Прямая речь. Диалог. Урок-соревнование по русскому языку в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели: закрепить пунктуационные навыки по теме “Прямая речь и диалог” на материале предмета “Речь и культура общения”; закрепить правила общения по телефону и формулы речевого этикета общения, используемые в ситуациях утешения и благодарности; развивать память, волевые качества, формировать стремление к победе.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран. Приложение (презентация).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок мы посвятим закреплению синтаксической темы “Прямая речь и диалог” на материале предмета “Речь и культура общения”. Проведем его в форме соревнования двух команд.

Представление команд.

Первая команда – “Запятая”:

Мы запятые, девицы завитые.
Живем в диктовке
На каждой остановке.
Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

Вторая команда – “Точка”:

Я точка, точка-одиночка.
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Со мною связано явление, весьма далекое от строчки:
Меняет время точку зрения.
А почему?
Дошло до точки.

Разминка.

Эпиграф:

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери

Помня, что эпиграф – это цитата, помещаемая перед сочинением, в которой автор поясняет идею произведения, попытайтесь определить цель нашего соревнования.

Оформите этот эпиграф как прямую речь, составьте схему предложения.

Первое задание: “Реши кроссворд”.

По горизонтали:

3-я строка – разговор двух и более лиц;
4-я строка – слова, обращенные к собеседнику;
5-я строка – слова, вводящие прямую речь;
6-я строка – речь одного лица;
7-я строка – знак препинания, в который заключается прямая речь;
8-я строка – знак препинания, который ставится перед каждой репликой диалога;

По вертикали: знак препинания, который ставится после слов автора перед прямой речью

За каждое верно угаданное слово – одно очко.

Второе задание: словарный диктант “Доброе слово в жемчугах ходит”, составленный представителями обеих команд (домашнее задание). Выполняют два ученика на доске, остальные – в тетрадях.

здравствуйте
спасибо
пожалуйста
благодарить
доброта
отзывчивость
до свидания
сострадание
комплимент
извините
милосердие
утешение
вежливость
чуткость
просьба
сочувствие
похвала
уважение

Взаимопроверка работ представителями противоположных команд. Выставляется количество баллов, соответствующее полученной отметке.

Третье задание: “Умей утешить”. Используя прямую речь, успокойте Иван-царевича (Царевна-лягушка), Старика (Золотая рыбка).

Конкурс оценивается пятью очками.

Четвертое задание: диктант по памяти “Вежливый Слон” с последующей взаимопроверкой.

Вышел Слон на лесную дорожку,
Наступил Муравью на ножку.
И вежливо очень сказал Муравью:
“Можешь и ты наступить на мою”.

Пятое задание: “У меня зазвонил телефон” – сценка из рассказа Н. Носова “Телефон” (домашнее задание).

– Алло!
– Алло.
– Давай разговаривать.
– Давай. А о чем?
– Ну о чем? О чем-нибудь.
– Ну?
– Что ну?
– Чего же ты не разговариваешь?
– А ты почему не разговариваешь?
– Да я не знаю, о чем разговаривать.

Исполнение оценивается тремя очками.

Задание: расскажите правила телефонного общения.

Примерный ответ:

– Если можно обойтись без звонка, то звонить не следует.
– Нельзя без нужды и часто разговаривать по телефону.
– Знать формулы телефонного этикета.

Оценивается тремя очками.

Шестое задание: “Позвони мне, позвони!”

1-я команда: Позвоните заболевшей подруге.

2-я команда: Вы не были в школе. Позвоните однокласснику, чтобы выяснить домашнее задание.

Конкурс оценивается пятью очками.

Итоговая рефлексия. Предлагается подвести итоги урока, обобщить полученные знания. Учащиеся отвечают, что они узнали на уроке. Награждение победителей.

Домашнее задание: сочинение “Диалог с любимой игрушкой (книжкой, ручкой, тетрадью и т.п.).