Цели урока:
1. Обучающие:
- Познакомить с дорожными знаками.
- Вспомнить правила безопасного поведения на дорогах.
- Учить распределять знаки на группы.
2. Развивающие: Развивать память, внимание, речь учащихся.
3. Воспитательные: Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения (стих. «Скверная история»)
- Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) (на протяжении всего урока)
- Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, дружбе, оказании помощи тем, кто в ней нуждается (стих. Незнайки)
- Развитие сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости.
- Формировании установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества s пределах своих возможностей.
Регулятивные:
- Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться) (в начале урока)
- Контроль(сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция) (задание с синонимическим соответствием)
- Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
Общеучебные:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока)
- Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока)
- Структурирование знаний(итог урока)
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки)
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля. (стихи, прочитанный текст о дорожных знаках)
- Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)
Логические:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)
- Синтез — составление целого из частей, самостоятельное достраивание (рисовали, разукрашивали знак в соответствии с рекомендациями)
- Установление причинно-следственных связей
- Построение логической цепи рассуждений
- Доказательство (как безопасно переходить дорогу)
Постановка и решение проблемы:
- Формулирование проблемы (за неделю до урока)
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (искали брошюры со знаками)
Коммуникативные:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Образовательные технологии, используемые в рамках урока для формирования УУД.
Урок с элементами проектной деятельности.
Оборудование: брошюры с правилами дорожного движения, проектор, магнитофон, набранный текст о дорожных знаках.
Ход урока
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Во-первых, у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
- Посмотрите, как вы сидите? (в группах).
- Верно, сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать).
- Молодцы, думаю у нас всё получится.
2. Введение в тему урока.
- Послушайте стихотворение, и объясните, почему оно так называется «Скверная история».
Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.
(Включаю запись стихотворения). Почему стихотворение называется «Скверная история»? Какая беда могла случиться? Что не знал Петя? Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов?
(Дорожные знаки)
- Верно, и тема нашего урока — это «Дорожные знаки». Слайд 1, презентация
Давайте посмотрим, что мы сегодня должны сделать на уроке? Слайд 2, презентация
3. Основной этап.
-А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас файлы. Возьмите файл №1.Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.
(Читают, выбирают)
- Итак, какое определение вы выбрали? Верно.
- Вырежьте и наклейте тему нашего урока, рядом наклейте определение.
- К нам на урок прислал сообщение Незнайка, давайте прочитаем. Слайд3, презентация
- Ребята, поможем Незнайке?
Возьмите файл №2, в нём лежат разные способы перехода через дорогу. Но есть как безопасные, так и опасные. Вам нужно найти правильные, рассказать об этом другим группам, назвать ваше правило. (выбрать в группе кто будет отвечать), а остальные слушают, и если не согласны поднимают руку.
(Ищут, совещаются, отвечают)
- Теперь вырежьте, наклейте, и подпишите ваше правило.
- Давайте подумаем, как назовём все эти правила? (правила пешехода), вырежьте название правил, наклейте (можно раскрасить).
- Молодцы, а теперь давайте прогуляемся, чтобы мы смогли отдохнуть и безопасно подойти к следующему этапу нашей работы.
4. Физ. минутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём и домой пешком пойдём.
5. Продолжение основного этапа.
- Незнайка принёс нам знаки. Откройте файлы №З. Выберите именно дорожные знаки. Какие лишние, почему вы так решили?
-А вы знаете о том, что дорожные знаки применяются во всех странах мира и водители транспорта, приезжающие в другую страну, без знания языка понимают обозначение дорожного знака этой страны и могут вести транспорт по незнакомой дороге.
- А какие бывают дорожные знаки? (Ответы детей.)
- Узнаем поточнее.
Возьмите на столе файл №4.
- Прочитайте текст, подчеркните главное цветными карандашами (какие бывают дорожные знаки, что обозначает та или иная группа дорожных знаков, чем отличается та или иная группа знаков, что означают знаки в красном треугольнике, в синем круге, в красном круге, в синем прямоугольнике)
- Первая группа, найдите всё про предупреждающие знаки, прочитайте остальным.
- Вторая, найдите и прочитайте всё, что относится к предписывающим знакам.
- Третья, найдите и прочитайте всё, что относится к запрещающим знакам.
- Вырежьте название ваших знаков и модели, раскрасьте модели в соответствии с указаниями цвета рядом, наклейте название и модель знака.
Решите, Кто в группе будет отвечать про свою группу знаков, расскажите остальным группам. Слайд 4, презентация
-У вас на парте лежит файл №5, со следующим заданием. Совместно прочитайте, совещаясь в гpynneсоедините сочетания слов близких по значению, проверьте. Для этого посмотрите на доску, так ли у вас?
Вырежьте и наклейте в правильной последовательности.
- А теперь посмотрите на знаки, которые вам принёс незнайка, файл №3, выберите из дорожных знаков, знаки вашей группы, вырежьте, наклейте их.
А теперь наклеим знаки для правил пешехода (посовещайтесь, какой знак подходит вам) ответьте.
6. Этап (творческий)
- Ребята, мы с вами определили 4 группы дорожных знаков, три группы распределили, но не коснулись знаков сервиса и информационно — указательных знаков.
Найдите описание в тексте.
- А сейчас будем изобретать новый знак. Прогресс не стоит на месте и кто знает, может ваш знак скоро появится на дорогах.
- Откройте файл №5 прочитайте описание знака. Решите, что это за знак. (читают, выполняют задание на шаблонах)
7. Итог урока. Слайд 5, презентация
Какие знания на уроке получили, где в будущем они пригодятся?