Продолжительность урока: 40 минут.
Количество учащихся в классе: 25 человек
Предмет: Литературное чтение
Цель урока: Познакомить детей с произведениями о природе разных жанров.
Задачи урока:
- Обогащать читательский опыт. Формировать навыки беглого, выразительного чтения. Учить работать с моделью обложки произведений разных авторов.
- Способствовать развитию познавательной активности, расширять кругозор.
- Способствовать формированию бережного отношения к природе. Учить видеть и понимать красоту родной природы.
Методы: Репродуктивный (упражнения, работа с книгой), объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа).
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы на уроке: Работа в парах, фронтальная.
Оформление урока: Выставка книг.
Оборудование урока:
- Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
- Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Литература: Учебник “Литературное чтение 2 класс 1 часть” Л.А. Ефросинина, рабочая тетрадь “Литературное чтение 2-й класс 1-я часть”
План урока:
1. Проверка домашнего задания.
- дополнить схему жанров.
- рассказать стихотворение Пушкина А.С.
- осенние изменения в природе.
2. Знакомство с произведением Е.Трутневой “Осень”.
- Приметы осени.
- Растения осенью.
- Животные осенью.
3. Работа с моделями обложек произведений Пушкина А.С. и Трутневой Е. “Осенняя проза”.
- Проверка домашнего задания (Скребицкий Г “Осень”).
- Знакомство с произведением Э. Шима “Белка и Ворон”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встаньте все ровно, садитесь.
2. Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке чтения мы продолжим изучение темы: “Уж небо осенью дышало”. (Приложение.) (Слайд 1) Посмотрите на выставку книг. Все эти произведения о природе. Разные авторы, но тема одна. Берегите нашу природу, ведь она прекрасна!
Мы познакомимся с творчеством Е.Трутневой и Э.Шима.
3. Проверка домашнего задания.
1) Вспомните, какие жанры литературных произведений вам известны?
Дополните схему. (Слайд 2)
2) К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало…”? Расскажите его наизусть (1–2 ученика). (Слайд 3)
3) О каких своих наблюдениях говорит автор в стихотворении? (Слайд 4)
4. Знакомство с новым материалом.
Найдите в учебнике на стр. 93 произведение Е.Трутневой “Осень”, прочитайте его шепотом. (Слайд 5) А теперь послушайте я прочту вам его вслух.
– Какое настроение вызывает это стихотворение?
– Как вы понимаете слова “стало вдруг светлее вдвое”?
– Как изменились растения с приходом осени? Прочитай. (Слайд 6)
– Как ведут себя животные, о которых говорит Трутнева в своем произведении?
(Слайд 7, 8)
– Кто сможет прочитать стихотворение, соблюдая паузы?
5. Физкультминутка Встаньте все. Выполним несколько упражнений. 1) потягивание 2) повороты туловища 3) повороты головы влево, вправо 4) “жмурики” для глаз.
6. Работа с моделями обложки произведений.
Вы говорили, что произведение А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало…” относится к стихотворному жанру. Какая фигура должна быть на модели? (стих, значит треугольник) Каким цветом его закрасим и почему? (зеленым, т.к. произведение о природе) (Слайд 9)
Какая модель подходит к произведению Е.Трутневой “Осень”? (Такая же модель.)
Верно. Эти произведения похожи: по жанру (стихотворение); и тема произведений одна – о родной природе.
Вы дома читали произведение Г. Скребицкого “Осень”. Какой это жанр? (Рассказ.) Сегодня мы познакомимся еще с одним автором. (Слайд 10)
Э. Шим “Белка и Ворон”. (Первый раз вслух это произведение прочитает ученик, который читает лучше всех в классе.)
Назовите действующее лицо в рассказе Г. Скребицкого “Осень”. (Это художник – осень.) Автор говорит об осени как о человеке, обладающим волшебством. Вот стоит этот волшебник где-то здесь за деревьями и наблюдает как мы с вами очарованы красотой осеннего парка или леса. Так хочется шагнуть на этот пестрый ковер из листьев, и тихо присесть на край скамейки. (Слайд 11) Дополните модель обложки Г. Сребицкого “Осень” (зеленый прямоугольник, т.к. это рассказ о природе). Годится ли такая же модель обложки для произведения Э. Шима “Белка и Ворон”? (Слайд 12) (Нет, это сказка, значит нужен круг, коричневый цвет – это сказка о животных.)
7. Работа в тетради.
Рабочая тетрадь “Литературное чтение” стр.46.
Задание № 1 вы делали дома. Оно поможет вам выполнить задание № 2 по вариантам. I – вариант – березы и клены.
II – вариант – липы.
III – вариант – дуб.
IV – вариант – сосны и ели.
– Раскрасьте, используя краски Художника – Осени. Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, соответствует ли рисунок описанию из текста Г. Скребицкого “Осень”. Поставьте оценку своему соседу.
Посмотрите как выглядят эти деревья осенью, некоторые из них в нашей местности не растут. (Слайд 14, 15)
8. Первичное закрепление материала.
Назовите действующие лица из сказки Э. Шима “Белка и Ворон”. Сейчас мы попробуем прочитать эту сказку по ролям. (двое ребят читают, остальные следят)
9. Домашнее задание.
Всем ребятам научиться читать (стр. 91–93)без ошибок, выразительно сказку “Белка и Ворон” Э. Шима и стихотворение “Осень” Е.Трутневой.
В тетради: I – вариант стр.47 № 1, № 2, 3. (Э. Шим)
II – вариант стр.47 № 1, № 2. (Е. Трутнева)
(Слайд 16)
10. Итог урока.
Осенние изменения в природе описывают разные авторы в своих произведениях. Какое явление природы описывает Трутнева Е. в своем стихотворении “Осень”. Вы, наверняка, наблюдали это же явление осенью. “Все летит! Должно быть, это улетает наше лето”. (Слайд 17)