Урок окружающего мира в 3-м классе "Дорожные знаки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Обучающие:

  • Познакомить с дорожными знаками.
  • Вспомнить правила безопасного поведения на дорогах.
  • Учить распределять знаки на группы.

2. Развивающие: Развивать память, внимание, речь учащихся.

3. Воспитательные: Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения (стих. «Скверная история»)
  • Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) (на протяжении всего урока)
  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, дружбе, оказании помощи тем, кто в ней нуждается (стих. Незнайки)
  • Развитие сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости.
  • Формировании установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества s пределах своих возможностей.

Регулятивные:

  • Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться) (в начале урока)
  • Контроль(сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция) (задание с синонимическим соответствием)
  • Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Познавательные:

Общеучебные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока)
  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока)
  • Структурирование знаний(итог урока)
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки)
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля. (стихи, прочитанный текст о дорожных знаках)
  • Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)

Логические:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)
  • Синтез — составление целого из частей, самостоятельное достраивание (рисовали, разукрашивали знак в соответствии с рекомендациями)
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждений
  • Доказательство (как безопасно переходить дорогу)

Постановка и решение проблемы:

  • Формулирование проблемы (за неделю до урока)
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (искали брошюры со знаками)

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Образовательные технологии, используемые в рамках урока для формирования УУД.

Урок с элементами проектной деятельности.

Оборудование: брошюры с правилами дорожного движения, проектор, магнитофон, набранный текст о дорожных знаках.

Ход урока

1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Во-первых, у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

- Посмотрите, как вы сидите? (в группах).

- Верно, сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать).

- Молодцы, думаю у нас всё получится.

2. Введение в тему урока.

- Послушайте стихотворение, и объясните, почему оно так называется «Скверная история».

Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.

(Включаю запись стихотворения). Почему стихотворение называется «Скверная история»? Какая беда могла случиться? Что не знал Петя? Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов?

(Дорожные знаки)

- Верно, и тема нашего урока — это «Дорожные знаки». Слайд 1, презентация

Давайте посмотрим, что мы сегодня должны сделать на уроке? Слайд 2, презентация

3. Основной этап.

-А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас файлы. Возьмите файл №1.Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.

(Читают, выбирают)

- Итак, какое определение вы выбрали? Верно.

- Вырежьте и наклейте тему нашего урока, рядом наклейте определение.

- К нам на урок прислал сообщение Незнайка, давайте прочитаем. Слайд3, презентация

- Ребята, поможем Незнайке?

Возьмите файл №2, в нём лежат разные способы перехода через дорогу. Но есть как безопасные, так и опасные. Вам нужно найти правильные, рассказать об этом другим группам, назвать ваше правило. (выбрать в группе кто будет отвечать), а остальные слушают, и если не согласны поднимают руку.

(Ищут, совещаются, отвечают)

- Теперь вырежьте, наклейте, и подпишите ваше правило.

- Давайте подумаем, как назовём все эти правила? (правила пешехода), вырежьте название правил, наклейте (можно раскрасить).

- Молодцы, а теперь давайте прогуляемся, чтобы мы смогли отдохнуть и безопасно подойти к следующему этапу нашей работы.

4. Физ. минутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём и домой пешком пойдём.

5. Продолжение основного этапа.

- Незнайка принёс нам знаки. Откройте файлы №З. Выберите именно дорожные знаки. Какие лишние, почему вы так решили?

-А вы знаете о том, что дорожные знаки применяются во всех странах мира и водители транспорта, приезжающие в другую страну, без знания языка понимают обозначение дорожного знака этой страны и могут вести транспорт по незнакомой дороге.

- А какие бывают дорожные знаки? (Ответы детей.)

- Узнаем поточнее.

Возьмите на столе файл №4.

- Прочитайте текст, подчеркните главное цветными карандашами (какие бывают дорожные знаки, что обозначает та или иная группа дорожных знаков, чем отличается та или иная группа знаков, что означают знаки в красном треугольнике, в синем круге, в красном круге, в синем прямоугольнике)

- Первая группа, найдите всё про предупреждающие знаки, прочитайте остальным.

- Вторая, найдите и прочитайте всё, что относится к предписывающим знакам.

- Третья, найдите и прочитайте всё, что относится к запрещающим знакам.

- Вырежьте название ваших знаков и модели, раскрасьте модели в соответствии с указаниями цвета рядом, наклейте название и модель знака.

Решите, Кто в группе будет отвечать про свою группу знаков, расскажите остальным группам. Слайд 4, презентация

-У вас на парте лежит файл №5, со следующим заданием. Совместно прочитайте, совещаясь в гpynneсоедините сочетания слов близких по значению, проверьте. Для этого посмотрите на доску, так ли у вас?

Вырежьте и наклейте в правильной последовательности.

- А теперь посмотрите на знаки, которые вам принёс незнайка, файл №3, выберите из дорожных знаков, знаки вашей группы, вырежьте, наклейте их.

А теперь наклеим знаки для правил пешехода (посовещайтесь, какой знак подходит вам) ответьте.

6. Этап (творческий)

- Ребята, мы с вами определили 4 группы дорожных знаков, три группы распределили, но не коснулись знаков сервиса и информационно — указательных знаков.

Найдите описание в тексте.

- А сейчас будем изобретать новый знак. Прогресс не стоит на месте и кто знает, может ваш знак скоро появится на дорогах.

- Откройте файл №5 прочитайте описание знака. Решите, что это за знак. (читают, выполняют задание на шаблонах)

7. Итог урока. Слайд 5, презентация

Какие знания на уроке получили, где в будущем они пригодятся?