“Железо ржавеет, не находя себе применения,
стоячая вода либо гниет , либо замерзает от холода,
а ум человека, не находя применения, чахнет”.
(Леонардо да Винчи)
Игра – важнейший вид деятельности, в которой происходит формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств, реализуется потребность воздействовать на мир.
Для детей дошкольного возраста игровые умения и навыки приобретают исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания.
Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм , интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, так, как сам он ниоткуда не появляется; и если иногда говорят: “Он сам интересуется”, то только потому, что не знают, откуда интерес появился, кто принес его “семя” и удобрил почву для роста.
Первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность нас, взрослых, в прогрессе малыша, росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать что перехваливание – похвала не по заслугам – может и навредить, особенно в старшем возрасте. Всегда нужно уметь показывать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.
Это возбуждает у ребенка желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию – очень важное условие в творческой деятельности. Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребенка появится желание играть. Надо организовать его желание, пробудить его, создать условия для его возникновения. Но при этом надо всегда помнить , что не следует доводить занятия играми до перенасыщения, до того, что малышу не хочется играть. Как только промелькнет первый признак потери интереса к игре, необходимо ее заканчивать. Игру можно продолжить завтра и тогда у ребенка будет приятная перспектива – завтрашняя радость.
Интеллектуальные игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно . Мы, взрослые , должны набраться терпения и не подсказывать ни словом , ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Мы должны дать ребенку подумать, отыскать свои ошибки. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
Если ребенок не справляется с заданием, значит, Вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
Для самых маленьких (1,5–3 года) можно оживлять игру сказкой или рассказом , фигурами, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
Развивать творческие, интеллектуальные способности надо начинать как можно раньше. Первые годы жизни– самое благодатное время, когда мы, взрослые, даем самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь успешно вырастить позже.
Интеллектуальный Конкурс “Знай-ка” – 2012.
Блиц-вопрос.
1-я команда.
- Кто пишет музыку? (Композитор.)
- В какой сказке один из персонажей был с голубыми волосами? (Приключение Буратино.)
- Загадка. “Один говорит, двое смотрят, двое слушают”. (Язык, глаза, уши.)
2-я команда.
- Назови профессию человека, который руководит оркестром? (Дирижер.)
- В какой сказке, у персонажа вместо головы была луковка? (Приключение Чиполлино.)
- Загадка.
“Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда!
Ему ж не снять их никогда”.
3-я команда.
- Кто пишет пейзажи? (Художник пейзажист.)
- В какой сказке лисички баловались спичками? (“Путаница”.)
- Загадка.
“Есть спина, а не лежит
Четыре ноги , а не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит” (стол).
4-я команда.
- Кто сочиняет стихи? (Поэт.)
- Из какой сказки эти строки? “А за ними блюдца, блюдца дзынь ля-ля и танцуют и смеются дзынь ля-ля, дзынь ля-ля”. (“Федорино горе”.)
- Загадка.
“На ноге стоит одной
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки , горы , океаны”.
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 3 балла.
Задание № 1 “Дети на прогулке”.
Дидактическая задача. Учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.
Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всей команде. На картинке изображен ребенок(мальчик или девочка), в руке которого недорисованный предмет.
Руководство. Ведущий показывает детям одну из картинок и говорит, что на картинке нарисовано, например мальчик. Мальчик идет на прогулку, но , что он несет в руке, художник не успел дорисовать. Просит детей придумать, что у мальчика в руке. Например, если на картинке изображен мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идет на прогулку с палочкой, с шариком, с цветком и т.п.Необходимо как можно больше придумать вариантов.
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание № 2 “Что это значит?”.
Взрослый произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:
Свежий ветер – прохладный;
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся;
Свежий хлеб – мягкий, только что испеченный;
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная;
Свежая газета – новая, только что купленная;
Свежая голова – отдохнувшая;
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная;
Глухой шум поезда – отдаленный, неслышный, приглушенный.
Оценка. На каждую команду по два словосочетания. За правильное объяснение по 5 баллов.
Музыкальная пауза.
Задание № 3 “Космическое путешествие”.
Образовательные задачи: развитие фонематического слуха, закрепление знания букв.
Материал: карандаши, карточки на каждого ребенка, расчерченные на 6 клеток.
Руководство: Ведущий предлагает детям отправится в путешествие, но чтобы узнать в какое им необходимо узнать ключевое слово. Слово они будут угадывать по буквам и записывать в клеточках:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
к | о | с | м | о | с |
В “третьей” клетке запишем букву , которая в слове “сон” стоит на первом месте.
В “шестой” клетке запишем букву , которая стоит в слове “усы” на втором месте.
В “первой” клеточке запишем букву , которая в слове “мак” стоит на последнем месте.
В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове “костюм”.
Во “второй” клетке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове “крот”.
Выполнив это задание, дети читают ключевое слово “космос”.
Оценка. Каждая карточка оценивается отдельно. За правильно выполненное задание дается по 2 балла. (общий итог – за правильное выполнение командой задания дается 12 баллов).
Задание № 4 “Звездолет”.
Материал. Карточки на каждого ребенка. (см. Приложение 2)
Отправимся в космос на звездолете. Конструктор решил нам помочь построить звездолет, но кто-то ему помешал и перепутал чертежи. Нам необходимо разобраться, что нужно делать сначала, а что потом. Поможем ему разобраться с чертежами.
Детям предлагается 6 рисунков – схем. Дети должны выстроить их в нужной последовательности, прикрепив к каждому рисунку порядковый номер.
Оценка. За правильный ответ 2 балла (2 “звездолета”), 1 балл (1 звездолет).