Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний.
Форма урока: бинарный урок
Цели и задачи урока:
Цель: Обобщить и повторить изученный ранее материал по теме «Искусство в первобытном обществе», «Искусство Древней Руси» и познакомить с характерными чертами современных нанотехнологий.
Задачи:
- Выделить общие и отличительные черты первобытного искусства, искусства Древней Руси.
- Доказать, что каждая эпоха внесла неоценимый вклад в развитие мировой культуры.
- Воспитывать уважение к тому, что создано руками человека.
Оборудование: пещерные изображения первобытных художников, иконы Феофана Грека, Андрея Рублёва, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проигрыватель, аудио и видеозапись .
Оформление: Уголок первобытного искусства, Уголок искусства Древней Руси, уголок нанотехнологий.
Уголок искусства первобытного человека представлен рисунками первобытного человека со стен пещеры Альтамира (Испания), изображениями самого первобытного человека и изображением мест его творчества
Уголок искусства Древней Руси представлен предметами старины школьного музея и репродукциями икон Андрея Рублева и Феофана Грека.
А.Рублев «Троица», Государственная Третьяковская галерея
Ф. Грек «Архангел Гавриил» 1405 г.
Уголок нанотехнологий представлен компьютером, мультимедийной установкой и фото.
Часы
Подставка
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Мы начинаем урок истории и - изобразительного искусства.
Тема нашего урока: «Жизнь коротка, искусство вечно».
Сегодня мы обобщим знания , полученные вами на уроках истории и изобразительного искусства ранее по темам «Искусство Первобытного общества», «Древнерусское искусство» и заглянем в современный мир нанотехнологий.
Постараемся выделить отличительные черты каждого периода в искусстве и найти в них общее.
Вам предстоит доказать, что каждая эпоха внесла неоценимый вклад в развитие мировой культуры.
Итогом нашего урока должно стать понимание того, что культура может быть вечной, только тогда, когда человек будет бережно относиться к деяниям рук человеческих.
1. Вступление. – Древняя истина гласит – «Жизнь коротка – искусство вечно». Действительно, непревзойденные шедевры мирового искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались на протяжении многих тысячелетий. Смена поколений, бег времени, войны, природные катаклизмы, НТП не изменили представлений человека о вечных истинах и духовных идеалах. Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке, т.е. к изучению искусства вполне оправданно можно применить исторический подход, т.к. он позволяет достаточно объективно оценить вклад той или иной культурно-исторической эпохи в развитии цивилизации.
(Ирина Алексеевна)
- Попробуйте дать определение, что такое культурно- историческая эпоха?
(Учащиеся называют слова- ассоциации, учитель записывает их на доске, в ходе обсуждения оставляют наиболее правильные варианты ответов.
- продолжительный период времени;
- характерные особенности в развитии общества;
- характерные особенности в развитии культуры).
Каждая новая эпоха – это определенная ступень художественного восхождения человечества. Она обладает самостоятельной ценностью, неповторимостью и колоссальным значением. Постараемся в этом убедиться.
2. Представление эпох.
Сегодня мы совершим экскурс в искусство первобытного общества, в искусство Древней Руси и познакомимся с особенностями современных Нано-технологий.
Помогут нам совершить экскурсию в прошлое и настоящее группы ребят. Два дня назад они получили задания представить искусство определённого периода культуры. Каждый из вас внимательно слушает и старается выделить общие и отличительные черты искусства данных периодов.
- Представление эпохи Первобытного человека.
- Представление эпохи Древнерусского искусства.
- Представление современных нанотехнологий.
А теперь всех, кому интересно и понятно искусство Первобытного общества я прошу объединиться в одну группу, тех, кому понятно и интересно Древнерусское искусство – объединяются во вторую группы, специалисты в области нанотехнологий в третью группу. Вам дается 5 минут для того, что бы вы ответили на вопрос - Что общего и отличительного можно выделить в искусстве разных культурно-исторических эпох? Через 5 минут вы должны будете доказать свое мнение.
(Учащиеся, работая на листах бумаги, вывешивают свои варианты ответов. В процессе обсуждения оставляются наиболее правильные.
Общие черты:
- создано человеком
- взаимосвязь истории и науки
Отличительные черты
Первобытное искусство:
- синкретический характер искусства
- без правил
- рисую то, что вижу
- краски - природные
- инструмент - пальцы, руки
- место - стены пещер
Древнерусское искусство:
- строгие каноны
- рисую духовную истину
- краски - растертые на яичном желтке природные минералы
- рисуют на доске, стене
- инструмент- кисть
- закон обратной перспективы
Современное искусство:
- рациональное мышление ( программа компьютера)
- инструменты и материалы « в одном лице»
- широкие возможности применения
3. А теперь пришло время применить ваши знания на практике.
Следующие задания вы должны выполнить так, как его выполнили бы люди, живущие в ту эпоху, которую вы представляете.
Задание 1. Видео-фильм. – Древние кромлехи. ( 5 мин.)
Вы должны преобразовать форму каменного столба , который называется КРОМЛЕХ , с точки зрения искусства времени, которое вы представляете. Для этого вам необходимо при помощи фломастера, карандаша, кисти, компьютера или другого материала, нарисовать, что может из него получиться. Работает каждый в группе. По истечении 5 минут выберите лучший вариант изображения, который , по вашему мнению, мог появиться в представляемую вами эпоху,
- Докажите, можно ли столб считать произведением искусства?
(Учащиеся представляю один вариант от группы и доказывают, почему именно такое изображение кромлеха могло появиться в ту, или иную культурно-историческую эпоху)
Задание 2.
Сейчас вы услышите звуки колокола. Вам необходимо изобразить ваши музыкальные впечатления: кистью, танцем, графикой… Не забывайте, вы являетесь представителем своих эпох, поэтому попробуйте объяснить как на эти звуки отреагировал бы человек в определенную к/и эпоху, с какими событиями могли быть связаны эти звуки, что они обозначали? Почему вы так считаете?
Задание 3.
Мы предлагаем вам поработать с историческими документами и ответить на вопрос: В какую эпоху могли быть произнесены эти слова и почему?
(Группы тянут листочки с высказываниями представителей искусства различных эпох, доказывают свою точку зрения)
Таким образом сегодня на уроке мы закрепили изученный ранее материал, но надеемся , что что-то для вас было новым.
- Что вы уже знали?
- Что узнали?
- Что хотели бы узнать?
- Попробуйте сделать вывод по уроку, исходя из темы.
Вывод:
- Искусство – это творение рук человеческих,
- Искусство - не стоит на месте, оно развивается,
- Искусство разных исторических периодов имеет свою ценность,
- Каждая эпоха имеет свои специфические особенности.
- Искусство вечно - если к нему относиться бережно.
Вывод учителя: Уходя с урока, вы, я надеюсь, поняли - то, что создано в наше время не обязательно лучше того, что было сделано в глубокой древности. Прав был французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что «шедевр рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера». Только относиться к этому нужно бережно!
Литература:
- Арефьев М.А. Русская культурология, СПб, 2003 г.
- Березовая Л.Г.История русской культуры, Москва, 2002 г.
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 в.», Москва, Дрофа, 2007 г.
- Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М., 2006
- Материалы сайта - http// kud-sosh.narod. .ru/05.gpeq
- Материалы сайта – http//www.qirlcafe.ru/topic 5384 html
- Материалы сайта – http//dic. academic. ru/pictures/bse/gpq/0291836227. gpq
- Материалы сайта – http//daus pravoslavie. . ru/ qpg/im3630. gpg