а результаты лучших работ можно показать на следующем уроке, используя функцию слайд шоу встроенную в программу микроскопа.

Если микроскоп в классе один, то необходимым условием его использования, при котором в работу будет вовлечён весь класс, является обязательное наличие компьютера и диапроектора.

На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать фотографии, сделанные с помощью Digital Blue. Так как у меня микроскоп один, то фотографии приходится делать заранее после уроков, готовить презентации, а затем работать с ними на уроке. Микроскоп очень помогает учителю при проведении лабораторных работ. Лабораторную работу нужно подготовить заранее, сфотографировать необходимые объекты, сделать подписи к рисункам, продумать и составить задания и вопросы для учащихся. По ходу работы учитель демонстрирует на экране что ученик должен найти и где искать данный элемент на своём объекте. В результате такой работы экономится время урока. Нет необходимости подходить к каждому ученику и объяснять индивидуально.

«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс. Авт. Пономарёва И.Н. Корнилова О.А. Кучменко В.С. Издательство «Вентана - Граф»

Методическая разработка урока биологии в 6 классе

Тема: Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.

Тип урока: Изучение нового материала.

Образовательная цель: Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжить формировать у учащихся навыки проведения лабораторных работ и умения работать с живыми биологическими объектами.

Развивающая цель: Создать условия для развития логического мышления через сравнение, обобщение, выделение главного; развития речевой деятельности и внимания.

Воспитательная цель: Создать условия для воспитания культуры общения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, готовая презентация к уроку, проросшие семена фасоли или гороха, пинцеты, таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение и прорастание семян пшеницы», гербарии фасоли и пшеницы, коллекция семян однодольных и двудольных растений, модель зерновки пшеницы

Ключевые термины и понятия: однодольные растения, двудольные растения, зародыш, щиток, эндосперм, семядоля, семенная кожура, рубчик, зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, почечка, семявход.

Презентация

Ход урока

I. Проверь себя

Какие утверждения верны, стр. 37 учебника

II. Объяснение нового материала.

Изучение внешнего и внутреннего строения семян.

1. Постановка цели урока и задач для достижения её

Новую тему можно начать с непривычного вопроса классу, можно ли искать сходство между рождением у животного и образованием семян у растений

(Ответ: сходство заключается в том, что и в том и в другом случае формируется новое миниатюрное поколение в недрах и под защитой предшествующего).

2. Актуализация знаний

Вопросы:

- Какие растения называют семенными?

(Ответ: цветковые и хвойные.)

- Для чего цветковые и хвойные растения образуют семена?

(Ответ: они необходимы для размножения и расселения по Земле.)

- Где образуются семена у цветковых растений?

(Ответ: внутри плода.)

- Где образуются семена у хвойных растений?

(Ответ: в шишках.)

- У всех ли цветковых растений образуется одинаковое количество семян внутри плода?

(Ответ: нет, в плодах может быть мало, много или одно семя.)

То есть плоды бывают односемянные, как слива, абрикос, персик и многосемянные, как пион, фасоль, горох, мак.

- У каких высших растений нет семян?

(Ответ: у мхов, хвощей, плаунов, папоротников.)

- При помощи чего они размножаются?

(Ответ: при помощи спор.)

На этом уроке мы начнём изучать семя. Для начала давайте попробуем дать определение, что такое семя? Семя представляет собой структуру, которая состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте. Кроме того семя защищает это растение, которое называется зародыш семени, от неблагоприятных условий до приживания на новом месте и помогает сохраняться годами. То есть в неблагоприятных для растения условиях этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать. Этим мы пользуемся, когда храним семена каких-либо растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.

Но семена растений бывают такими разными! Посмотрите, как выглядят семена гороха, фасоли. Какого они размера?

(Ответ: семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам.)

- А какие семена меньше по размерам, чем семена фасоли или гороха?

(Ответ: семена редиса, укропа, моркови, петрушки и др.) (слайд 2).

- А знаете ли вы совсем маленькие семена?

(Ответ: Вспомните о семенах мака. Мы вспоминаем о них, когда говорим о том, что сегодня ничего не ели. (Маковой росинки во рту не было.) Семена некоторых растений, например орхидеи Венерина башмачка, могут весить всего миллионные доли грамма. Вы себе представляете, что это за число? Кто может написать его на доске? (Кто-нибудь из учеников выходит к доске и пишет это число (0,000001). А семена некоторых растений могут весить до 25 килограмм, как, например, семена сейшельской пальмы (слайд 3). А ещё семена могут быть эталоном веса, например ювелирных изделий. О каких единицах измерения идёт речь? (О каратах. Карат – это стручок рожкового дерева семена которого служили мерой массы, а также мерой чистоты золота. Рожковое дерево относится к семейству бобовых, а его стручки содержат семена, которые обладают одним удивительным свойством – одинаковым весом, а именно – 200 миллиграммов. Именно из-за этих свойств в давние времена находчивые ювелиры и аптекари стали использовать семена рожкового дерева в качестве гирек.) (слайд 4)

А какой различной формы могут быть семена! (Учитель дополняет свой рассказ демонстрацией семян из коллекций). Некоторые семена имеют специальные крючочки, как семена череды и лопуха. Для чего им нужны эти крючочки? (Для того чтобы прицепиться к шерсти животных, одежде человека и переместиться на новые места обитания). А у некоторых растений на семенах есть пуховые выросты. У каких растений семена опушены? (Одуванчик, хлопчатник. Семена этих растений распространяются ветром). А семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клёна и ясеня. Для чего нужны семенам эти крылышки. (Тоже для распространения с помощью ветра) (слайд 5).

Давайте рассмотрим семя фасоли. Оно больше всего подходит для наших целей благодаря своему размеру, а также тому, что оно вам всем хорошо знакомо.

3. Лабораторная работа №5 стр.43-44

А) «Внешнее строение семени фасоли или гороха».

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли. Найти семенную кожуру, рубчик, семявход; продолжить формировать навык выполнения биологического рисунка. (Слайды в презентации с 6 по 8)

Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли и гороха, лупа, препаровальная игла, пинцет.

Ход работы:

  • Рассмотрите семена невооружённым глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик – место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход – отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух (семявход лучше рассматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру или сам корешок.
  • Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.
  • Какого цвета семена фасоли? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры семян фасоли?
  • Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного семени фасоли или гороха. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли и гороха, попробуйте снять семенную кожуру с них. Насколько легко вы это сделали?
  • Сделайте вывод о функциях семенной кожуры, какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?

Но, несмотря на внешние различия, семена всех растений имеют сходство во внутреннем строении. Это сходство объясняется функциями семян. Внутри семени под кожурой находится зародыш нового растения. У одних растений зародыш крупный и его легко можно увидеть, сняв семенную кожуру. Например, у фасоли, гороха, дыни, яблока. Если снять семенную кожуру с семян этих растений, мы увидим, что семя распалось на две половинки, это две семядоли – будущие первые листья зародыша. Растения, семена которых имеют по две семядоли, называют двудольными.

Давайте рассмотрим внутреннее строение семени фасоли или гороха.

В)» Внутреннее строение семени фасоли или гороха».

Цели: показать особенности строения семян двудольных растений; продолжить формировать навык выполнения биологического рисунка. (Слайды в презентации с 9 по 13)

Оборудование: размоченные семена фасоли и гороха, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Ход работы:

  • Возьмите размоченное семя фасоли. Аккуратно снимите семенную кожуру. Вы видите зародыш, состоящий из двух семядолей-первых зародышевых листьев. Сколько семядолей вы видите? Семядоли у семени фасоли и гороха такие массивные, потому что в них находится запас питательных веществ для будущего растения. Найдите зародышевый корешок и зародышевый стебелёк. Рассмотрите их с помощью лупы.
  • Аккуратно раздвиньте семядоли. Найдите почечку, которая находится на верхушке зародышевого стебелька. Найдите зачаточные листья на почечке.
  • Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.
  • Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а также о принадлежности фасоли к двудольным растениям, докажите это.

Но не все двудольные растения имеют такое же строение. Например, семена перца или помидора имеют особую запасающую ткань – эндосперм (от греч. Слов «эндо» - внутри и «сперма» - семя). Он занимает большую часть семени и окружает тонкие семядоли. В семенах перца, помидора, баклажана, липы, моркови, фиалки, мака, сирени эндосперм занимает большую площадь семени, поэтому семядоли у этих семян не такие крупные. У подсолнечника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли, запасные вещества отложены прямо в семядолях, а эндосперм практически отсутствует. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметные.

Мы познакомились с растениями, семя которых содержит две семядоли, но есть и такие, семена которые имеют одну семядолю. Растения, семена которых имеют одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относятся: рожь, пшеница, кукуруза, лук, ирис, ландыш, частуха.

Давайте рассмотрим строение семени однодольного растения на примере семени пшеницы. (По программе Пономарёвой эта часть лабораторной работы не выполняется, но для лучшего формирования понятий и наглядного представления, если есть возможность, то лучше эту часть работы выполнить).

С)» Строение семян однодольных растений».

Цели: показать особенности внешнего и внутреннего строения семян однодольных растений; сравнить строение семян однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка (слайды с12 по 14).

Оборудование: «сухие и размоченные семена овса, постоянные препараты «продольный разрез семени овса», лупы, пинцеты препаровальные иглы

Ход работы:

  • Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы. Какие общие черты во внешнем строении зерновки пшеницы и внешнем строении семени фасоли вы обнаружили?
  • Попробуйте снять покров с семени пшеницы. Получилось ли у вас это? Почему?
  • Рассмотрите внутреннее строение зерновки пшеницы (раздать уже заранее разрезанные семена)
  • При помощи лупы рассмотрите препарат «продольный разрез зерновки пшеницы». Найдите на препарате и на разрезанной зерновке эндосперм (он занимает большую часть семени); найдите зародыш, рассмотрите зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, почечку и семядолю (щиток). Зарисуйте внутреннее строение зерновки пшеницы и подпишите её основные части.
  • Сделайте вывод о сходстве и различиях во внешнем и внутреннем строении двудольных и однодольных растений на примере семени фасоли и зерновки пшеницы (общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, семявход и зародыш. Различаются семена тем, что в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме).

4. Прорастание семян, проросток и его строение (объяснение учителя).

Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега. Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.

Прорастание начинается с корешка, из которого возникает главный корень. У двудольных растений главный корень развивается дальше, а у однодольных он недолговечен и заменяется придаточными корнями.

Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой.

Побег выходит из семени после развития корня. Различают несколько типов прорастания побегов. Надземный тип прорастания, как у фасоли, отличается выносом обеих семядолей. Подземный тип прорастания, как у гороха, отличается тем, что выноса семядолей не происходит.

III. Закрепление знаний и умений.

Ответьте на вопросы

  • Что такое семя?
  • К каким органам относится семя – к вегетативным или к генеративным?
  • Какие приспособления для распространения бывают у семян?
  • Семена каких растений распространяются ветром, какие приспособления у них для этого есть?
  • Семена каких растений распространяются с помощью животных и человека, какие приспособления у них для этого есть?
  • Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура?
  • Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? Приведите примеры этих растений.
  • Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений?
  • Что такое эндосперм?
  • У семян каких растений есть эндосперм, а у каких нет?

Вставьте пропущенное слово:(выделенные слова являются пропущенными)

Семя – генеративный орган растения. Семя служит для размножения и распространения растений. Отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух называется семявход. След от места прикрепления семени к стенке плода называется рубчик. Корень будущего растения развивается из зародышевого корешка, а стебель из зародышевого стебелька. На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть почечку. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные листья. Почечка представлена образовательной тканью. В семенах некоторых растений присутствует особая запасающая ткань-эндосперм.

IV. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:

Трудный – лёгкий

Скучный – интересный

Непонятный – понятный

Обычный – необычный

Ненужный – полезный

Нелюбимый – любимый.

V. Домашнее задание.

Повторить материал в учебнике на стр. 39-44, выполните задания в рабочей тетради.

Творческое задание.

Вспомните, в каких сказках встречается упоминание о семенах? Какие это семена – однодольные или двудольные?

Использованная литература:

  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко /авт.-сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007-173
  2. Илларионов Э.Ф. Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.-320с.
  3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс. -М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
  4. Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Методическое пособие.- 2-е изд., доп. – М.: Вентана - Граф, 2006. – 144с.