Возраст ребенка 6-7 лет – это период его жизни, когда окончательно формируются все предпосылки его успешного обучения в школе. Это и эмоционально-волевая сфера, и физическое развитие, и познавательная деятельность.
Ребенок в этом возрасте становится более развитым физически: в течении седьмого года жизни его рост увеличивается в среднем на 10 см, вес на 3,5-5 кг. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышается работоспособность. Движения становятся более координированными и точными. Развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук, способствующие овладению навыками письма.
Более целенаправленным становится восприятие ребенка. Развивается наблюдательность, формируется точный глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих предметы. Развивается произвольное, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное.
Более устойчивым становится внимание. Ребенок может уже сосредоточенно работать, выполнять задание на основе длительного интереса. Формируется умение ребенка выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их, делать обобщения.
О явлениях, которые ему знакомы, он может высказывать правильные суждения, свое умозаключение, объясняя, что такое хорошо и что такое плохо, что необходимо для получения того или иного результата. Например, объяснит, где растут овощи, как необходимо за растениями ухаживать, что происходит с ними в разное время года. Может назвать предметы, обобщить их одним словом и объяснить их наличие или необходимость в нашей жизни. Все это говорит о наличии у детей этого возраста определенных представлений о некоторых жизненных явлениях, о познавательных интересах, любознательности.
По исследованиям психологов и педагогов, игра и труд, занятия учебной направленности способствуют развитию самостоятельности и организованности ребенка, моральному переживанию, касающемуся оценки своего поведения, поступков и отношений людей.
В большинстве случаев таким ребенок становится к 6-7 годам в результате целенаправленного воспитания, условий жизни. От того, как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие, положительное отношение к обучению и школе.
С поступлением ребенка в школу, начинается его переход к новому образу жизни, обязанностям, положению в обществе. Это и ответственность за свою учебу перед учителем, школой, семьей и подчинение системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.
Особый тип взаимоотношений складывается между учеником и учителем. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка, он является представителем общественных требований к ребенку. Отметка, которую ученик получает на уроке, не выражение личного к нему отношения, а объективная оценка его знаний. Плохую отметку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием. Отметка и успехи в учебе являются главным “мерилом” положения ребенка в группе сверстников. Усвоение знаний в процессе учебной деятельности становится единственной целью. Если в дошкольном возрасте ребенок усваивал знания посредством целенаправленных игр, то в школе, посредством организованной формы урока, на котором время рассчитано до минуты, и необходимо следить за указаниями учителя и четко их выполнять.
Особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к его личности, психическим качествам, знаниям и умениям. Это умение понимать смысл учебных задач, осознание способа выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, желание стать школьником и учиться.
Для школьника большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: рюкзаки, пеналы, звонки, перемены, сидения за партой и т.д.
Готовность ребенка к школе в плане умственного развития включает определенный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, явлениях живой и не живой природы, о людях, их труде и т.д. Но важно и умение связно, последовательно и понятно для окружающих излагать свои знания, передавать ход своей мысли, выстраивая логическую последовательность. Это требует специального речевого воспитания. Учим ребенка пересказывать детские литературные произведения, рассказывать по картине, игрушке. Также необходимы по мимо пересказа и чтения вопросы по содержанию литературного произведения, которые могут ставиться в разнообразной форме: о чем говорится в рассказе? что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа? что ты можешь рассказать о героях рассказа, сказки? какие они? кто тебе понравился и почему? и т.д.
Желательно углублять восприятие детьми литературных произведений. Для этого даем задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, подбор рифмы к заданному слову.
Примерные задания детям 6-7 лет.
После ознакомления с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, задаем ребенку вопрос: “С чем сравнивается то или иное явление?”, затем просим самого придумать сравнение (подобное или противоположное).
Обращаем внимание ребенка на эпитеты. Спрашиваем, где или к каким предметам можно их употребить, назвать.
Для работы с антонимами лучше использовать пословицы и поговорки: “Мягко стелет, да жестко спать”, “Мал телом, да велик делом”, “Здоров на еду, да хил на работу”.
Работа над звуковой культурой речи ребенка предусматривает и работу над дикцией, темпом речи, умением регулировать силу голоса, передавать различные интонации, изменять смысловое ударение.
Обратим внимание на правильность согласования количественных числительных с существительными в устной речи детей: один пальчик, два пальчика, …пять пальчиков. Частыми ошибками бывает употребление окончаний – ов, -ев, в родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний (сапог, девочек, березок и т.п.) и окончаний –ей (людей, ежей, карандашей). Для устранения используем тетради с заданиями “Говори правильно”.
Для формирования активного словарного запаса используем следующие упражнения:
1. Подбор эпитетов и определений к предметам. Или узнать по определениям предмет.
Какие бывают кошки? (Лохматые, пушистые, черные, умные).
Круглый, оранжевый, сочный, вкусный – что это? (Апельсин).
2. Подбор действий к предмету и наоборот.
Река что делает? (Шумит, течет, замерзает, разливается).
На небе светит, землю согревает, тучи разгоняет – что это? (Солнце).
3. По началу предложения закончить его самостоятельно.
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун а …(лук).
Наша Таня громко … (плачет).
4. Распространение предложений.
Белка прыгает.
Задаем вопросы: куда? зачем? где? почему? И просим еще раз рассказать все самого ребенка.
Формирование умения делить предложения на слова, начинаем с предложений из двух слов типа: “собака сидит”. Просим ребенка повторить услышанное, затем спрашиваем: “Первое слово было собака, а потом было какое слово?”. Затем переходим к более длинным предложениям.
Часто встречаются в устной речи детей и недостатки звукопроизношения, что, безусловно, влияет на правильность чтения и грамотность письма: пропускаются звуки, заменяются другими, смешиваются рядом стоящие, искажаются неправильной работой органов артикуляционного аппарата.
Когда неправильность произношения проявляется в единичных звуках, родители сами могут устранить это нарушения.
В народе испокон веков считалось, что ребенок “картавит” - не произносит “р”. Практика работы последних лет выявляет закономерность отсутствия звука “л” или его замены, искажения при наличии в речи четкого правильного произношения звуков “р”, “рь” у детей поступающих в школу.
Коррекция звука “л”.
Постановку проводим от звука “ы”. При разомкнутых губах широко распластанный кончик языка слегка прикусываем зубами, и протяжно произносим звук: “ыыыы…”.
Затем, удерживая язык между зубами, произносим звук “л” с добавлением гласного: “ла-ло-лу-лы”. Обращаем внимание ребенка, что при этом нижняя губа на зубы не натягивается, зубы видно. Правильное произношение закрепляем в словах, предложениях, самостоятельной речи.
Коррекция звуков “р”, “рь”.
Способ 1. Просим ребенка улыбнуться и показать, как дразнится широкий язычок. (Язык движется по небу от горла к верхней губе и назад). Слышится при этом: “бр-бр-бр…”. Далее переходим к слогам и словам со стечением согласных “бр” и “пр”: бревно, брякать, брюки, привет, принеси, пряник, брызги, прыгать, брошка, брови, брат, пружина, пробка, прутик. От этих слов переход к словам с прямыми (ра-ро-ру) или обратными (ар-ор-ур) слогами, в зависимости от умения ребенка.
Способ 2. Широко раздвинуть зубы, кончик языка прижать к верхним коренным зубам в виде “грибочка” и с силой дуть на язык: “тррррр…”. Поднесите ладонь ко рту ребенка. При правильном произнесении звукосочетания “тр”, вы должны ощутить длительную вибрацию выдыхаемой воздушной струи на ладони. Далее переход к слогам и словам типа: травка, трубы, друзья, драка, дрова, три, трюмо, требовать, дремать. Затем слова с прямыми и обратными слогами без звуков “т” и “д”.
Коррекция звуков “ш”, “ж”.
Показать ребенку, как шипит гусь, загибая при этом края своего языка, в виде “чашечки”, и продвигая его в полость рта, вверх к горлу, округляя при этом губы, смыкая зубы. Положение языка на звук “ж”, подражая жужжанию жука, то же самое. Чтобы ребенок понял разницу в произношении, положите его ладонь на ваше горло, затем на его.
Коррекция звуков “с”, “з”.
По подражанию комару, (ззззз….) или накачиванию насосом велосипедной шины (ссссс…). Если не получается по подражанию, положите конец спички по средней линии языка, высунутого изо рта ребенка. Попросите закусить ее зубами, улыбнуться и подуть на язык: “зззззз…”, “сссссс…”. Будет получаться “с”, “з” - убираем язык за зубы и произносим: слог – слово – предложение. Например: са – самолет – самолет летит высоко.
В случае неправильного произношения ребенком многих звуков, неподдающихся коррекции в домашних условиях, покажите ребенка логопеду.