Интегрированный урок (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Признаки делимости. Круговые и столбчатые диаграммы"

Разделы: Математика, Информатика


Тип урока: Интегрированный

Оборудование: Компьютерный класс, проектор, презентация Microsoft Office, раздаточный материал, демонстрационный материал.

Используемые педагогические технологии: Технология опережающего обучения; здоровьесберегающие технологии;

Используемая литература: учебник Г. В. Дорофеев; Л. Г. Петерсон «Математика 5 класс».

Цели урока:

  • Тренировать способность к использованию признаков делимости для решения задач.
  • Закрепить навыки построение и чтения круговых и столбчатых диаграмм.
  • Закрепить навыки работы с электронными таблицами
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в коррекционную деятельность.
  • Продемонстрировать связь математики и информатики.

Демонстрационный материал (приложение 2):

  • образец выполнения домашней работы.
  • признаки делимости на 2,3,5,6,25.

Раздаточный материал (приложение 1):

  • самостоятельная работа №1
  • практическая работа № 2
  • эталон для самопроверки самостоятельной работы №1
  • таблица фиксации результатов.

Ход урока

1. Мотивация к активной деятельности на уроке.

Цель:

  1. Сформулировать основную образовательную цель урока: проверить свои знания по умению использовать свойства делимости и строить диаграммы.
  2. Актуализировать внимание, память, мыслительные операции: анализ, обобщение.

Организация учебного процесса на этапе 1:

(На доске тема урока и признаки делимости на 2, 3, 5)

1. Объявление темы и цели урока (презентация, слайд №1)

- Добрый день, тема нашего сегодняшнего урока «Признаки делимости, круговые и столбчатые диаграммы».

Сегодня мы повторим признаки делимости чисел и потренируемся строить диаграммы вручную и при помощи электронных таблиц. Посмотрите на доску, на ней вы видите признаки делимости. Чтобы включиться в работу, давайте выполним несколько устных упражнений:

2. Устный счет с применением свойств делимости чисел. (презентация, слайд №2)

Найдите наименьшее число, кратное 6 и удовлетворяющее неравенству х > 278

Ответ: 282

Назовите наименьшее число, удовлетворяющее неравенству 216 < x < 235, которое делится на 15 и на 25.

Ответ: 225

- Хорошо, молодцы.

3. Повторение пройденного материала по теме «Круговые и столбчатые диаграммы»

Определение диаграммы (презентация, слайд №3)

- Скажите, пожалуйста, что такое диаграмма? Откуда произошло это слово?

Ответ: От греческого diagramma – изображение, рисунок, чертеж.

Диаграмма - графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Какие виды диаграмм вы знаете?

Ответ: круговая, столбчатая.

Основные этапы построения круговой диаграммы.

- Что мы должны сделать, чтобы построить круговую диаграмму?

Ответ:

  1. Рассчитать величину каждого сектора в соответствии с вкладом величины в общую сумму.
  2. Построить круг.
  3. Отметить в нем сектора для каждой из величин.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

  1. Организовать отработку этапов построения круговой диаграммы.
  2. Тренировать навыки чтения столбчатой диаграммы.
  3. Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1.
  4. Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу.
  5. Организовать отработку навыков построения диаграмм при помощи электронных таблиц.
  6. Мотивировать учащихся к выполнению практической работы № 2.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1. Построение диаграмм в тетрадях с проверкой выполненного задания с использованием презентации. (презентация, слайды №4-6)

- Сейчас вам предстоит выполнить в тетрадях задания самостоятельной работы №1.

На её выполнение отводится 10 минут. После этого выполним проверку результатов вашей работы.

(Проверка выполняется при помощи презентации).

В 5 «б» классе диагностическую работу выполняли 24 чел.

Получили

  • «5» - 8
  • «4» - 11
  • «3» - 5

Известно, что 3/8 массы льняного семени составляет масло. Постройте круговую диаграмму содержания масла в льняном семени.

Определите, пользуясь столбчатой диаграммой, сколько медалей какого вида завоевала спортивная команда во время олимпиады.

Дополнительная задача: Постройте круговую диаграмму распределения завоеванных медалей.

2. Разминка с сочетанием физических упражнений и отработки математических навыков (презентация, слайд №7)

Молодцы, теперь мы можем немного поразмяться, но разминка будет математической. Попрошу всех встать у своей парты.

Не выполняя вычислений, выясните, корни каких уравнений кратны 2 , 3, 5.

Если уравнение кратно:

  • «2» - подними вверх правую руку
  • «3» - подними вверх левую руку
  • «5» - поморгайте глазами

x : 33 = 30

15 + х = 72

x – 45 = 81

х+ 20 = 54

Следующие упражнения вы будете выполнять вместе с Ольгой Владимировной.

3. Разминка с сочетанием физических упражнений и повторения темы «Электронные таблицы» (презентация, слайд №8)

Если правильно, покивайте головой; если неправильно, то покачайте:

  1. Электронные таблицы предназначены для создания и редактирования текста
  2. С помощью электронных таблиц можно строить диаграммы.
  3. Может быть две ячейки с именем В2.
  4. С помощью электронных таблиц нельзя производить расчеты .
  5. Имя ячейки может быть A25.

3. Повторение пройденного материала по теме «Построение диаграмм с помощью электронных таблиц Microsoft Excel».

Цель:

  1. Повторить основные понятия: имя ячейки, содержание ячейки;
  2. Повторить этапы построения диаграмм.
  3. Закрепить навыки решения задач по построению диаграмм с помощью электронных таблиц.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Ученики отвечают на вопросы: (презентация, слайд №9)

1. Из каких элементов состоит рабочая область электронных таблиц?

Ответ: Из ячеек

2. Из чего состоит имя ячейки?

Ответ: Из латинской буквы – имени столбца и цифры-номера строки

3. Что можно хранить в 1 ячейке?

Ответ: Или текст или число или формулу.

Ученики повторяют этапы построения диаграмм при помощи электронных таблиц (презентация, слайд №10).

4. Практическая работа: Построение диаграмм с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.

Цель:

  1. Закрепить навыки по внесению данных в рабочую область электронных таблиц;
  2. Закрепить навыки по построению диаграмм с помощью электронных таблиц;

Организация учебного процесса на этапе 4:

Учащиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют задание по раздаточному материалу (Приложение 1)

Учитель по информатике выставляет оценки за работу.

5. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

  1. Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
  2. Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.
  3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
  4. Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Какая была цель урока? (Повторить признаки делимости, потренироваться строить и читать диаграммы, работать с электронными таблицами)

– Какими признаками делимости вы пользовались?

– С какими трудностями столкнулись в работе?

– Достигнута ли, поставленная в начале урока цель?

– Дайте оценку своей работы на уроке.

Учащиеся работают с карточками (Р-3).

– Что необходимо для успешной работы на последующих уроках?

Д/з.