Профессиональная подготовка учащихся с недостатками интеллектуального развития в условиях сельской коррекционной школы как одно из необходимых условий их дальнейшей социальной адаптации

Разделы: Коррекционная педагогика


Актуальность

Концепция модернизации Российского образования и условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается детям с нормальным развитием и, тем более, сложно идет процесс социализации у детей с недостатками интеллектуального развития. Поэтому школа-интернат должна создать условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей культуры и предоставить возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями.

В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей с недостатком интеллектуального развития. Ведь ушло в прошлое, когда даже выпускник сельской коррекционной школы устраивал личную жизнь по четко действующей схеме: ПТУ – трудоустройство на базовом предприятии с получением места в общежитии или школа – прямое производство (в сельской местности чаще всего это была ферма).

В условиях рыночной экономики, когда повсеместно идет сокращение кадров производства, с/х предприятий приходится учитывать противоречия между существующей системой профессионального образования и материальными затруднениями и возможностями родителей данной категории детей. Прием в ПТУ проводится на конкурсной основе, что не могут выдержать наши ученики. Следовательно, самым плодотворным для формирования основ мировоззрения культуры профессионального и жизненного самоопределения периодом, что и подтверждено многочисленными научными изысканиями, является юношеский возраст, совпадающий с периодом обучения учащихся в 10-11 классах. Вот поэтому с 2004 года наше образовательное учреждение перешло на новый учебный план с 11-летним сроком обучения.

Вот этим объясняется мое обращение к проблеме профессиональной подготовки. Ведущей идеей моей работы является: «Профессиональная подготовка учащихся с недостатками интеллектуального развития в условиях сельской коррекционной школы как одно из необходимых условий их дальнейшей социальной адаптации».

Цель: создать систему профессиональной подготовки для получения специальности каменщик 3 разряда учащихся с недостатками интеллектуального развития в условиях сельской коррекционной школы.

Задачи, которые необходимо решить:

  • Изучить и проанализировать имеющуюся научно-методическую литературу по проблеме исследования
  • Адаптировать программу профессиональной подготовки для учащихся с недостатками интеллектуального развития в условиях сельской коррекционной школы.
  • Разработать показатели сформированности практических знаний и навыков.
  • Отследить уровень сформированности практических навыков учащихся 10-11 классов.

Специальная коррекционная школа-интернат, как школа полного дня имеет несколько преимуществ для социальной адаптации учащихся через профессиональную подготовку:

  1. Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей. Что реально неосуществимо в рамках ПТУ.
  2. Наполняемость классов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений 8 вида – 12 человек, тогда как в ПТУ норма наполняемости группы 25 человек.

Еще одно подтверждение актуальности проблемы обновления содержания профессионально-трудового обучения в СКОУ 8 вида – это концепция модернизации Российского образования, направленное на обучение, направленное на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, цель которой: расширить возможности социализации учащихся.

Осуществление данного направления не может быть ограничено трудовым обучением и должно охватывать весь комплекс учебно-воспитательной работы, как показала практика и результаты исследований специалистов-дефектологов, наиболее перспективно как с позиции потребностей общества, так и с позиции удовлетворения потребностей личности выпускника коррекционной школы с целью организации профессиональной подготовки для получения профессии каменщика 3 разряда.

Для практического осуществления данного направления потребовалось решить комплекс задач:

  • Внести изменения в государственную программу по трудовому обучению, адаптировать программу подготовки учащихся по специальности каменщик 3 разряда;
  • Выстроить систему социализации учащихся сельской коррекционной школы через профессиональную подготовку.

Для реализации данных задач была разработана программа по изучению курса «Каменщик 3 разряда», которая утверждена на заседании методического совета учителей трудового обучения.

В ходе апробации данной программы сложился алгоритм действий по профессиональной подготовке детей с недостатками развития в сельской коррекционной школе:

Алгоритм профессиональной подготовки учащихся

1) Выбор специальности учащимися (7-9 класс)
2) Обсуждение правильности выбора учеником профессии и утверждение состава профессионального класса на школьном ПМП(к) (9 класс)
3) Овладение учащимися профессиональными умениями и навыками (10- 11 класс)

  • вводные уроки, экскурсии;
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки формирования умений и навыков;
  • уроки проверки знаний, умений и навыков.

4) Трудовая практика в строительных организациях
5) Сдача экзаменов по специальности каменщик третьего разряда

Рассмотрим данный алгоритм.

Выбор специальности учащимися. В этом плане создана в школе образовательная среда, оптимально помогающая ребенку сделать правильный выбор. Начиная с 4 класса, на уроках трудового обучения ученики знакомятся с профессиями. Ежегодно в ноябре месяце проводится праздник труда с приглашением выпускников работающих по специальности. На этом празднике учителя сельскохозяйственного труда выступают перед учениками по выбору профессии. На родительских собраниях проводится разъяснительная работа о преимуществах получения профессии в стенах родной школы. В результате проделанной работы ученик принимает решение о выборе профессии.

Обсуждение правильности выбора учеником профессии и утверждение состава профессионального класса на школьном ПМП(к). Ежегодно проводится заседание школьного ПМП(к) на котором обсуждается правильность выбора учеником профессии. Медицинский работник сообщает о состоянии здоровья ученика по результатам углубленного медицинского осмотра ЦРБ, классный руководитель –о желании родителей, ученик высказывает собственное мнение. При принятии решения ПМП(к) учитываются также способности ученика. Результатом работы является комплектование профессионального класса.

Овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями и навыками. Работая по данной программе, сложилась система подачи учебного материала.

Система подачи учебного материала.

А) Вводные уроки-экскурсии. Уроки такого типа проводятся в начале изучения большого раздела программы (основы технологии кирпичной наладки). Вводные уроки имеют цель: создание у школьников соответствующих психологических установок на предстоящую учебную работу, пробуждение интереса к теоретическим знаниям, раскрытие практической роли знаний.

Б) Уроки изучения нового материала. Данные уроки посвящаются изучению нового, достаточно большого по объему и сложного материала, требующего глубокой проработки. Уроки этого типа имеют следующую структуру: постановка задач урока, организация познавательной деятельности по изучению новой терминологии, закрепление его по частям. На таком уроке применяются главным образом словесные методы обучения, играющие основную роль в формировании знаний. К устному изложению учебного материала предъявляются следующие требования: доступность содержания, умелый подбор факторов, логическая последовательность, упрощенного для понятия детей материала, связь материала с жизненным опытом.

Усвоение новой терминологии происходит по следующей схеме: термин записывается на доске, показывается карточка, ученики записывают новые слова, затем записывают в словарики с доски.

Большие возможности для проявления деятельности имеет беседа с постановкой проблемных вопросов, которые позволяет выявить индивидуальные особенности учеников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень знаний.

Однако вместе с беседой необходимым условием формирования знаний считается грамотная речь учителя, как образец стройного изложения основных мыслей.

Для поддержания у учащихся устойчивого внимания к активизации их мыслительной деятельности в течение длительного времени устное изложение материала дополняется демонстрацией плакатов и наглядных пособий. Применение данного метода развивает у учеников наглядно-образное мышление, наблюдательность, зрительную память. Наглядные методы тесно связаны со словесными. При объяснении, учебный материал делится на логические части, каждая из них анализируется, и подводятся краткие итоги.

Для закрепления полученных знаний на уроке применяется работа с книгой как важное средство самостоятельной работы. Работая с книгой, ученики приучают себя внимательно читать учебное пособие, осознавая цель чтения. Чтение начинают с ознакомления рисунков помещенных в параграфе, читают подрисуночный текст, после этого указанный текст. Прочитав текст, учащиеся еще раз просматривают контрольные вопросы, отвечают на них вслух друг другу. Постоянно требуется, чтобы ответы учащихся были не только правильными, но и технически грамотно изложенными, применением новых изученных слов. С целью воспитания интереса к уроку (к изучению теоретического материала) используются фильмы. В результате целенаправленной работы дети получают необходимые знания, которые в дальнейшем закрепляют практически.

В) Уроки формирования умений и навыков. Данные уроки направления на формирование практических умений, которые проводятся мастером производственного обучения. Уроки тесно связаны с теоретическими знаниями, их закреплением и применением. Формой учебной деятельности учеников на этих уроках являются практические работы. Часть практических работ выполняется и в ходе проведения теоретических уроков. В основном это обучающие практические работы. Уроки формирования умений и навыков содержат следующие структурные элементы: постановка образовательно-воспитательных задач, ознакомление учеников с учебными средствами, необходимыми для выполнения практических работ, инструкции по овладению приемами практической работы, выполнение учениками практических работ, подведение итогов.

Суть практических методов обучения состоит в том, что мастер показывает трудовые приемы и способы выполнения работы непосредственно на фрагментах кирпичной кладки, обучает извлекать из них новые для школьников знания (читать и анализировать технологическую карту, сопоставлять ее с натуральным объектом).

Учебное занятие следует организовывать так, чтобы характер многих трудовых заданий был подобен производственным – это способствует формированию у учащихся учебно-трудовой адаптации.

Самостоятельную работу учащихся на уроке предлагается строить так, чтобы и в процессе овладения отдельной операцией просматривалась операционно-комплексная система: в начале приобретение первоначальных умений по отдельным приемам, действия или движениям, совершенствование умений в процессе выполнения всей операционно-комплексной работы. В результате учащиеся способны выполнять различные элементы кладок и отдельные работы.

В операционно-комплексной системе учащиеся в определенной последовательности овладевают сначала отдельными операциями, а иногда и трудовыми приемами, пока еще не связанными между собой в единое целое технологическим процессом. При этом внимание сосредотачивается на освоении правильных приемов, действий, движений. Длительность освоения зависит от сложности операций и от подготовки учащихся.

Следующим этапом являются комплексные работы, включающие в себя операции, по которым учащиеся получили первоначальные умения. В процессе выполнения комплексных работ совершенствуется ранее приобретенные умения по сочетанию операций в единый комплекс, по выполнению работы в необходимой последовательности. Для повышения эффективности профессиональной подготовки на практических занятиях выделяется три основных элемента: вводный инструктаж, самостоятельная работа и текущий инструктаж.

Выпускники дополнительно тестируются по итогам 1 и 2 полугодия.

Для реализации 3 задачи разработаны показатели сформированности практических навыков, которые состоят из:

  • навыков контроля за работой;
  • навыков выполнения по устройству фундаментов, кладки простых стен из кирпича и мелких блоков;
  • навыков укладки цементной стяжки;
  • навыков выполнения ремонтных работ;
  • измерительных навыков.

Анализируя итоги проверки уровня сформированности практических навыков, увидели низкий уровень измерительных навыков. Это проблема была предметом обсуждения на заседании МО учителей труда, куда входят и учителя математики. В принятом решении было записано: изменение содержания задач на уроках математики. Это потребовало от учителей математики разработки и включения задач для решения на уроках математики, содержание которых предполагает практическое определение норм выработки, нахождения площадей и объемов. Средний уровень имеют навык контроля за работой. Ежегодно наблюдается высокий уровень сформированности навыков устройства фундаментов, кладки стен, укладки измерительной стяжки, выполнения ремонтных работ. Но, социальная адаптация предполагает не только получение определенной суммы знаний и сформированности практических навыков по специальности, а всю работу необходимо рассматривать, как систему структурных составляющих, которой являются такие показатели как: бережное отношение к результатам труда, уважительное отношение к старшим, дисциплинированность, дружелюбное отношение к сверстникам. Эти показатели отслеживаются в картах развития через анкетирование. Но главным показателем воспитанности является то, что выпускники работают, создают семьи, ведут личное подсобное хозяйство.

О результативности работы можно судить по следующим показателям:

1. Уровень обученности показал, что с 2004 г. по 2010 г. – 100% учащихся, допущенных к итоговой аттестации, получили квалифицированное удостоверение каменщик 3 разряда. 80 % учащихся на итоговой аттестации показывают хорошие и отличные знания.

2. Уровень социально-трудовой адаптации. Для того чтобы узнать уровень социализации и трудовой адаптации были разработаны анкеты двух видов. Первую анкету ученик получает перед весенними каникулами. Получив положительные ответы на вопросы, ученик идет на практику в строительную организацию со второй анкетой. Анализ этих анкет показал, что учащиеся имеют соответствующие знания и навыки кирпичной кладки, что они послушны, дисциплинированны, любознательны, могут поддержать беседу о проблемах строительства, общительны, трудолюбивы.

Анализ катамнестических данных показал, что трудоустроены:

  • 91% выпускников 2008 года;
  • 91% выпускников 2009 года;
  • 75% выпускников 2010 года.

Результатом предложенной методики сформированности профессиональных знаний, умений и навыков является то, что выпускники специальной (коррекционной) школы 8 вида (а это юноши и девушки 18-19 лет) выходят в жизнь с профессиональными навыками и необходимым жизненным запасом знаний, достаточными для социализации.

Но наряду с успехами нельзя не назвать и существующую проблему, которая заключается в том, что из-за отсутствия сельскохозяйственных предприятий и строительных организаций затруднено трудоустройство учащихся проживающих в сельской местности.

Данная система профессиональной подготовки учащихся коррекционной школы апробирована и ее эффективность подтверждается положительной динамикой и результативностью: учащиеся овладевают предложенными специальностями, успешно интегрируются в общество как личности и имеют положительные отзывы из трудовых коллективов, в которых трудоустроены выпускники школы.

Опыт решения данной проблемы доказали исследования (Дульнев, 1969 г.; Мирский. 1988 г.; Коркунов 1990 г.), что олигофрения не является неким застывшим неизменным состоянием, что выпускники коррекционных школ 8 вида могут успешно осваивать различные профессии в стенах образовательного учреждения и адаптироваться в быту и социуме.

Список используемой литературы:

  1. Баранов С.Е. Сущность процесса обучения. М. 1981.
  2. Капустина Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М: Академия 1999.
  3. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Монография – Екатеринбург 1998.
  4. Марченко А.В. О целях, задачах и особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология, школа и производство»1998.
  5. Мирский С.Л. Об учебных программах профессионально-трудового обучения вспомогательной школы. «Дефектология»1981.
  6. Мирский С.Л. Подготовленность учащихся вспомогательной школы к труду «Дефектология» 1993.
  7. МирскийС.Л. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в экономических условиях «Дефектология»1994.