Цели: закрепить пунктуационные навыки по теме “Прямая речь и диалог” на материале предмета “Речь и культура общения”; закрепить правила общения по телефону и формулы речевого этикета общения, используемые в ситуациях утешения и благодарности; развивать память, волевые качества, формировать стремление к победе.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран. Приложение (презентация).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок мы посвятим закреплению синтаксической темы “Прямая речь и диалог” на материале предмета “Речь и культура общения”. Проведем его в форме соревнования двух команд.
Представление команд.
Первая команда – “Запятая”:
Мы запятые, девицы завитые.
Живем в диктовке
На каждой остановке.
Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Вторая команда – “Точка”:
Я точка, точка-одиночка.
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Со мною связано явление, весьма далекое от строчки:
Меняет время точку зрения.
А почему?
Дошло до точки.
Разминка.
Эпиграф:
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Помня, что эпиграф – это цитата, помещаемая перед сочинением, в которой автор поясняет идею произведения, попытайтесь определить цель нашего соревнования.
Оформите этот эпиграф как прямую речь, составьте схему предложения.
Первое задание: “Реши кроссворд”.
По горизонтали:
3-я строка – разговор двух и более лиц;
4-я строка – слова, обращенные к собеседнику;
5-я строка – слова, вводящие прямую речь;
6-я строка – речь одного лица;
7-я строка – знак препинания, в который заключается прямая речь;
8-я строка – знак препинания, который ставится перед каждой репликой диалога;
По вертикали: знак препинания, который ставится после слов автора перед прямой речью
За каждое верно угаданное слово – одно очко.
Второе задание: словарный диктант “Доброе слово в жемчугах ходит”, составленный представителями обеих команд (домашнее задание). Выполняют два ученика на доске, остальные – в тетрадях.
здравствуйте спасибо пожалуйста благодарить доброта отзывчивость до свидания сострадание комплимент |
извините милосердие утешение вежливость чуткость просьба сочувствие похвала уважение |
Взаимопроверка работ представителями противоположных команд. Выставляется количество баллов, соответствующее полученной отметке.
Третье задание: “Умей утешить”. Используя прямую речь, успокойте Иван-царевича (Царевна-лягушка), Старика (Золотая рыбка).
Конкурс оценивается пятью очками.
Четвертое задание: диктант по памяти “Вежливый Слон” с последующей взаимопроверкой.
Вышел Слон на лесную дорожку,
Наступил Муравью на ножку.
И вежливо очень сказал Муравью:
“Можешь и ты наступить на мою”.
Пятое задание: “У меня зазвонил телефон” – сценка из рассказа Н. Носова “Телефон” (домашнее задание).
– Алло!
– Алло.
– Давай разговаривать.
– Давай. А о чем?
– Ну о чем? О чем-нибудь.
– Ну?
– Что ну?
– Чего же ты не разговариваешь?
– А ты почему не разговариваешь?
– Да я не знаю, о чем разговаривать.
Исполнение оценивается тремя очками.
Задание: расскажите правила телефонного общения.
Примерный ответ:
– Если можно обойтись без звонка, то звонить не следует.
– Нельзя без нужды и часто разговаривать по телефону.
– Знать формулы телефонного этикета.
Оценивается тремя очками.
Шестое задание: “Позвони мне, позвони!”
1-я команда: Позвоните заболевшей подруге.
2-я команда: Вы не были в школе. Позвоните однокласснику, чтобы выяснить домашнее задание.
Конкурс оценивается пятью очками.
Итоговая рефлексия.
Предлагается подвести итоги урока, обобщить полученные знания. Учащиеся отвечают, что они узнали на уроке. Награждение победителей.Домашнее задание: сочинение “Диалог с любимой игрушкой (книжкой, ручкой, тетрадью и т.п.).