Литературная викторина "В мире сказок" с кукольным спектаклем для учеников начальной школы

Разделы: Внеклассная работа


Цели: развитие образного мышления, речи, памяти, интереса к русской литературе и русскому фольклору; развитие коммуникативных навыков, формирование дружного коллектива, возможность проявления инициативы и самостоятельности.

Задачи: дать возможность проявить актерские способности, расширить знания детей о детской литературе, развить интеллект, находчивость, обучить работе в команде, сплотить коллектив.

Ученики 1-го класса подготовили игровую программу и кукольный спектакль для учащихся 1–2-х классов.

Оборудование: аудиозаписи детских песен из мультфильмов и сказок; рисунки – зеркало, корыто, яблоко, лебедь, месяц; кроссворды на листах ватмана или в электронном варианте для интерактивной доски; ширма; пальчиковые игрушки; яркие шапочки с названием сказок; звезды из фольги – самоклейки.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы все вспомните своих любимых сказочных героев, примете участие в веселых конкурсах. А в конце праздника ученики 1-ого класса покажут вам кукольный спектакль “Рукавичка”.

Первый ученик:

Мы подрастем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.

Второй ученик:

Спешу приветствовать вас я,
Мои веселые друзья!
Мы собрались сегодня в зале!
Верней, не в зале, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили, лису?
Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?

Третий ученик:

Раскроем занавес – вуаль
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес
И, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.

Ведущий: Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки, а вы узнайте своих любимых героев и подскажите отгадку.

  1. Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей,
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.
    Он известен, знаменит,
    Это доктор……(Айболит)
  2. Многим долго неизвестный,
    Стал он каждому дружком.
    Всем по сказке интересной
    Мальчик-луковка знаком.
    Очень простои недлинно
    Он зовется……(Чиполлино)
  3. Бабушка девочку очень любила
    Шапочку красную ей подарила
    Девочка имя забыла свое.
    Ну, отгадайте, как звали ее?
    (Красная Шапочка)
  4. Он дружок зверям и детям,
    Он живое существо,
    Но таких на белом свете
    Больше нет ни одного.
    Потому что он не птица,
    Не тигренок, не синица,
    Не котенок, не щенок,
    Не волчонок, не сурок.
    Но заснята для кино
    И известна все давно
    Эта милая мордашка,
    А зовется….. (Чебурашка)
  5. Она легко, как по канату,
    Пройдет по тоненькой веревочке.
    Она жила в цветке когда-то.
    Ну, а зовут ее….(Дюймовочка)
  6. Он и весел и незлобен
    Этот милый чудачок.
    С ним хозяин – мальчик Робин,
    И приятель – Пяточок.
    Для него прогулка – праздник,
    И на мед особый нюх.
    Этот плюшевый проказник
    Медвежонок…..(Винни Пух)
  7. Всех он любит неизменно,
    Кто б к нему не приходил
    Догадались? Это Гена,
    Это Гена…. (Крокодил)
  8. И на мачеху стирала,
    И горох перебирала
    По ночам, у свечки.
    А спала у печки.
    Хороша, как солнышко.
    Кто же это?.....(Золушка)
  9. Очень вредная старуха
    Все ей плохо, все не так.
    Надоедлива, как муха!
    Кто такая?........(Шапокляк)

Ведущий: У некоторых сказочных героев и предметов есть двойные названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую.

Кощей – (Бессмертный)
Елена – (Прекрасная)
Мальчик – (с пальчик)
Иван – (Царевич)
Финист – (ясный сокол)
Братец – (Иванушка)
Змей – (Горыныч)
Андрей – (стрелок)
Крошечка – (Хаврошечка)
Марья – (Моревна)
Никита – (Кожемяка)

Ведущий: А теперь музыкальный конкурс – отгадайте из какого мультфильма – сказки эта песня.

  1. Песенка Винни-Пуха.
  2. Приключения капитана Врунгеля.
  3. Крошка Енот.
  4. Волшебник Изумрудного города.
  5. Бременские музыканты.
  6. Чебурашка.

Ведущий: Следующее задание заставит вас хорошо подумать – на доске слева вы видите список сказок, а справа список пословиц. Подберите к сказке пословицу так, чтобы она подходила как вывод.

“Петушок – золотой гребешок”.
“Колобок”.
“Репка”.
Простота – хуже воровства.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 Ведущий: Все вы, наверно, смотрели передачу “Угадай мелодию”, по этим же правилам попробуйте угадать сказку. (Предложения читаются по одному слову, медленно.)

  1. Дошел/Иван/до/болота/и/видит/сидит/лягушка/и/его/стрелу/держит. (Царевна-Лягушка.)
  2. Жил/старик/со/своей/старухой/у/самого/синего/моря. (Сказка о золотой рыбке.)
  3. Дед/бил/бил/не/разбил/баба/била/била/не/разбила. (Курочка Ряба.)
  4. Посадил/дед/репку/выросла/репка…(Репка.)
  5. Захотелось/Петушку/посмотреть/кто/так/сладко/поет/выглянул/он/в/окно. (Петух и кот.)

Ведущий: Наши первоклассники приготовили вам загадки. Вы видите у каждого первоклассника на голове шапочку с названием сказки, но оно вам не видно. Если вы угадаете сказки – первоклассник повернется. У меня на столе подсказки – серебряные звезды. На звездах написаны имена героев этих сказок. Отгадавший наклеивает звезду на шапочку.

“Маугли”.
“38 попугаев”.
“Незнайка и его друзья”.
“Огниво”.
(Ка, Балу, Багира, Акелла.)
(Слоненок, Мартышка, Удав.)
(Знайка, Пончик, Сиропчик.)
(Старуха, Солдат, Три собаки.)

Ведущий: Попробуйте теперь без подсказок, глядя только на картинки угадать сказки.

1. Царевна-лебедь (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”).

2. Яблоко (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

3. Месяц (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

4. Корыто (“Сказка о золотой рыбке”).

5. Зеркальце (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

Ведущий: Пока первоклассники готовятся к спектаклю, предлагаю вам разгадать кроссворд (кроссворд на листке ватмана или на интерактивной доске, работают самостоятельно)

 

С И Н Е Г Л А З К А
К О Л О Б О К      
А Л Е Н У Ш К А    
З М Е Й            
К О Щ Е Й          
И В А Н            

  1. Имя девицы из сказки “О молодильных яблоках и живой воде”
  2. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.
  3. Сестра Иванушки.
  4. Пресмыкающееся с тремя головами.
  5. Смерть этого героя в яйце.
  6. Мужское имя в сказках.

Подведение итогов.

Сказка “Рукавичка”.

Ведущий: Внимание!

Присказка:
Один, два, три –
Сиди тихо и смотри.
Четыре, пять –
Хотим вам сказку рассказать.
Шесть, семь, восемь –
Внимания просим.
Девять, десять –
Должны вы на вопрос ответить.
Зададим его тотчас,
Когда закончим свой рассказ.

Дети показывают сказку.

Рукавичка (русская народная сказка).

Участвуют куклы: собачка, мышка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Роль деда исполняет ребенок.

Осенний лес. Выходит дед и встает перед ширмой. На ширме появляется Жучка.

Дед.

Нынче в город я ходил,
Всем гостинцев накупил.
Нашей внучке Настеньке –
Сарафанчик красненький,
Дочке – шелковый платок,
Бабке – сдобный кренделек,
Кренделек и сайку.
Себе – балалайку!
Посмотри, честной народ,
Дед из города идет!

Дед перебирает покупки. Когда он вынимает кренделек, Жучка пытается его схватить. Дед отмахивается от нее рукавицей. Рукавичка падает и остается лежать на ширме. Дед уходит. За ним убегает Жучка. Вбегает мышка.

Мышка.

Вот так хата невеличка,
Из овчины рукавичка
На дороге лежит.
В рукавичке буду жить.(заходит за рукавичку)

Лягушка.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Пожелтела вся трава,
Зябнут лапки и живот...
В рукавичке кто живет?

Мышка. Я мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка. А я лягушка-квакушка. Пусти и меня в рукавичку.

Мышка. Иди.

Обе.

В рукавичке мы вдвоем
Очень весело живем!

Заяц.

Серый зайчик-побегайчик,
Я по ельничку бежал,
Я от шороха дрожал,
Я дорогу к своей норке
С перепугу потерял.
А кто здесь? Какой народ
В рукавичке живет?

Мышка. Мышка-норушка, лягушка-квакушка. А ты кто?

Заяц. А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня к себе.

Мышка. Да иди!

Все.

Мы теперь уже втроем
В рукавичке живем!

Лиса.

По кусточкам, по лесам
Ходит рыжая лиса.
Ищет норку – где-нибудь
Приютиться и уснуть...
А кто в этой рукавичке,
В рукавичке-невеличке?

Мышка. Я мышка-норушка.

Лягушка. А я лягушка-квакушка.

Заяц. А я зайчик-побегайчик. А ты кто?

Лиса.

Лисичку-сестричку
Пустите в рукавичку

Мышка. Да уж иди!

Лиса. (лезет) Только хвост не помните!

Все.

В рукавичке вчетвером
Очень весело живем!

Волк.

Листья осыпаются,
Звери ждут зиму...
Волчику-братику
Скучно одному...
Спрятался куда-то
Наш лесной народ...
Чья же это хата?
Кто же в ней живет?

Все (по очереди). Мышка-норушка, лягушка-квакушка..

А ты кто?

Волк. Я волчик-братик. Пустите и меня.

Мышка. Вот горе! Кто ни придет – все в рукавичку.

Куда же ты влезешь?

Волк. Да уж влезу. Пустите!

Мышка. Ну, что с тобой делать! Иди!

Лиса. Осторожней, на хвост не наступи.

Все.

В рукавичке сразу пять
Стали жить да поживать!

Медведь.

Трещат кусты под лапою,
Под лапою мохнатою.
Иду, бреду по ельничку,
По хрусткому валежнику...
Я за медом лазил в улей –
Как трудился, как влезал!
Злюки-пчелы искусали
Нос и уши, и глаза.
Не найду себе покоя:
Нос огнем вот так и жжет.
Рукавичка! Что такое?
В рукавичке кто живет.

Все (по очереди) Я мышка-норушка, а я лягушка-квакушка...

А ты кто?

Медведь. Гу, гу, гу. Как вас много! А я медведь косолапый.

Пустите и меня.

Мышка. Куда же мы тебя пустим, когда и так тесно!

Медведь. Да как-нибудь поместимся.

Мышка. Ну уж иди. Только с краешку.

Мишка полез, звери запищали: “ Ой-ой, ай-ай, лапу отдавил| На хвост наступил! Тише, всю шкуру измял!”

Все.

Кто бы слышал, кто бы видел:
В рукавичке вшестером
В тесноте, да не в обиде
Очень весело живем!

Дед (входит). Говорю, тебе Жучка, я что-то потерял. Чего-то мне не хватает. Внучке Настеньке сарафанчик красненький здесь? Здесь! Дочке шелковый платочек здесь? Здесь! А старухе кренделек здесь? Здесь! И сайка здесь, и балалайка здесь. А что же я потерял?

Ой, погодка холодна,
Ветер так и режет!
Рукавичка здесь одна,
А другая где же?

Эх, Жучка, мы с тобой рукавичку потеряли! Пойдем искать.

(Дед уходит, собака подбегает к рукавичке.)

Жучка. Кто тут шевелится в нашей рукавичке?

Все (по очереди). Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка...

Все.

В рукавичке вшестером
Очень весело живем.
И отсюда в лес холодный
Ни за что мы не уйдем!

Жучка. Не уйдете? А я как начну на вас рычать! Р-р-р-р-р-р!

Мышка. Ой, страшно! (выбегает) Убегу в свою нору, (убегает).

Жучка. Р-р-р-р-р!

Заяц. А я в березник ускачу, (убегает).

Жучка. Как начну на вас фыркать! Фр-фр-фр-фр-фр!

Лягушка. Ой, мне страшно!

Жучка. Фр-фр-фр-фр!

Лягушка.

Ой, меня хватает кто-то,
Ой, попрыгаю в болото! (Скачет.)

Жучка. А вы уйдете?

Лиса. Не уйдем!

Жучка. А вот я как зарычу!

Лиса и волк. Не боимся!

Жучка. Как зафыркаю!

Лиса, волк и медведь. Не боимся!

Жучка. Да как залаю! Гав-гав-гав-гав!

Лиса и волк с криком выскакивают и разбегаются в разные стороны.

Медведь.

Ой, собака злющий враг!
От нее сбегу в овраг.

Жучка. Гав-гав-гав!

Медведь.

Я сейчас убегу,
Только вылезть не могу! (Убегает.)

Собака торжествующе лает. Выходит дед.

Дед.

Что ты, Жучка, лаешь?
Кого ты пугаешь?
Ой, погодка холодна...
Рукавичка! Вот она!

(Берет рукавицу. Поет. Жучка повизгивает.)

Мы сегодня с Жучкой
Из города идем.
Мы сегодня с Жучкой
Гостинцы несем.
Нашей внучке Настеньке
Сарафанчик красненький.
Дочке – шелковый платок,
Бабке – сдобный кренделек,
Кренделек и сайку.
Себе – балалайку.
Всем у нас гостинцы есть.
Рукавички? Обе здесь!
Посмотри, честной народ,
Дед из города идет!

Примечание. Роль деда исполняет ребенок. Ему привязывают бороду усы, одевают по-зимнему: в тулуп и валенки. На руках – большие рукавицы. В руках – корзина с подарками и балалайка.

После аплодисментов ведущий задает вопрос для внимательных зрителей:

– Перечислите подарки, которые нес дед из города.
– Назовите всех животных из сказки “Рукавичка”.

Вручение подарков артистам.

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов/ автор-составитель Я.Ю.Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение.