Тип урока: Интегрированный
Оборудование: Компьютерный класс, проектор, презентация Microsoft Office, раздаточный материал, демонстрационный материал.
Используемые педагогические технологии: Технология опережающего обучения; здоровьесберегающие технологии;
Используемая литература: учебник Г. В. Дорофеев; Л. Г. Петерсон «Математика 5 класс».
Цели урока:
- Тренировать способность к использованию признаков делимости для решения задач.
- Закрепить навыки построение и чтения круговых и столбчатых диаграмм.
- Закрепить навыки работы с электронными таблицами
- Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в коррекционную деятельность.
- Продемонстрировать связь математики и информатики.
Демонстрационный материал (приложение 2):
- образец выполнения домашней работы.
- признаки делимости на 2,3,5,6,25.
Раздаточный материал (приложение 1):
- самостоятельная работа №1
- практическая работа № 2
- эталон для самопроверки самостоятельной работы №1
- таблица фиксации результатов.
Ход урока
1. Мотивация к активной деятельности на уроке.
Цель:
- Сформулировать основную образовательную цель урока: проверить свои знания по умению использовать свойства делимости и строить диаграммы.
- Актуализировать внимание, память, мыслительные операции: анализ, обобщение.
Организация учебного процесса на этапе 1:
(На доске тема урока и признаки делимости на 2, 3, 5)
1. Объявление темы и цели урока (презентация, слайд №1)
- Добрый день, тема нашего сегодняшнего урока «Признаки делимости, круговые и столбчатые диаграммы».
Сегодня мы повторим признаки делимости чисел и потренируемся строить диаграммы вручную и при помощи электронных таблиц. Посмотрите на доску, на ней вы видите признаки делимости. Чтобы включиться в работу, давайте выполним несколько устных упражнений:
2. Устный счет с применением свойств делимости чисел. (презентация, слайд №2)
Найдите наименьшее число, кратное 6 и удовлетворяющее неравенству х > 278
Ответ: 282
Назовите наименьшее число, удовлетворяющее неравенству 216 < x < 235, которое делится на 15 и на 25.
Ответ: 225
- Хорошо, молодцы.
3. Повторение пройденного материала по теме «Круговые и столбчатые диаграммы»
Определение диаграммы (презентация, слайд №3)
- Скажите, пожалуйста, что такое диаграмма? Откуда произошло это слово?
Ответ: От греческого diagramma – изображение, рисунок, чертеж.
Диаграмма - графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
Какие виды диаграмм вы знаете?
Ответ: круговая, столбчатая.
Основные этапы построения круговой диаграммы.
- Что мы должны сделать, чтобы построить круговую диаграмму?
Ответ:
- Рассчитать величину каждого сектора в соответствии с вкладом величины в общую сумму.
- Построить круг.
- Отметить в нем сектора для каждой из величин.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
- Организовать отработку этапов построения круговой диаграммы.
- Тренировать навыки чтения столбчатой диаграммы.
- Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1.
- Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу.
- Организовать отработку навыков построения диаграмм при помощи электронных таблиц.
- Мотивировать учащихся к выполнению практической работы № 2.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Построение диаграмм в тетрадях с проверкой выполненного задания с использованием презентации. (презентация, слайды №4-6)
- Сейчас вам предстоит выполнить в тетрадях задания самостоятельной работы №1.
На её выполнение отводится 10 минут. После этого выполним проверку результатов вашей работы.
(Проверка выполняется при помощи презентации).
В 5 «б» классе диагностическую работу выполняли 24 чел.
Получили
- «5» - 8
- «4» - 11
- «3» - 5
Известно, что 3/8 массы льняного семени составляет масло. Постройте круговую диаграмму содержания масла в льняном семени.
Определите, пользуясь столбчатой диаграммой, сколько медалей какого вида завоевала спортивная команда во время олимпиады.
Дополнительная задача: Постройте круговую диаграмму распределения завоеванных медалей.
2. Разминка с сочетанием физических упражнений и отработки математических навыков (презентация, слайд №7)
Молодцы, теперь мы можем немного поразмяться, но разминка будет математической. Попрошу всех встать у своей парты.
Не выполняя вычислений, выясните, корни каких уравнений кратны 2 , 3, 5.
Если уравнение кратно:
- «2» - подними вверх правую руку
- «3» - подними вверх левую руку
- «5» - поморгайте глазами
x : 33 = 30
15 + х = 72
x – 45 = 81
х+ 20 = 54
Следующие упражнения вы будете выполнять вместе с Ольгой Владимировной.
3. Разминка с сочетанием физических упражнений и повторения темы «Электронные таблицы» (презентация, слайд №8)
Если правильно, покивайте головой; если неправильно, то покачайте:
- Электронные таблицы предназначены для создания и редактирования текста
- С помощью электронных таблиц можно строить диаграммы.
- Может быть две ячейки с именем В2.
- С помощью электронных таблиц нельзя производить расчеты .
- Имя ячейки может быть A25.
3. Повторение пройденного материала по теме «Построение диаграмм с помощью электронных таблиц Microsoft Excel».
Цель:
- Повторить основные понятия: имя ячейки, содержание ячейки;
- Повторить этапы построения диаграмм.
- Закрепить навыки решения задач по построению диаграмм с помощью электронных таблиц.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Ученики отвечают на вопросы: (презентация, слайд №9)
1. Из каких элементов состоит рабочая область электронных таблиц?
Ответ: Из ячеек
2. Из чего состоит имя ячейки?
Ответ: Из латинской буквы – имени столбца и цифры-номера строки
3. Что можно хранить в 1 ячейке?
Ответ: Или текст или число или формулу.
Ученики повторяют этапы построения диаграмм при помощи электронных таблиц (презентация, слайд №10).
4. Практическая работа: Построение диаграмм с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Цель:
- Закрепить навыки по внесению данных в рабочую область электронных таблиц;
- Закрепить навыки по построению диаграмм с помощью электронных таблиц;
Организация учебного процесса на этапе 4:
Учащиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют задание по раздаточному материалу (Приложение 1)
Учитель по информатике выставляет оценки за работу.
5. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
- Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
- Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.
- Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
- Выявление места и причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Какая была цель урока? (Повторить признаки делимости, потренироваться строить и читать диаграммы, работать с электронными таблицами)
– Какими признаками делимости вы пользовались?
– С какими трудностями столкнулись в работе?
– Достигнута ли, поставленная в начале урока цель?
– Дайте оценку своей работы на уроке.
Учащиеся работают с карточками (Р-3).
– Что необходимо для успешной работы на последующих уроках?
Д/з.